«Исчезнувшая»: яблоко раздора

«Исчезнувшая»: яблоко раздора

Кино — «Исчезнувшая»: яблоко раздора
Новый фильм Финчера уже заканчивает турне по кинотеатрам и скоро должен выйти на Blu-ray.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Исчезнувшая»: яблоко раздора

Тернистым путем, но уверенным шагом Дэвид Финчер вошел в число самых значимых режиссеров современности. Не считая съеденного продюсерами заживо «Чужого 3», все фильмы Финчера, будь то детектив, психологический триллер, драма или циничная сатира, неизменно попадали в цель. А в новой работе режиссер не стал мелочиться — и уместил в два с половиной часа все перечисленные жанры, изящно накладывая их друг на друга. В центре внимания — одна по-своему несчастная супружеская пара.

Прокат «Исчезнувшей» в кинотеатрах уже заканчивается, но 31 декабря фильм появится на Blu-ray.

Ребро Адама

Жанр: драма, триллер, детектив
Производство: 20th Century Fox, США
Слоган: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем»
Режиссер: Дэвид Финчер
Сценарист: Гиллиан Флинн
В ролях: Бен Аффлек, Розамунд Пайк
Мировая премьера: 26 сентября 2014 года
Сайт: http://www.gonegirlmovie.com/
Похожие фильмы: «Талантливый мистер Рипли», «Игра», «Антихрист»

На пятую годовщину свадьбы заурядный журналист Ник Данн приезжает домой, но не находит там свою красавицу-жену Эми. Он сразу вызывает полицию и охотно помогает расследованию... но улики указывают на убийство под видом похищения. А чем больше детективы узнают об отношениях между супругами, тем больше подозрений падает на самого Ника. Теперь ему предстоит доказать, что он не социопат, прикончивший супругу, — а заодно узнать много нового о своей жене.

► Музыку для фильма написали Трент Резнор и Аттикус Росс. Получилось, как всегда, безупречно: эмбиент создает мистическую атмосферу, усиливает напряжение, сгущает краски.

Финчер помещает зрителя в кресло воображаемого семейного психотерапевта, анализирующего проблемный быт супружеской пары со слов то мужа, то жены. Но если версия Ника — это попытка доказать свою невиновность и узнать правду о произошедшем, то история Эми подается через записи в ее дневнике. Из них мы узнаем о безмятежном прошлом героев, их романтическом знакомстве и наивных надеждах не стать очередной «мертвой» семьей, где жена дрессирует мужа, а тот всячески пытается от нее отделаться. Поначалу у них даже получалось.

► В детстве родители Эми сделали ее прототипом для книг о «Супер-Эми». В тени этого идеализированного образа она и выросла, что привело к далеко идущим последствиям.

Женщины ищут в браке счастья...

В центре внимания здесь не столько исчезновение Эми, сколько непростые взаимоотношения супругов. Это и есть главная загадка истории, принявшая форму трех основных вопросов брака. Уже во вступлении Ник мысленно задает их жене: «О чем ты думаешь? Что ты чувствуешь? Что мы сделали друг с другом?»

Дэвид Финчер, мастерски смешивая жанры, показывает то детектив, то тяжелый триллер, то что-то вроде... сатирической драмы. Ник ищет способ доказать открытую ему правду, но, пока доказательств у него нет, он вынужден защищаться не столько от происков полиции, сколько от общественного порицания. Дело о пропаже Эми моментально становится излюбленной темой для всех журналистов страны, и, если Ник не найдет способ очистить свое имя, смертный приговор неизбежен.

По признанию режиссера, фильм все же остается вымыслом, поэтому мир «Исчезнувшей» работает по своим гротескным правилам: все в нем работает на основную идею.

► Несмотря на вкрапления юмора и сатиры, общий настрой у «Исчезнувшей» цинично-депрессивный. Особенно опасно его смотреть молодоженам: очень уж он отрезвляет.

...мужчины ставят свое на карту

Это добавляет к жесткому взгляду фильма на современные взаимоотношения супругов вторую сторону — важность социального имиджа в информационном обществе, вынуждающем человека считаться с навязанной публичностью. Но в центре внимания Финчера — нарциссизм и обманчивое представление о партнере. «Вы уверены, что вообще женаты на ней?» — слышит муж справедливый вопрос полицейских. С кем она дружила? Чем увлекалась? Какая у нее группа крови? Ник вам не ответит.

► Исходное название Gone Girl (Исчезнувшая девушка) подразумевает не столько пропажу Эми из дома, сколько влияние несчастливого брака на ее характер.

В основе «Исчезнувшей» лежит одноименный роман писательницы Гиллиан Флинн, и она же под руководством Финчера написала сценарий. Адаптация прошла идеально: если первоисточник дышал феминизмом, то киноверсия расставляет акценты менее однозначно, почти уравнивая супругов в правах на сочувствие и порицание. Что, однако, не сделало сценарий совершенным: местами мотивы героев вызывают неудобные вопросы, а часть событий может показаться совсем уж надуманными.

Но тут на выручку приходит козырной туз.

► Финансовые трудности, сложные отношения с родственниками, невнимательность, лицемерие и обман: кажется, фильм обыграл все, что обычно должно следовать за классическим «...и жили они долго и счастливо».

И вот он: это фильм Финчера. Уже в «Комнате страха» режиссер показал, что важно не столько то, что снято, сколько то, как оно снято. «Исчезнувшая» снята безупречно: с первых секунд фильм окунает вас в себя, привязав на шею огромный булыжник. Все возможные претензии появятся «когда-нибудь потом» — но уж точно не во время просмотра.

Смотрится «Исчезнувшая» буквально на одном дыхании События развиваются неспешно, но каждая минута все сильнее затягивает петлю на шее. Жанры сменяют друг друга филигранно, краски сгущаются и разбавляются именно там, где нужно.

А потрясающая операторская работа сочетается с великолепной игрой актеров. Главная роль будто специально под Бена Аффлека писалась — настолько гармонично он смотрится в роли нерадивого мужа, загнанного в угол общественным гневом. Розамунд Пайк же в роли его супруги просто блистательна: чем больше мы знакомимся с таинственной личностью Эми, тем сильнее желание ее раскусить.

Несбыточное желание...

В ком больше зла — в мужчине или в женщине?

Женщина виновата в изгнании людей из рая. Уступив греховному желанию, она обрекла на муки всех своих потомков — в том числе и нас с вами. Мужчина как бы ни при чем. Но в самом ли деле это так? Где был мужчина, когда женщину соблазнял змей-Сатана? Не есть ли невмешательство, безучастие — зло?

Дэвид Финчер не дает ответа на этот вопрос. Никакого древа добра и зла не было. Нет никакого добра и никакого зла. Выйдя из кинозала молча, мужчина и женщина стали спорить. В ком больше зла?

Если вы еще не успели посмотреть фильм, но собираетесь, пожалуйста, не читайте дальше.

Нажмите здесь, чтобы читать дальше

Мужской взгляд

Обычно в голливудском кино зло предельно ясное. Даже если это зло — женщина. Особенно когда это женщина. Если честно, я встречаю такую во всех отношениях сложную ситуацию впервые. И вроде бы мужчина предельно прав. Как любой нормальный человек, он имеет право на личную жизнь, потому просто берет и уходит, когда ему вздумается (хотя все же предупреждает жену заранее). Как многие мужчины, прожившие в браке несколько лет, он заводит интрижку на стороне.

Но при этом Нику жизнь кажется слишком простой. Он думает, что запросто может ни во что не ставить жену, ударить ее или вообще развестись. Возможно, сыграл свою роль незаурядный интеллект жены (у Эми несколько высших), возможно — копившаяся внутри нее злость на его пренебрежение.

Но факт остается фактом: она бросила мужа, жестко его подставила и, кажется, не намеревалась возвращаться. Нику грозило не только общественное порицание, но даже смертная казнь — все доказательства были против него. Демоница-жена продумала все идеально.

С другой стороны, окончательно бросать его она не собиралась. Она предала его, чтобы он понял — без нее жизнь будет куда сложнее. Она совершила ради него убийство — чтобы он понял, что пренебрежение может быть смертельно опасным. Она его закабалила, чтобы их брак не развалился. Не во благо ли совершено это зло?

Не знаю, захочу ли я теперь жениться вообще. Не из-за того, что женщина зло. Из-за того, что зло, вероятно, внутри меня.

Женский взгляд

«Исчезнувшая» — это непреходящий шок. Сюжет кажется очень простым, и с первых кадров думаешь, что пришел на классическую голливудскую мелодраму — или что там, триллер?.. Но потом становится страшно.

Отношения — вообще штука сложная, а уж когда это брак, когда встречаются два состоявшихся человека, они могут или создать еще более сильный союз, или разрушить друг друга до основания.

Испокон веков считалось, что главный в семье — мужчина, а женщине не положено быть сильной и самодостаточной. Но в современном мире женщины бывают даже сильнее мужчин. Однако когда речь идет о любви, все это блекнет. На первый план выходит древний сценарий отношений. Ты любишь, растворяешься в любимом и забываешь о себе. Если второй сохраняет хладнокровие, это ощущается как острая несправедливость.

«Есть в этом некая жуткая романтика. Романтика катастроф». Когда любишь, то ради любимого доходишь порой до самоотречения. Но ты всегда хочешь, чтобы тебя ценили, и начинаешь доказывать своему мужчине, что ты не мебель, а часть его жизни... И убиваешь психа, который тебя некогда любил, словно говоря: смотри, дорогой, я убила свою прошлую любовь! Ради тебя, чтобы ты понял, что единственный и любимый.

А ему страшно... страшно от того, что она есть, и что она может, и что в какой-то момент он тоже станет жертвой и его могут убить. А он не станет, и его не могут... но он об этом не узнает. Ему будет просто страшно.

«Безопаснее внушать страх, нежели любовь».

Подготовил Олег Чимде

Рейтинг
М
Мрачная правда о супружеской жизни. Финчер не прыгнул выше головы, но марку держит.
Комментарии
Загрузка комментариев