Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет

Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет

Рецензии — Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Не лучшая Shin Megami Tensei, но лучшая вводная в самую смелую и темную ролевую серию.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зоветРецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет

Близкие по духу

Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Shin Megami Tensei I и II
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Shadow Hearts
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Нил Гейман, The Sandman
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Го Нагай, Devilman

Shin Megami Tensei всегда отличалась своеобразным подходом к добру и злу: не существует ни того, ни другого. Есть только порядок, хаос и то, что между ними. C одной стороны — тирания тех, кто знает лучше, и сохранение статус-кво, с другой — анархия и переворот устоев. Ну и честный нейтралитет, сводящийся к умению и готовности послать всех к черту.

Эта серия не боится показать авраамического Бога эдаким праведным фюрером, а ангелов — зондеркомандой сквернохарактерных манипуляторов, и на секунду предположить, что Люцифера тоже можно понять. Но сами по себе игры избегают оценочных суждений. В этом суть — решать, что правильно, а что нет, здесь должны только вы.

Безграничное слияние Персефона-Ганеша

Несмотря на явные отсылки к предыдущим частям (из которых скафандр Demonica из Strange Journey — только самая очевидная), Shin Megami Tensei IV с ними связывают исключительно любительские теории. Это самодостаточная история, которая, однако, опирается на те же постулаты.

В этот раз вы играете за молодого самурая, живущего во вроде бы средневековом королевстве Микадо. Самураи в Микадо носят компьютеризованные перчатки, помогающие им охотиться на демонов и, что интереснее, общаться с ними и приручать. Это традиционная фишка Shin Megami Tensei: вместо того чтобы бороться с монстрами, вы можете просто наладить с ними контакт и заманить в свой покемон-отряд.

Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
► Боевая система здесь пошаговая. У всех персонажей есть свои слабости и преимущества, и знание их помогает победить демонов намного сильнее себя. ► Отринув классическую дискретную структуру мира, разбитого на клетки (как в Strange Journey, Etrian Odyssey и старомодных dungeon crawlers в принципе), SMT 4 вернулась к свободному перемещению в духе Shin Megami Tensei III: Nocturne. Это очень кстати.

Вы формируете команду из мифических сущностей разного толка, ищете, ловите, тренируете и выводите их новые виды. Но, в отличие от Pokemon, которая приходит на ум в первую очередь, SMT не пытается культивировать какую-либо привязанность к ним — потому что рано или поздно все пойдут в биореактор. Нескольких демонов можно объединить в одного совершенно другого: балийский владыка духов Баронг и шекспировская царица фей Титания образуют германо-скандинавского Тора, слияние Осириса и иудейского Мастемы приведет к появление синтоистской богини Идзанами, и так далее.

И это — то, что делает «Мегатены» такими эффективными. Перед вами постоянно появляются демоны, которых вы не видели, что все сильнее разжигает любопытство. Завербовать того, другого, третьего. Вывести демона со стойкостью к физическому урону, найти кого-то с огненными заклинаниями, чтобы эксплуатировать уязвимость босса, — тут постоянно возникают новые цели. Тривиальная прокачка перестает быть тривиальной; лыжи едут сами, пока вы просто собираете их всех.

Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
► Симпатичный Дуллахан и страшненькая Медуза от новых художников и Амэ-но Удзумэ от Кадзумы Канэко.

В Shin Megami Tensei есть уже, кажется, все: от мелких фей и воплощений народных суеверий до божеств всех мыслимых и немыслимых религий. Но, увы, не всем повезло быть нарисованными Кадзумой Канэко. Он рисовал демонов и персонажей для Megami Tensei с 1990 года, и вплоть до этого момента все игры серии были объединены его мощнейшим творческим видением. Но над четвертой частью работали уже другие художники. Масаюки Дои (дизайнер Trauma Center) отлично справился с обликом людей. Прочие сработали не так безупречно.

Одним демонам достались невероятные иллюстрации Канэко из прошлых игр. А вот остальные картинки в лучшем случае не вписываются в стиль, но порою просто плохо нарисованы. Удачные образцы встречаются (новый Минотавр чудесен), но о стилевом единстве речи не идет. Игра, что так полагается на двумерный арт (да еще и из серии, в которой он всегда был безупречен), не должна себе такого позволять.

Запомни, мы твои друзья

Опять же, в отличие от «Покемонов», в Shin Megami Tensei играют ради сюжета, тех самых смелых взглядов на религию и интересной концепции мира. Под приглаженным Микадо с его крепостями и крестьянами вскоре обнаруживаются руины заполоненного демонами Токио, где, оказывается, все еще живут и выживают люди (жители Микадо пренебрежительно обзывают их «нечистыми»). Постепенно на это накладывается пресловутый конфликт порядка и хаоса, всякие шокирующие открытия и прочая, и прочая. История гораздо глубже, чем кажется с ходу, и в этом отношении здесь все в полном порядке. А вот к тому, что на поверхности, есть вопросы.

