Игра в материале
Europa Universalis 2
?Рейтинг
Игромании
7Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Глобальная стратегия, Стратегия в реальном времени
Серия: Europa Universalis
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть
Разработчик: Paradox Entertainment
Издатель: Strategy First
Издатель в России: СофтКлаб
Локализатор: Snowball Studios
Дата выхода: 19 апреля 2002
Дата выхода в России: декабрь 2002
Europa Universalis II

Europa Universalis II

Вердикт — Europa Universalis II
“И, если игроку не все равно, как закончить игру, он не поставит перед собой цель сделаться властелином мира. Это ненужно и невозможно. Не надо даже становиться сильнее всех: скромная Голландия, которая никого особенно не завоевывала, зато добилась всего,
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Europa Universalis II
Не корректировать    Наполеон — стратег? Помилуйте!
   Планы завоевания мира не предложит даже первокурсник Военной Академии!
   Дж.Эвервелл

   Первую "Европу" ждали с ехидной усмешечкой: "казуалы"-де этого не поймут, и сейчас она ка-ак провалится... Кое-где уже поторопились написать обзоры, посвященные гипотетическому провалу. А она взяла да и принесла своим создателям превосходные продажи. Ухитрилась попасть в верхние строчки Internet Top-100. И если где и осталась недооцененной — то разве что в России...
    Сейчас на сарказм решаются только особо упорные: игра состоялась, имеющий глаза да увидит. На полках магазинов — Europa Universalis II. Вопрос только один: надо ли покупать и ее тоже — или обойдемся первой?
    
   Какой был слон!
48 Kb
Внимание, конкурс! Кто
правильно назовет четырех
стратегов, стоящих на страже
игры во время загрузки?

   Говорят, что хиты в представлении не нуждаются — но все же напомним, чем была прекрасна первая часть. Europa Universalis — глобальная стратегия, и слова "в реальном времени" на коробке не припишут ее к родне C&C и Warcraft. Здесь не командуют отрядами в бою и не строят баз.
   Здесь определяют стратегические задачи — и решают их. Заметьте: определяют! Уникальное свойство игры — в том, что цели, за которые будут присвоены вожделенные наградные очки, назначает не автор игры, а сам игрок. Выбирая их из предложенного списка. То есть он волен сам определить курс развития своей державы и ее приоритеты.
   И, если игроку не все равно, как закончить игру, он не поставит перед собой цель сделаться властелином мира. Это ненужно и невозможно. Не надо даже становиться сильнее всех: скромная Голландия, которая никого особенно не завоевывала, зато добилась всего, чего хотела, может оказаться на пьедестале выше "сверхдержав".
   Конечно же, сильная сторона игры — дипломатия. В ней возможно многое, и не только из-за обилия команд. Раз не надо становиться самым сильным — не надо и поглощать в будущем своего союзника. То есть союз может быть постоянным, а не временным.
   Военная часть игры проста до неприличия. Родов войск — по три на суше и на море. Но игра от этого не делается "тупее". В конце концов, в шахматах тоже всего шесть видов юнитов...
    
   Наш следующий директор будет бегать еще быстрее!

   Конечно же, в новой версии всего больше, все краше и толще. Если в оригинальной EU временной отрезок исчерпывался тремя столетиями — от Колумба до Французской Революции (1492-1792), то теперь он продлен в обе стороны — к 1419 году "вниз" и к 1820 — "вверх". Ненамного? Зато теперь появились кампании
64 Kb
Вот такого экрана раньше не
было... За кого хотим, за того и
поиграем!
Орлеанской Девы и Наполеона, возможность спасти гибнущую Византию, объединить разрозненную Русь...
    Увеличилась и территория: если раньше центральная Африка, Азия, Сибирь были постоянными terra incognita, вечными белыми пятнами на карте, то теперь пытливый исследователь может добраться и до них. Строго говоря, в 1820 году еще мало кому было дело до колонизации таких земель — но все же...
   Что важнее, больше стало и стран, за которые можно играть: помимо основных держав Европы плюс Турции и США, появились малые европейские страны (Швейцария, Бавария, Саксония...), а также и страны Азии (Китай, Персия...), индейские государства и даже Зимбабве.
   Добавилось религий (раньше детально, со всеми основными ветвями, показывалось христианство, мусульманство делилось надвое, а все остальное считалось одинаковым "язычеством"). В общем, всего стало больше. Даже графических разрешений — хотя как никто не играл в "Европу" ради передовой графики, так и не будет.
   Главная кампания теперь стала, если можно так выразиться, более
79 Kb
Подготовим Америку дать
достойный отпор наглому
Колумбу?
"традиционной". Раньше в ней — как и во всех мелких кампаниях — нам предлагалось возглавить большую страну с кучей проблем и немаленькой территорией. Теперь же мы начинаем ее в период глубокой раздробленности Европы, и предлагаемые нам державы — Новгород, Византия, даже Франция — небольшие лоскутки на карте мира, которым только предстоит (может быть) стать глобальными империями. В прочих же кампаниях все по-прежнему. Хотя и там мы вольны выбрать вместо классических Англии, России или Испании каких-нибудь ирокезов...
   Мелкая, но приятная новация: появился экран с историей нашего нового мира. Да, это не ново, но в прошлой версии было почему-то упущено. Зря! Здесь текст такой истории может быть куда содержательнее и поучительнее, чем в "Цивилизации".
   Вообще, экран несколько
похорошел. В EU, например, порядком раздражало окошко с картой мира и несколькими важными управляющими элементами: часть их терялась на фоне карты. Теперь все ярче и контрастнее. И, черт возьми, наконец нарисовали приличную иконку для рабочего стола (ох, какое похабство было в первой версии!). Хотя на первый взгляд графическая разница между играми в глаза не бросается. Зато бросается звуковая: музыкальное оформление очень даже продвинулось вперед. Хоры и пляски меня впечатлили.
    Бичом первой части были мелкие, но неприятные (а иногда и не очень мелкие) программные ошибки. Могу с удовлетворением заметить, что в новой игре их пока обнаружить не удалось. Более того: несмотря на явно усиленный AI (и до того не слишком слабый), системные требования... уменьшились. По крайней мере, на конфигурации, на которой первая версия заметно тормозила, сейчас можно играть без проблем.
    
