22 декабря 2014
Обновлено 17.05.2023

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - изображение обложка
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 1

Близкие по духу

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 2
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 3
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 4
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 5
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 6

This War of Mine

Непросто истребить в себе внутреннего Плюшкина, который тащит домой что попало. В играх утоление инстинкта собирательства — как правило, прерогатива RPG. Но с развитием жанра «выживалок» Плюшкин открыл для себя новый и поистине удивительный мир. Мир после глобальной катастрофы, где любая вещь очень плохо лежит.

Dead State совмещает подходы обоих миров и кое-что еще вдобавок. Это и выживастик, и немножко ролевая игра, и пошаговая тактика, и специфическая стратегия, основанная на распределении ресурсов.

Пиф-паф — и мы покойники

Львиную долю времени вы проводите на вылазках. В такие минуты Dead State здорово напоминает ту самую полумифическую Van Buren: камера на высоте фонарного столба и строго одноэтажные здания, набитые контейнерами, шкафчиками и другой многообещающей мебелью.

Выглядит это безрадостно: серые городские пейзажи, по которым гуляют фигуры людей и зомби очень грубой выделки. Хотя внешность — дело десятое. Каждая локация, будь то деловой центр маленького городка или сельский гастроном, буквально нашпигована ценностями. Найти и утащить их — не прихоть, а острая необходимость. К несчастью, за каждым углом может таиться, например, зомби. Или мародеры, не знающие промаха.

Режим встречи с неприятелем зависит только от ваших действий. Вы не бежали сломя голову, а осторожно пробирались по стеночке? Значит, вас пропустили мимо ушей и будут неприятно удивлены. Поля обзора персонажей просчитываются вполне честно, шум тоже ничуть не менее важен. Последнее в первую очередь касается оружия: боевой нож режет глотку, не нарушая звенящей тишины; кувалда, ясное дело, немного привлекает внимание, особенно во время удара по голове. Выстрел — очевидный сигнал для всех местных: идут неприятности.

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 7

► Нет такой вещи, которую не стоило бы прикарманить. Кроме гнилых яблок и дохлых крыс, конечно. Их мы оставим на черный день.

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 8
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 9

► Команда бодро ворвалась в палаточный лагерь и принялась его разорять… ► …но кое-кто пришел разорять раньше. Что делать! Бьют — беги.

Из этого вырастают неочевидные и непривычные стратегии. Методичное истребление зомби по одному — одна из них; берем самого могучего напарника с топором, тихонько ставим его за спиной ходячего, врубаем режим пошагового боя. Удар — и труп сочно рушится на землю. Желательно, чтобы собратья погибшего не шлялись поблизости — то есть в радиусе трех-пяти клеток. Зомби напрочь глухие и видят ненамного дальше дистанции полета рвоты.

Однако громкие звуки — гарантия локального побоища. При встрече с мародерами (а вы их встретите) перестрелка завязывается легко и непринужденно. Первый же выстрел созовет всех зомби с локации. Спустя несколько ходов вы обнаружите, что вы и ваши враги окружены. Виртуозы тактики hit’n’run могут спровоцировать бандитов на пальбу и смыться, оставив их отстреливать мертвецов. А потом удирать от удвоившейся армии зомби.

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 10

► Ребята влипли. Мародеров окружила стайка зомби. Можем обойти свалку и удрать, а можем дождаться исхода и добить выживших.

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 11
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 12

► Не пытайтесь выбить дверь, если в окрестностях могут ошиваться мертвецы. Услышат, прибегут и откусят руки-ноги. ► Столько полок, но активных из них — с полдюжины. Впрочем, и при таком раскладе вы набьете карманы битком.

Несмотря на интересные заигрывания с системой видимости и шума, сражения получились бедные. Поза для стрельбы — только гордо стоя посередь парковки. У огнестрела до слез маленький радиус поражения, так что проще уже достать заточку, подбежать и продырявить так. Царит почти такой же жестокий генератор случайных чисел, что и в последнем XCOM: детина с доской дважды подряд промахнулся, хотя бы и развил навык холодного оружия до упора. ИИ примитивный: зомби при должной сноровке изничтожаются на корню по одному. У бандитов тактика одна — подбежал поближе, выстрелил, выстрелил.

В таких сражениях лишь два приятных момента: когда мертвецы и мародеры дерутся без нас и когда пришло время мародерствовать самим.

Быт соплежуев

И вот настает долгожданный момент возвращения в родное логово. Фактически — брошенное здание школы, окруженное самодельной оградой и превращенное в форпост.

Вместе с вами в этих стенах обитают разные люди. Действительно разные — в ходе многочисленных кризисов, словесных перепалок и конфликтов вы поймете, какой нервный сброд угодил под вашу опеку. Тип, который терпеть не может сидеть под крышей, — ему можно пообещать, что вы будете чаще брать его с собой на вылазки. Девчушка-ветеринар, которую назойливо опекает мать. Офицер полиции, терпящий ваше лидерство по очень зыбким причинам. Вредный сисадмин, который готовился к зомби-апокалипсису, а теперь его задвинули и не дали рулить выжившими (покамест до такой тонкой иронии никто еще не додумался).

Почти ежедневно эти олухи будут срываться, ругаться и угрожать побегом. Правильные реплики помогут удержать их в узде, неправильные — короткая дорога в петлю (без шуток). Некоторые истерики случаются по сценарию (сюжет, кстати, на редкость адекватный). Другие — из-за того, что вы не уследили за боевым духом. Состояние каждого выжившего варьируется и постоянно стремится к депрессии.

Чем помогать? Редкими подарками и подъемом общего настроения в коллективе. Что удручает, почти с самого первого дня оно рушится в глубокий минус. Каждый день нас вынуждают бороться за любую единичку настроения и балансировать на грани. Отрубился генератор? Пожалуйста, -50 как не бывало. Тонизирует — слов нет.

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 13

► Машину можно собрать заново. И сжигать все драгоценное горючее в поисках новой дозы топлива. Чистая наркомания!

Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 14
Зомби против ролевых игр. Рецензия на Dead State - фото 15

► Недовольные персонажи испортят настроение всему коллективу. Грустным — радость, паникерам — пулю. ► Выбору реплик позавидуют и BioWare. Послать в пешее эротическое разрешают настолько часто, насколько позволяет логика повествования. Никаких «Хорошо» и «Хорошо, пошли с нами».

Дисциплину держат несколько факторов. Наличие еды только удерживает планку от падения, но богатая добыча благотворно отражается на умах. Остальное — сплошные удобства: работающий туалет, электричество, колодец, сторожевая вышка, прочные укрепления, много-много разных конструкций. Очень богатый выбор, где каждый пункт требует определенного набора ресурсов и навыков (есть как у вас, так и у ваших спутников).

И эту радость следует поддерживать. Ранним утром на особой доске чертится расписание: Рени займется уборкой (+1 к боевому духу), Джоэл покараулит на посту (еще +1), Дэвис отправится теплицу (еда вырастет сама! Ура!), а мы во главе зондеркоманды из четырех недотеп отправимся обчищать кассы, склады и даже дома. Распределение труда — пожалуй, самое интересное, что есть в Dead State.

* * *

Dead State лихо обошлась с темой зомби. Собственно мертвяцкая атмосфера тут никуда не годится, а сражения так и хочется пропустить. Куда сильнее греют душу снабжение убежища, борьба с растущим недовольством, далеко идущее планирование, полностью зависящее от успехов следующего похода.

Из Dead State получился отличный симулятор лидера в группе выживших, настоящего лидера, а не рохли, который от случая к случаю предлагает: «Может, пойдем на север?» Но — не бойца. И выглядит игра предельно дешево. Однако мы все же советуем потерпеть неприглядный фасад и надоедливые бои. Логистика — это здорово! Особенно когда This War of Mine уже заиграна до умопомрачения.

Вердикт

Напряженный симулятор завхоза, бригадира и сталкера (или бомжа) с неловкими боевыми вставками.

Достоинства
👍
  • менеджмент базы и характеры сожителей
  • умелое давление на инстинкт собирательства
  • перспективная система обнаружения.
Недостатки
👎
  • монотонные бои
  • никчемный внешний вид
  • и зомби могли бы заменить... на мумий-оборотней, например.
Как мы играли

8/10

Геймплей

5/10

Визуальный ряд

7/10

Интерфейс и управление

6/10

Звук и музыка

Ачивка редакции
Букер?

Не пропустить ни одной помойки в штате Техас.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь