19 марта 2002
Обновлено 17.05.2023

Ил-2 Штурмовик

Ил-2 Штурмовик - изображение обложка
Ил-2 Штурмовик - фото 1

Скрин для ценителей “лепоты”. Взят с сайта “1С”. Там таких много
Свершилось. Эпохальный трехлетний труд команды Maddox Games… нет, не завершился, но, по крайней мере, материализовался в виде красивых коробочек на лотках продавцов. Несомненно, игра будет развиваться еще долго, ведь реализовать удалось далеко не все, что планировалось. В разработке находились десятки самолетов, а пока доступны только следующие типы (каждый — в нескольких модификациях): советский штурмовик “Ил-2” (в том числе и двухместный, можно играть за стрелка); советские истребители “МиГ-3”, “ЛаГГ-3”, “Ла-5ФН”, линейка “Як-1” — “Як-9”; “ленд-лизовские” американские P-39 Aircobra; немецкие истребители Bf.109F и G и Fw.190A. Играть “не за летчика” пока можно только в роли стрелка “Ил-2.” С B-17 Flying Fortress , где можно играть за любого члена экипажа, не сравнить. Несомненно, список ролей и самолетов будет расти (и уже растет, об этом ниже). Но давайте забудем обо всех ожиданиях и предварительных материалах. Вот игра, и надо ее оценить как “реальность, данную нам в ощущениях”. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? Запускается игра, и на экране — вступительные

Ил-2 Штурмовик - фото 2

А Microsoft еще хвастается своим “виртуальным кокпитом”! Такая детализация им и не снилась.
кадры. Старая кинохроника. Сегодня, 22 июня 1941 года, без объявления войны…

Ил-2 Штурмовик - фото 3

Сейчас немного опустим нос, и…
Полосы и пятна на истертой пленке. Хрипы моторов. Завывание бомб. Через несколько секунд понимаешь — это не кинохроника. Это трехмерные модели из игры. Но сердце уже там. Прыгнуло на 60 лет назад. В самое начало войны. Конечно, я воспринял эту игру весьма необъективно. Мое детство прошло в авиационных гарнизонах, а любимыми игрушками были летный планшет и навигационная линейка НЛ-3. И, запустив игру, я снова оказался там, в детстве, и в рассказах моего отца. Но другим симуляторам такой “необъективной реакции” добиться от меня не удавалось. Потертости и карандашные отметки на летной карте, тембр голоса в наушниках, марши 40-х годов — все это не отпускает вас, и выйти из игры очень сложно. И все прорисовано с очень высоким качеством. “Ил-2” — как раз тот случай, когда графика действительно улучшает геймплей и является его существенной частью. Это не просто красивая игра, а игра, в которой красота используется для

Ил-2 Штурмовик - фото 4

создания атмосферы. Скажу еще только о реализме управления. И даже не столько о реализме (“Штурмовик” исключительно достоверен), а об “эмоциональности управления”. Даже при игре с клавиатуры, без джойстика (не надо кидаться табуретками, тестирование подразумевает проверку всех видов интерфейса) чувствуешь, как самолет упруго сидит в воздухе. Такое со мной было в первый раз. Все-таки клавиатура подразумевает “аркадность” — влево-вправо, вверх-вниз. Но в “Ил-2” даже она дает почувствовать мощь ураганного ветра, поднимаемого винтом и бьющегося о борта фюзеляжа. Ну а про джойстик и не говорю — эта игра одна стоит того, чтобы тут же купить его. Курс молодого бойца Пару месяцев назад я с большим

