18 ноября 2014Спец
Обновлено 17.05.2023

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - изображение обложка
Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 1

Неписаный закон игровой индустрии гласит: даже самый амбициозный проект может не дожить до релиза. Игры закрывают по прихоти издателя, из-за нехватки денег или таланта у разработчиков и ввиду прочих непредсказуемых обстоятельств. За примерами далеко ходить не надо — совсем недавно смертный приговор получил долгострой Prey 2, и совершенно внезапно была закрыта находившаяся на этапе бета-тестирования Dawngate — MOBA от EA.

Российский игропром тоже похоронил немало многообещающих проектов. Не раз в течение последних двадцати лет велись разговоры о том, что совсем скоро выйдет Та Самая Отечественная Игра , которая всех удивит и всем покажет. Были обещания, были превью, были даже рабочие демо-версии, но до прилавков диски так и не добирались. Сегодня мы вспоминаем самые важные русские игры, так и не увидевшие свет.

Всеслав Чародей

Игра-легенда. Игра-миф. Воплощение всех трудностей, с которыми отечественный игрострой так и не сумел справиться. В 1997 году студия Snowball Interactive представила на всеобщее обозрение русскую народную RPG « Всеслав Чародей », — наш ответ Baldur’s Gate, чуть ли не за год до выхода самой Baldur’s Gate.

Игре обеспечили беспрецедентную на тот момент рекламную кампанию: кроме разворотов в игровых журналах был почти минутный ролик, который крутили по НТВ. Главными фишками проекта стали Русь XI века вместо условного сказочного королевства, лешие и кикиморы вместо орков и эльфов, подчеркнутая берёзовость и балалаечность. В общем, в высшей степени русская игра.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 2

Игроку обещался огромный живой мир, развивающийся и без вмешательства главного героя, красочная спрайтовая графика, смена дня и ночи, влияющая на характеристики персонажей и монстров. Особенностью боев должен был стать широчайший простор для тактических маневров — герои могли прятаться за объектами, менять боевое построение, захватывать противников в плен, — а трехмерный ландшафт позволял, к примеру, получить преимущество над врагом, заняв выгодную позицию на высоте.

Разработчики все расширяли и расширяли мир, пытались воплотить все больше революционных концепций. А в это время в России родились « Аллоды », потом их продолжение и даже « Князь: легенды лесной страны », который, по изначальной задумке, должен был выйти после «Всеслава» и стать второй игрой в серии « Летопись времен ».

В конце концов компания «1С», значившаяся издателем проекта, видимо, устала от амбиций Snowball Interactive, и в 2002 году проект был заморожен. В 2009-м, неожиданно для всех, Сергей Климов , генеральный продюсер теперь уже Snowball Studios, объявил, что « Всеслав » оттаял, выйдет уже в следующем году и что будет это уже не стратегическая ролевая игра, а пошаговая стратегия, в духе старой школы и детально проработанная. И… всё. С тех пор ни звука.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 3
Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 4
Что мы потеряли?

Сразу две подчеркнуто славянских игры в одной — тактическую RPG и пошаговую стратегию. Чтобы примерно представить себе, каким вышел бы «Всеслав Чародей», появись он в назначенный срок, можно взглянуть на того же «Князя». Масштаб потери оцените сами.

Project Overdrive

На рубеже веков компания «Бука» решительно взяла курс на Запад. За рубежом были изданы упомянутые выше « Аллоды », « Вангеры », чуть позже — « Дальнобойщики » и прочие. Весной 1999 года была анонсирована игра, призванная покорить иностранную аудиторию, — Project Overdrive. Проект изначально создавался на английском, действие разворачивалось в Америке, и вообще все было «по-голливудски».

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 5

В сентябре 2000 игра была продемонстрирована на European Computer Trade Show в Лондоне, и тогда же прошли переговоры с зарубежными издателями. Однако что-то пошло не так, и в 2001 году проект закрыли, а «Бука» сосредоточилась на других релизах.

В январе 2013 года в сеть выложили очень сырую, забагованную, но почти полную версию игры. Если продраться сквозь десятки глюков и вылетов, станет видно, что в 2000-х мы могли обогнать Rockstar и выпустить свою GTA 3, да еще и от первого лица.

Тут вам и открытый мир, и разные криминальные группировки, с которыми можно сотрудничать, и приличная для начала века модель повреждения автомобилей. Кстати, в этой игре, чтобы угнать припаркованную машину, нужно было сперва разбить оконное стекло, что в GTA появилось только в четвертой части. Мелочь, а приятно.

Трудно сказать, насколько эта версия, озаглавленная загадочным словосочетанием «release candidate», далека от того, что в итоге могло попасть на полки магазинов. Возможно, продукт таким и вышел бы — сырым и неиграбельным. Но за упущенную пальму первенства все равно обидно.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 6
Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 7
Что мы потеряли?

Криминальный экшен в открытом мире, опередивший Grand Theft Auto 3.

Axle Rage

И снова «русская GTA», но на этот раз в декорациях мрачного будущего, совмещающих стилистику «Судьи Дредда» и «Безумного Макса». В 2003 году компания «Акелла», почивая на лаврах серии « Корсары », объявила, что следующая их игра будет не про флибустьеров, а про байкеров.

Действие Axle Rage разворачивалось в мегаполисе Нейлсдейл, построенном на руинах старого мира и управляемом всемогущими корпорациями. Герой по имени Аксель ввязался в крупную заварушку вокруг нового наркотика, называемого «миру», и теперь его задача как минимум выжить, а в идеале еще и авторитет завоевать.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 8

Разработчики утверждали, что мотоциклы в этой игре для них такой же фетиш, как корабли в « Корсарах », то есть их поведение на дороге будет самым проработанным в истории видеоигр. На байках предстояло гонять, трюкачить и даже драться в лучших традициях Road Rash (и даже круче). Вообще, рукопашному бою в игре отводилось особое место. Упор на кулачно-дубиночные баталии должен был стать той деталью, что отличала бы творение «Акеллы» от игры Rockstar.

Кроме того, AxleRage должна была стать первой межплатформенной игрой русского происхождения: релиз был заявлен и на PS2. На E3 2005 «Акелла» объявила, что игра отныне носит название Rage Rider и представляет собой экшен с ролевыми элементами. Спустя некоторое время ее решили выпустить на PSP вместо PS2, а в 2006-м и от этих планов пришлось отказаться. Проект закрыли.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 9
Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 10
Что мы потеряли?

Словосочетание «GTA про байкеров» могло бы ассоциироваться не только с богомерзкой Ride to Hell: Retribution.

Корсары 4

Первые « Корсары » — великолепная игра, чуть ли не лучшая из всех, что были созданы на постсоветском пространстве. Она стала предметом культа в России, ее высоко оценили за рубежом (71 балл на Metacritic). Даже Disney заказала «Акелле» вторую часть под брендом « Пираты Карибского моря », привязав ее к фильму.

Все шло отлично, пока в 2005 году разработчики не выкинули на рынок откровенно недоделанных « Корсаров 3 ». Пресса недоумевала, игроки плевались. Положение спасли народные умельцы из команды Seaward, которые слишком любили первую часть, чтобы позволить серии вот так запросто пойти ко дну.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 11

Созданные ими дополнения «Возвращение легенды» и «Город потерянных кораблей» чудесным образом заставили работать то, что не работало, и даже были выпущены «Акеллой» официально. Им же было поручено создать полноценное продолжение, вернее, устроить полномасштабный перезапуск серии. В распоряжении талантливых самоучек оказался огромный бюджет и движок Gamebryo, на котором сделаны The Elder Scrolls 4: Oblivion и Fallout 3.

Разработка стартовала в начале 2008 года. Что произошло в этом году с мировой экономикой, напоминать не нужно. Проект оказался в списке погребенных под последствиями финансового кризиса. Сохранились лишь наброски да планы. Но если бы у команды все получилось, мы увидели бы в 2010 году менее попсовую и более реалистичную версию Assassin’s Creed 4: Black Flag, с глубокой ролевой системой и необъятными территориями — по словам разработчиков, в десять раз превышающими по площади просторы Oblivion.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 12
Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 13
Что мы потеряли?

Возрождение величайшей пиратской серии и, быть может, самую многообещающую игру в представленном списке.

«Приключения капитана Блада»

В этом проекте амбиций было не так уж много, а конечная цель более чем достижима: сделать глуповатый, но зрелищный слэшер. Еще в 2004 году все та же «Акелла» решила, что ее главной пиратской серии нужно казуальное ответвление. Игра, которая не будет грузить игрока менеджментом, корабельной физикой и сложной боевой системой, а вместо этого бросит его в центр мясорубки с киношными slo-mo. И вот…

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 14

Показавшись впервые в 2004-м, игра канула в небытие на два года. В 2006 году, полностью сменив команду разработчиков и перейдя под крыло Playlogic, « Блад » подкинул новых скриншотов, роликов и был заявлен не только на PC, но и на тогда еще молодую Xbox 360. В 2007 году обновленную игру показали на КРИ. Разработчики заявили, что основным ориентиром выбран God of War и что в « Бладе » будет все то, за что любят похождения Кратоса: эффектная боевка, кровавые фаталити и много QTE, а в наследство от « Корсаров » ему достанутся корабельные бои, хоть и упрощенные.

После этого «Капитана» с потрохами перекупила «1С», дала компании-разработчику звучное имя «1С: Морской волк» и снова перепилила графику. В течение следующих трех лет «1С» прокатывала демо-версию « Приключений капитана Блада » по выставкам и конференциям. Игра хватала награды еще до выхода — «Лучшая игра для игровых консолей» на КРИ-2008, «Лучшая игровая графика» на КРИ-2010.

Игра была готова. Но «1С» неожиданно ввязалась в судебные тяжбы с компанией Playlogic за бренд «Капитан Блад». Игра, которую ждали шесть лет, подобно галеону с пробитым бортом, потонула в пучине конфликтов.

Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 15
Заживо погребенные: пять не вышедших российских хитов - фото 16
Что мы потеряли?

Российский God of War про пиратов. Игра без всяких претензий на оригинальность, но потенциально очень веселая.

* * *

Сегодня отечественный игропром в основном сосредоточен на онлайне, и сколь-нибудь громких анонсов однопользовательских игр не было уже давно (есть, впрочем, редкое исключение). Не известно, увидим ли мы в ближайшие годы (и вообще когда-нибудь) российский проект, который станет таким же хитом, как шедевры нулевых — те же « Корсары » или Silent Storm. Но давайте все же надеяться на лучшее!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь