Рецензия на фильм «Исход: цари и боги». Бога нет, и он очень зол

Рецензия на фильм «Исход: цари и боги». Бога нет, и он очень зол

Кино — Рецензия на фильм «Исход: цари и боги». Бога нет, и он очень зол
Исторический эпос Ридли Скотта по Ветхому Завету по-своему красив и масштабен, но скорее всего не понравится ни верующим, ни атеистам.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
Рецензия на фильм «Исход: цари и боги». Бога нет, и он очень зол

Все исторические фильмы Ридли Скотта чем-то похожи: под грустную этническую музыку мужчины в красивых доспехах рубят друг друга в капусту, тоскуя при этом по оставленным домам и семьям. Таково «Царство небесное», во многом таковы «Гладиатор» и «Робин Гуд». «Исход» отличается от них тем, что гораздо ближе к реальной истории (или к литературному первоисточнику, если угодно).

Отступление, в сущности, только одно: в фильме по мотивам Библии Ридли Скотт допускает, что Бога нет.

Жанр: исторический эпос
Производство: Scott Free Productions, США
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Кристиан Бэйл, Джоэл Эдгертон, Джон Туртурро, Аарон Пол, Бен Кингсли
Мировая премьера: 3 декабря 2014 года
Сайт: exodusgodsandkings.com
Похожие фильмы: «Царство небесное», «Гладиатор», «Десять заповедей»

► Таких красивых битв в «Исходе» гораздо меньше, чем кажется по трейлеру.

Бог — это маленький мальчик

В отличие от Даррена Аронофски, превратившего своего «Ноя» в аллегорическое фэнтези, Скотт снял довольно точную экранизацию одной из книг Ветхого Завета. Конечно, кое-чем пришлось пожертвовать, чтобы выдвинуть Моисея на передний план, — так, роли Аарона и Иисуса Навина, не менее важных героев Библии, здесь чисто символические. Но в основном хрестоматийный сюжет сохранен. Если не считать того, как показали отношения Моисея и Бога.

Кристиан Бэйл недаром говорил в интервью, что его герой — шизофреник с раздвоением личности. Бог появляется на экране в образе очень серьезного мальчика, но видит его только сам Моисей. Выводы сделать нетрудно: нам намекают, что мстительный, жестокий Яхве — лишь подсознание библейского пророка. Тот, дескать, ударился головой и разговаривает теперь с невидимками. А казни египетские в целом показаны как природные катаклизмы, и за кару небесную их принимают сами герои.

Идея снять «Библию без чудес», в принципе, интересная. Только, чтобы выдержать ее до конца, Скотту пришлось бы отказаться от самых драматичных сцен Книги Исхода — гибели первенцев и расступающихся вод Красного моря. По крайней мере, сделать их природными и реалистичными. Но именно эти моменты Скотт показывает как явно чудесные. Самое забавное, что расходятся воды еще относительно «природно», а сходятся уже так, будто Господь наслал цунами.

► Русский перевод «Исхода» временами просто клинит мозги. На требование Моисея отпустить евреев Рамзес отвечает: «Учитывая экономическую ситуацию, это проблематично».

Концы с концами

В этом весь «Исход»: фильм, который то и дело противоречит сам себе. Можно списать противоречия на замысел режиссера — дескать, Скотт не дает ответ на главный вопрос жизни, вселенной и вообще, а оставляет выбор зрителю. Но больше похоже на то, что Ридли так и не решил, хочет ли он всерьез подразнить верующих.

У них, впрочем, есть и другие поводы обижаться. Например, на то, что во имя драматизма казни сделаны еще страшнее, чем в Библии. Вопрос, как Бог может быть так жесток, звучит с экрана много раз. Рабство евреев выглядит не очень-то тягостным — пока они не восстают и не навлекают на себя гнев фараона. А диверсии против египтян, совершенные еврейскими борцами за свободу, уж очень пугающе похожи на современные теракты. Притом эта борьба резко прекращается, едва начинаются казни, и Моисею так и не выпадает шанс снова проявить себя как воину и полководцу.

Странности и несоответствия заметны и в мелочах — гриме, костюмах, подборе актеров. Кристиан Бэйл играет Моисея со всей страстью, но не убеждает по одной простой причине: белый англосакс на Ближнем Востоке смотрится как явный иностранец.

Костюмы и прически путают еще сильней. Не зная, что он еврей, Моисей почему-то заранее носит бородку а-ля Иисус и простую темную одежду. Рамзес и остальные вожди египтян при этом бреются налысо и носят белое и золотистое. Очень забавно слышать, как фараон — вылитый Ксеркс из фильма «300 спартанцев», и Моисей, похожий на европейского рыцаря, называют друг друга братьями.

► Игра «Найди еврея в кадре» оказалась слишком легкой.

Всё не так плохо

Но можно закрыть глаза на все недочеты и просто погрузиться в атмосферу фильма. У него, безусловно, есть свои достоинства: красочные костюмы, сложные декорации. «Исход», как и прочие исторические фильмы Скотта, невероятно красив. Его можно воспринимать как масштабную историческую реконструкцию, созданную с вниманием к мельчайшим деталям.

Нет особых претензий и к актерской игре. Правда, ее, по сути, демонстрируют лишь два человека: Бэйл и Джоэл Эдгертон. Хотя в актерском составе немало других звезд — Сигурни Уивер и Бен Кингсли, например, — им дали настолько маленькие роли, что их мог бы сыграть и статист. Но Бэйл, если закрыть глаза на его явно неподходящую внешность, изобразил страстного и слегка сумасшедшего пророка очень неплохо. И фараон Рамзес в исполнении Джоэла Эдгертона вышел очень внушительным — не одномерным злодеем, а гордым вождем, любящим отцом и мужем.

► Великолепная Сигурни Уивер появляется в фильме минуты на две.

Однако расслабиться и получить удовольствие от зрелища, как, например, от последнего «Хоббита», не так-то просто. Фильм для этого слишком медленный, затянутый и плавный, вся его красота статична. В отличие от, например, «Гладиатора», «Исход» получился скорее драмой, чем батальным эпосом.

Боевые сцены здесь отлично поставлены, но их очень мало. Смачная битва с хеттами вначале бесполезна для сюжета и явно вставлена, чтобы зритель не заскучал. А полноценной финальной схватки между египетской и еврейской армиями в «Исходе» нет, хотя она была бы очень кстати.

► Спецэффекты недурны, но в наши дни подобным никого не удивишь.

«Исход» получился типичной лентой позднего Скотта. На первый взгляд — масштабное, красивое кино с претензией на философию. Но всевозможные нестыковки бросаются в глаза до неприличия часто. Сходить на фильм имеет смысл только чтобы полюбоваться на то, что Скотт по-прежнему умеет делать, — декорации, костюмы и в целом красивую картинку.

Рейтинг
Б
Библия как повод для фестиваля исторической реконструкции.
Комментарии
Загрузка комментариев