Ил-2 Штурмовик - фото 5

одобрением писал об обучающем курсе в Microsoft Flight Simulator 2002. Скажу кратко: здесь он намного лучше. Основное отличие в том, что вы не просто смотрите фильм, а действительно летите с инструктором. Вначале он показывает вам приемы полета, вы видите, как двигаются органы управления в кабине, а затем можно попробовать повторить все это самому. Обучение проходит быстро, и, несмотря на историчность симулятора, уже через 10-20 минут начинаешь кайфовать от полета. Освоение игры облегчают и настройки. Настраиваются 18 параметров, от “неуязвимости” до “учета гироскопического момента винта”. Поэтому — редкий случай — получилась игра для всех категорий “авиаторов”: от любителей аркад до ярых хардкорщиков. Очень упрощают полеты “условности” (это игра все-таки). Основных “условностей” три — это карта с инерциальной навигационной системой, индикатор на лобовом стекле и вокруг него и возможность изменить масштаб времени. Расскажем о них немного подробнее, поскольку данными устройствами оборудованы только новейшие советские самолеты. Естественно, эта информация совершенно секретна, во втором отделе вы должны оставить расписку о неразглашении.

Ил-2 Штурмовик - фото 6

При нажатии клавиши M справа вверху появляется карта с проложенным на ней маршрутом. Ее можно двигать и масштабировать, что намного удобнее “радарного” экрана из стратегий. На карте показано расположение ваших самолетов и самолетов противника, а также курс на следующую контрольную точку! Этакий AWACS, ИНС и радиокомпас в одном флаконе. Каюсь, в бою (особенно на сближении) я чаще смотрел на карту, чем по сторонам.

Ил-2 Штурмовик - фото 7

Игру стоит покупать ради одной энциклопедии. Великолепные модели.
На индикаторе лобового стекла отображается информация, полученная от системы государственного опознавания самолетов (в обиходе “ответчики “свой-чужой””). При этом благодаря полковнику М. М. Исаеву нам удалось узнать коды противника, и на расстоянии 8-9 км появляется надпись “He.111” и даже бортовой номер. Нет слов, как помогает — даже в ближнем бою, когда надо молниеносно определить: свой или чужой в прицеле. Время при движении можно ускорять в два, четыре или восемь раз. Это удобно, особенно когда в пятый раз приходится переигрывать миссию. Но, кроме того, наши ученые изобрели адреналиновые инъекции (клавиша [ ), благодаря которым время можно и замедлять в восемь раз! При этом вы видите, как летящий мимо “мессер” плавно вплывает в прицел и буквально застывает в нем. Машина ведет себя исключительно плавно, меткость повышается на порядок. При помощи этого трюка я в первом же вылете сбил два “Хейнкеля” и два “Мессершмитта”. Энциклопедия не только показывает характеристики вашей машины и противников. Она интересна сама по себе. Я увлекаюсь историей авиации много лет, но только сейчас рассмотрел, как именно располагались крыльевые стрелки на “Гигантах” Мессершмитта. Кабины смоделированы очень достоверно, практически все выверялось по “Руководствам по летной эксплуатации” и другим подобным документам. Это касается не только приборной доски, но и боковых панелей (посмотрите на рисунок). Показания приборов также индивидуальны для каждого типа машин. В том же MSFS’2000 в обучающем курсе вас научат пользоваться шестью “основными приборами”, вокруг которых строится вся приборная доска. Здесь не так. Если на “ЛаГГ-3” и “Ла-5” не было авиагоризонта — то и в игре не будет. И вот тогда вы поймете, что проблемы с авионикой начались в России отнюдь не во времена перестройки. Особенно когда попадете на таком самолете в облако. Барельеф __
В тестировании **_

Ил-2 Штурмовик - фото 8

_** Лейтенант Монро К. Вильямс 351-й истребительной эскадрильи ВВС США, будущий тестер “Ил-2 Штурмовик”, садится в свой P-47D “Willie the Wolf”.
игры принимали участие ветераны Второй мировой войны, причем и наши, и немецкие, и американские, возрастом не менее 75 лет. Вот эти люди: Виктор Александрович Кумсков , ас “Ил-2” (летчик), 90-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Совершил более 200 боевых вылетов; Джордж Адам , летчик-истребитель, летал на Bf.109, Bf.110, Fw.190, Me.262; Юрген Габриэль , летчик Ju-87; Вильхельм Розенбаум , стрелок Ar.196 (гидросамолет-разведчик); Чак Уолтерс , P-47 Thunderbolt; Монро К. Вильямс , летчик 8 воздушной армии ВВС США, P-47 и P-51 Mustang.
Двигатель “АМ-38Ф” конструкции инженера Микулина Двигатели Микулина, стоявшие на самолетах “Ил-2”, “МиГ-3”, “Пе-8”, были в то время самыми

Ил-2 Штурмовик - фото 9

мощными советскими моторами с водяным охлаждением и в то же время очень надежными. Единственно — они были заметно тяжелее моторов Климова, ведущих свое начало от лицензионных Hispano-Suiza. Движок игры сочетает надежность и мощь микулинских моторов с легкостью “М-105”. Качество моделей — великолепное. Единственное замечание: на стыке полигонов они “просвечивают” швы. Земля — та просто красива. Насколько невнятно она выглядит в Microsoft Flight Simulator, настолько же хороша она здесь. Еще повысить разрешение, “добавить” грачей (птичек, а не “Су-25”) — и картину “Весна” можно

Ил-2 Штурмовик - фото 10

Так выглядит “вид с земли”. Вдали работают наши “Ил-2”. “Голубой 5” - это тактический номер самолета и его цвет, разные цвета были у разных эскадрилий.
вешать в Третьяковской галерее. “Ил-2” идет на Celeron-400 c 64Мб оперативки и GeForce 2MX, причем именно идет, а не еле тащится. Несмотря на интенсивное использование видеокарты, игра абсолютно спокойно реагирует на переключение окон. При написании этой статьи у меня одновременно были запущены “Ил-2”, Word, HyperSnap, FAR, FrontPage и Internet Explorer, и при этом не возникло ни малейших проблем. Меня поразила реакция “Ил-2” на такое некорректное действие, как переход в другое окно в момент загрузки миссии. Обычно игры просто вылетают. А здесь появилось культурное окно с надписью “Ошибка. Загрузка была прервана пользователем”. Это говорит о том, что “Штурмовик” — не только красивая, но и хорошо спрограммированная игра, и что в ней правильно обработаны недопустимые ситуации. За что ее создателям честь и хвала. И одно замечание для любителей отдохнуть на работе: игра не прекращается, если вы переходите в другое окно! Самолеты (в том числе вражеские) продолжают лететь, и могут улететь даже очень далеко. Соотношение “эффективность-стоимость” Компания “1С” совершила своего рода переворот на рынке игр в России. Лицензионный диск в “джевеле” в Москве на Кузнецком мосту стоит 70 рублей. Это потрясает. Выпускается и коробочный вариант (рекомендованная цена

Ил-2 Штурмовик - фото 11

— 24 доллара). “Ил-2”, наверное, станет одной из немногих “игр в коробке”, которые я куплю. Подвигла меня на это книга “Наставление по боевым действиям штурмовой авиации” Валентина Логинова , онлайн-версию которой я увидел на российском сайте игры. Это бережная стилизация под времена Великой Отечественной войны, и обложка, и бумага — все, как в библиотеке моего отца, Кузьмина Виктора Федоровича, штурмана 260бап 243бад 17-й Воздушной армии. А в подарочном наборе — еще четыре книги, футболка и постер. Ил-2: модернизация и варианты Уже через две недели после поступления игры в продажу появились первые адд-оны. Например, Вадим “Starshoy” Колосов создал генератор кампаний. Он действует так: автор кампании рисует очень большую карту, не обращая внимания на ограничения по производительности. Хоть всю фронтовую полосу от Черного моря до Балтики. На карту наносится множество объектов. Затем выбирается

Ил-2 Штурмовик - фото 12

Учебный полет. Вверху - наставления инструктора.
цель данной миссии (это может сделать и сам генератор), а при игре в память загружается только часть объектов — а именно те, которые находятся в полосе шириной 30 км вдоль маршрута главной группы. Сам генератор можно скачать с сайта игры (прямая ссылка http://campaigns.il2center.com/IL2gen.zip , размер — всего 245Кб).