У нас есть три напарника-самурая, и все они — скорее живые символы порядка, хаоса и нейтралитета, чем цельные персонажи. Это довольно типично для SMT и до сих пор не было проблемой: в той же Nocturne или Strange Journey самоопределение героев диктуется логикой происходящего, а с учетом того, что происходит в SMT обычно кромешное мракобесие, им волей-неволей сочувствуешь.

Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
► Общение с демонами лишний раз доказывает, что нестабильная натура многих чудовищ на деле гораздо интереснее, чем занудство некоторых людей. ► Цифровой старичок Мидо отвечает за синтез демонов. Его вы будете видеть очень часто.

Но в SMT 4 герои-символы зачем-то все время таскаются за героем, делают вид, что помогают, и отпускают избыточные комментарии на тему всего, что очевидно и без них. Логика троицы строго одномерна, поступки продиктованы исключительно заложенной мировоззрением позицией. Еще они непонятно почему участвуют в бою, но ими нельзя управлять, и вреда от них больше, чем пользы: когда кто-то из них, скажем, бьет льдом ледяную бестию и тем самым дает ей жирный бонус на следующий ход, это... расстраивает.

Словом, посмотрев на напарников из Shin Megami Tensei IV, начинаешь в полной мере ценить одиночество и загадочную лаконичность Nocturne, где каждая встреча с живым человеком — большое событие.

Демонология для народа

С другой стороны, у Nocturne есть одна проблема, отсутствующая в четвертой части: игра (как и почти все части Shin Megami Tensei) не считает зазорным запросто убить много минут прогресса одним неудачным ходом или случайной стычкой с демоном, который мгновенно обнулит всю вашу партию и заставит заново идти от терминала сохранения. Прошлые SMT прекрасны, но очень любят тратить время попусту.

В Shin Megami Tensei IV все иначе. Сохраняться можно везде, большинства стычек с монстрами получается избежать, как в последних Persona или Tales. Случайная смерть героя больше не означает поражение — для этого нужно как минимум потерять весь отряд, и вам еще дадут шанс откупиться от смерти деньгами или Play Coins (эти монетки дают за шаги, намеренные шагомером 3DS) и вернуться туда, где вас убили.

Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
► Некоторые решения ведут к небольшим развилкам, но глобально судьба мира решается однажды, когда игра подсчитывает очки порядка и хаоса, набранные за счет ваших ответов, и отправляет вас по одному из больших путей. ► На карте Токио игра окончательно перестает держать вас за руку. Это здорово, но кошмарно неинтуитивное отображение карты порой вынуждает блуждать в потемках. Никогда не получается с ходу определить, где пройти можно, а где нельзя.

Да, Shin Megami Tensei IV достаточно легкая по меркам серии, но — не по меркам других игр. Вы наверняка обломаете много копий о здешних боссов с их сверхатаками и неочевидными уязвимостями.

И важно даже не то, что игра стала легче, а то, что она стала удобнее. Тот же новый интерфейс синтеза демонов, где сразу видно, кого можно получить из имеющегося мяса, экономит кучу времени. Вы и так наверняка проведете здесь что-то около трети игры (она проходится часов за сорок-пятьдесят, плюс New Game+, плюс четыре концовки...), причем добровольно. Так зачем тянуть?

* * *

Почти всем, что у нее есть, Shin Megami Tensei IV обязана предыдущим частям, но она все еще очень хороша и, что ценно, верна корням. В ней есть свои моменты, и она куда меньше карает за ошибки, поэтому Shin Megami Tensei IV — почти лучшая отправная точка в путешествии по одной из самых зловещих ролевых серий на свете. Где Люцифер спешит на помощь, ангелы играют в правосудный шовинизм, а предыстория гигантского зеленого фаллоса на колеснице мотивирует постичь природу буддизма.

Порадовало
Огорчило
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
  • охота за демонами затягивает как никогда;
  • сотни тварей из всех мыслимых и немыслимых легенд;
  • продуманная (хотя и не уникальная) картина мира и смелое отношение к религиозным догмам;
  • много отсылок к старым частям серии.
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
  • визуальный ряд «не для всех» и неоднородная стилистика;
  • беседы со спутниками могут утомить;
  • неудобная навигация на карте мира;
Главные рейтинги
8/10
Геймплей
7/10
Визуальная часть
8/10
Звук и музыка
8/10
Интерфейс и управление
«Ачивка» редакции
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
It's super effective!
Стать лучшим тренером демонов в Токио.
Рецензия на Shin Megami Tensei IV. Люцифер опять зовет
Оценка сайта
8,0
Отлично

Вердикт

Хорошая, большая, правильная Shin Megami Tensei, которая могла бы стать гораздо лучше, если б разработчики были чуточку смелее в своих стремлениях пошатнуть устои.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Артемий Козлов
Артемий Козлов
Уверен, что надо чаще играть в плохие игры, чтобы понимать свое счастье. Любит, когда шумно. Фетишизирует абстрактные игровые механики и хороший мультиплеер. На сегодняшний день в Игромании не работает.
Игра в материале
Shin Megami Tensei 4
8,0Рейтинг
Игромании
9,4Рейтинг
игроков
Серия: Shin Megami Tensei
Разработчик: Atlus
Издатель: Atlus
Дата выхода: 23 мая 2013
Дата выхода в России: 30 октября 2014