   А почему это не адд-он?

   Так что же перед нами — "то же самое и побольше" или новая игра? Посмотрим повнимательнее...
   Стран не просто стало больше: теперь все они могут превратиться в вассалов или быть аннексированы. Это важно? Да, важно, потому что означает существенные изменения в AI. Он и так был далеко не глуп, а теперь пользуется, очевидно, новой моделью, где меньше "домашних заготовок" и больше логики. И, следовательно, теперь у нас куда больше возможностей для сотворения новых сценариев.
    Вообще, с помощью дипломатии стало возможно делать много нового. Можно заключить торговый договор, и тогда купцы двух стран перестанут вытеснять друг друга с рынков; немалое преимущество обеим сторонам. Можно требовать или просить от других правителей определенных действий, например, военной поддержки на конкретном направлении, нейтралитета по отношению к кому-либо и так далее. Можно
66 Kb
Тяжело бедным русским
рядом с вражеской Москвой...
договориться о праве свободного прохода войск через земли соседа. Можно послать королю Испании предупреждение, и, если он не выполнит условий, получить против Испании "казус белли" — повод для войны (а воевать без такого повода в Europa Universalis весьма и весьма чревато). Можно выступить гарантом чьей-либо независимости или территориальной целостности.
   В мирном договоре после войны тоже может содержаться немало забавных пунктов. Помимо передачи провинций или контрибуции, ничто отныне не мешает потребовать у побежденного противника, скажем, признания независимости его колонии или разрыва дипломатических отношений с Пруссией. В вассалы раньше можно было загнать только через долгое "прикармливание" соседа и установление с ним самого сердечного согласия. А теперь можно действовать не только добрым словом, но и пистолетом, в соответствии с заветами Аль Капоне.
   Еще больше изменений во внутренней политике, которая ранее ограничивалась принятием того или иного вероисповедания, степенью терпимости к разным религиям, налогами да подавлением восстаний. Можно стимулировать те или иные изменения в менталитете народа, менять торговую систему, регулировать степень личной свободы крестьян или децентрализовать правительство. Появилось десять внутриполитических параметров, которые можно регулировать по своему желанию.
   В колониальных делах тоже есть
70 Kb
Этот миссионер имеет все
шансы вскорости сделаться
мучеником.
забавные дополнения. Например, если раньше пираты были чем-то вроде стихийного бедствия, то теперь правила игры допускают, как и случалось в реальности, покровительствовать пиратам в определенных регионах. Можно самому даровать части своей территории независимость, а не ждать, пока она ее возьмет без нашей помощи: иногда это очень даже полезно.
   Дела духовные в EU изначально были важной частью политики, да и теперь они не отстают. Помимо появления буддизма, индуизма и прочего, религиозная часть игры может
похвастаться еще более детальной проработкой войн Реформации. Из истории в игру пришли также титулы "христианнейшего короля", "защитника Церкви и Веры"... Наряду с купцами и дипломатами в нашем распоряжении теперь находятся миссионеры, способные агитировать за нашу религию не только папуасов, но и еретиков.
   Вывод? "Европа" сделала еще один широкий шаг в сторону "штабных игр" (что это такое, мы рассказывали в статье "Досуги его превосходительства" — см. "Игроманию" №6’2001). Теперь у игрока еще больше свободы в стратегии. А тактика осталась неизменной: не для нее все делалось.
   Главной слабостью первой части была недоработанная дипломатия. Она давала слишком мало возможностей для координации совместных усилий и недостаточно вариантов компромиссных соглашений. Эту проблему создатели игры решили.
   Europa Universalis — пока единственная в своем роде стратегия, где не ставится детски-примитивная цель "стать самым сильным в мире". Уже одного этого достаточно, чтобы оценить ее выше очередного детища великого Сида... Честь и хвала разработчикам, которые сумели переломить важнейший стереотип игрового дизайна и идут в будущее. Благодаря им завтрашние игры будут отличаться от нынешних не только количеством полигонов на модель.


   Рейтинг:

   Геймплей — 10
   Графика — 6
   Звук и музыка — 8
   Интерфейс и управление — 8
   Новизна — 8
   Рейтинг "Мании": 9.0
   Дождались? Единственная настоящая стратегия обрела достойное продолжение. И есть надежда, что благодаря ей будущие игры будут различаться не только качеством графики.
    Оправданность ожиданий: 100%
Комментарии
Загрузка комментариев