Ил-2 Штурмовик - фото 13

Очень большое подспорье - карта со встроенной “инерциальной навигационной системой”. Мы (белый самолетик) ведем группу “Ил-2”.
Обратите внимание на нетривиальность подхода и скорость разработки. Это говорит о том, что движок игры имеет много резервов и хорошую устойчивость в работе. Что касается новых самолетов, то на этот счет у Maddox Games планов громадье. Они собираются как создавать собственные модели, так и сертифицировать и включать в игру модели, сделанные игроками. В игру уже добавлен Fw.190A-5 и четыре миссии для него. Скачать их можно с русского сайта игры. Можно, конечно, злопыхательски сообщить, что A-5, в общем-то, ничем не отличается от A-4, кроме удлиненной на 15 см моторамы и выросшей в результате до 8,95 м длины фюзеляжа. Но мы поступим иначе и отметим, что этот адд-он вышел в самый напряженный момент — в первые недели после запуска игры, а кроме того, 15 см для Олега Медокса — это повод сделать новую модель. И это еще одно доказательство глубочайшей исторической достоверности этого учебника военной истории, выполненного в форме компьютерной игры. Ложка дегтя в бочке бензина Вряд ли найдется игровой журнал или сайт, который не опубликует хвалебную статью об “Ил-2”. А это означает, что у нас есть очень простой способ выделиться среди друзей­конкурентов: написать о недостатках игры. Итак, начнем. Самый забавный глюк — это ваше собственное пустующее сиденье. В других самолетах сидят настоящие пилоты, которые даже крутят головой. Если активировать внешнюю камеру и взглянуть на кабину со стороны — то за бронестеклом проявится мужественный усатый профиль (или фас — кому что нравится). Но

Ил-2 Штурмовик - фото 14

вот собственные коленки увидеть — это

Ил-2 Штурмовик - фото 15

никак. Жалко, что такая “технология стелс” никак не сказывается на поведении врагов — пули попадают в остекление фонаря с удручающей частотой. Еще одна недоделка. Для включения мотора есть отдельная кнопка — I на клавиатуре (на “Ил-2” она называлась “кнопка вибратора”). Явный недосмотр разработчиков в том, что сектор газа и даже кнопка “форсаж” работают и при выключенном моторе. Очень забавно сидеть на земле с неподвижным винтом и видеть справа надписи “Тяга 100%” и “форсаж включен”. Описания в энциклопедии не всегда соответствуют игровым моделям техники. Например, для итальянского торпедного катера MAS501 указано вооружение — один 13,2мм пулемет, а на модели их стоит два. Наконец, итальянские MC.202 и румынские IAR.80 и IAR.81 в “Энциклопедии” описаны как немецкие. Пользователей часто раздражают надписи “Вы уверены?” в Windows, но без них, как оказалось, еще хуже. Здесь кнопка “Продолжить” в экране карьеры (кампании) означает не “продолжить миссию”, а завершить ее автоматически и записать в файл карьеры. Действие “удалить карьеру” тоже не требует подтверждения. Вспомним, однако, что мы обсуждаем самую первую версию игры. Известно, что в Maddox готовится патч, в котором, надеемся, будет исправлено даже то, что мы не заметили. Рейтинги Геймплей: 10 Графика: 10 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 10 Новизна: 7 Рейтинг “Мании”: 10 Дождались? Лучший авиасимулятор. Потрясающая историчность. Ошеломляющие играбельность и погружение в мир. В сумме — шедевр мирового значения. Оправданность ожиданий: 100% __

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь