«Интерстеллар»: Эйнштейн бы одобрил

«Интерстеллар»: Эйнштейн бы одобрил

Кино — «Интерстеллар»: Эйнштейн бы одобрил
Забудьте о гипердрайвах и бластерах, Кристофер Нолан нашел кое-что более фантастическое. Называется «реальные законы физики».
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Интерстеллар»: Эйнштейн бы одобрил

Любите ли вы науку и космос так, как их любит Кристофер Нолан? Вопрос не праздный, потому что «Интерстеллар» снят именно для тех, кто соскучился по классической научной фантастике о космонавтах, ученых и судьбе человечества. К тем же, кто засыпает, услышав философские диалоги и научные термины, Нолан беспощаден. Невежды, хрустящие попкорном, — вон из зала!

Жанр: научная фантастика
Производство: Legendary Pictures, США
Слоган: «Следующий шаг человечества станет величайшим»
Режиссер: Кристофер Нолан
Сценаристы: Джонатан Нолан, Кристофер Нолан
В ролях: Мэтью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Майкл Кейн, Мэтт Дэймон
Мировая премьера: 26 октября 2014 года
Сайт: interstellar-movie.com
Похожие фильмы: «Пекло», «Космическая одиссея 2001 года», «Гравитация»

Остановите Землю, я сойду

Это ни в коем случае не значит, что фильм скучный. По зрелищности он заткнет за пояс большинство блокбастеров этого года. Сцены в космосе захватывают дух, спецэффекты в них не хуже, чем в прошлогодней «Гравитации». Виды других планет завораживают. Хватает тут и типично нолановских неожиданных поворотов сюжета, конфликтов и масштабных катастроф.

Но отключить мозг и отдохнуть, любуясь картинкой, не выйдет. «Интерстеллар», как строгий школьный учитель, требует от своих зрителей думать. Нолан, который сделал себе имя на лихо закрученных, но в первую очередь развлекательных боевиках и триллерах вроде «Начала» и «Темного рыцаря», снял свой самый умный фильм. «Интерстеллар» — это философское высказывание о будущем, о космосе, экологии и сущности человека.

► Конец света по «Интерстеллару» не похож на шоу. Мир погубят не ядерные бомбы, а пылевые бури, гибель посевов и человеческая тупость.

Будущее, если верить Нолану, у нас с вами далеко не светлое. В ближайшее столетие люди в погоне за роскошью и комфортом загадят планету, израсходуют почти все ценные ресурсы и окажутся на грани вымирания. Про дорогостоящее освоение космоса придется забыть. Забавная деталь отлично иллюстрирует, как изменилось общество в «Интерстелларе»: в школах будущего учат, что американцы на Луну не летали, а кадры высадки — подделка. Все для того, чтобы дети не мечтали о звездах. «Вот и вы такие же, — слышится упрек режиссера между строк. — Уткнулись в мониторы и перестали смотреть на звезды».

Рассказу об умирающей Земле посвящен весь первый час фильма. Это самая опасная часть, на которой легко заскучать и потерять интерес. Фантастические блокбастеры приучили нас к стремительному развитию событий, а Нолан нещадно кормит зрителей описаниями и деталями, не давая отворачиваться. Герои дотошно объясняют друг другу (а по сути — нам), что не так с Землей, почему люди вновь вспомнили о звездах и как именно космонавты туда полетят в поисках нового дома. Но долго так продолжаться не могло — фильм все-таки про космос. И два часа звездных приключений сполна искупают затянутое вступление.

► Загогулина на горизонте — это черная дыра. Если миссия Купера увенчается успехом, у наших потомков будет вот такое противное солнце.

Червоточины без сюжетных дыр

Космический полет в «Интерстелларе» показан настолько реалистично, насколько это вообще возможно в фантастике. Сценаристов консультировал известный физик Кип Торн, так что все временные парадоксы, черные дыры и червоточины здесь максимально близки к тому, как их представляет наука. И они в картине не просто есть, но важны для сценария.

Создатели «Интерстеллара» взялись за, казалось бы, невыполнимую задачу: доказать, что реальные законы физики могут не хуже, чем фантастические условности, служить основой для интересных сюжетов. Им это удалось, но не без легкого жульничества. Капсулы анабиоза работают «роялем в кустах», позволяющим сводить на нет многие ограничения, выдуманные Эйнштейном. «Интерстеллар» — самый научный из фантастических фильмов последнего десятилетия, он свято блюдет законы физики, но даже здесь они — скорее рамки, чем источник вдохновения.

► Эта конструкция, похожая на противотанкового ежа, как ни странно, робот. Он состоит из подвижных модулей и может принимать разные формы. В состоянии покоя он похож на монолит из «Космической одиссеи 2001 года», только не гудит, а шутит и болтает без умолку.

Впрочем, на такие мелочи нетрудно закрыть глаза. Потому что и без научно-популярной нагрузки «Интерстеллар» увлекает, затягивает и впечатляет. Кристофер и его брат Джонатан Нолан не были бы собой, если бы не превратили космическое «роуд-муви» о посещении нескольких планет в аттракцион с неожиданными сюжетными поворотами. Никогда не угадаешь, какую подлянку они подстроят героям в следующую минуту. И если в начале фильма какие-то детали казались притянутыми за уши, то финал расставляет все по местам. У всех странностей есть разумные объяснения, а у кажущихся сюжетных дыр — надежные затычки.

«Интерстеллар» не только дает пищу для ума, но и затрагивает нужные струны души. Его герои не супермены, а живые люди, и у каждого из них своя трагедия. Один бросает семью, чтобы спасать человечество; другой обманывает соратников, чтобы они не теряли волю к борьбе; третий лишается рассудка от одиночества... На сценах, где космонавты смотрят видеопослания из дома, прослезится даже самый черствый циник.

► Что немного обидно — мир спасают одни американцы, а не международный экипаж. Нолана политкорректность не волнует.

За такую глубину эмоций надо сказать спасибо отличным актерам. Мэтью Макконахи великолепен в главной роли астронавта Купера. Джессика Честейн почти в одиночку тащит на себе параллельную сюжетную линию на Земле. По-прежнему обаятелен и древний, как само кино, Майкл Кейн

Любите, девушки, ученых!

Да, «Интерстеллар» — не из тех фильмов, каких мы привыкли ожидать от Нолана. Долгий серьезный эпос о космосе и будущем — это обычно по части Ридли Скотта или Джеймса Кэмерона. Но первый потерпел неудачу с «Прометеем», искалеченным сценаристами, а второй, похоже, еще много лет будет штамповать легкомысленные «Аватары».

Так что именно на плечи Нолана легла невероятно амбициозная задача — восстановить почти утерянную связь между фантастикой и наукой и возродить мечту о космосе. Мечту, которая почти умерла в последние десятилетия. Казалось бы, мы живем в эпоху сбывшихся чудес, прогресс идет семимильными шагами... но куда-то не туда. Кто бы поверил полвека назад, что нога человека так и не ступит на Марс, а на шедеврах техники люди будут в основном смотреть смешное видео с котиками?

«В мое время каждый ребенок мечтал стать космонавтом. Мы сходили с ума по «Космической одиссее» Кубрика, — рассказывал режиссер на «Комик-коне». — И я хочу, чтобы нынешнее поколение тоже видело такие истории на экране».

В каком-то смысле у Нолана и впрямь получилась «Космическая одиссея» новой эпохи. Только куда более дотошная, разжевывающая все, что Кубрик оставил бы на откуп зрителю. Помните сюрреалистический полет в иное измерение, которым кончается «Одиссея»? В финале «Интерстеллара» есть похожая сцена, но даже в ней герои подробно объясняют вслух, что к чему и почему.

► На таком колечке герои отправятся в другую галактику. Не так красиво, как «летающие утюги» из космоопер, зато убедительно.

Наверное, в наши дни так и надо — публика не понимает намеков. Ей надо прямым текстом сообщить: всем, что мы имеем, мы обязаны науке. Вам кажутся скучными долгие разговоры ученых о сингулярности и пятом измерении? Потерпите и попробуйте понять, о чем говорят все эти нерды. Ведь когда человечество доведет себя до апокалипсиса, именно ученые, поднатужившись, будут тащить нас из болота.

Рейтинг
Э
Эйнштейн аплодирует стоя.
Комментарии
Загрузка комментариев