«Седьмой сын»: как ведьмаки ведьм убивали

«Седьмой сын»: как ведьмаки ведьм убивали

Кино — «Седьмой сын»: как ведьмаки ведьм убивали
Обаятельный Джефф Бриджес в одиночку противостоит... нет, не злу, а штампам жанра фэнтези.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Седьмой сын»: как ведьмаки ведьм убивали

Этого фильма ждали с интересом и опасениями. Как-никак первая голливудская работа известного российского режиссера Сергея Бодрова-старшего. И сразу в жанре высокого фэнтези, по мотивам книг английского писателя Джозефа Дилейни. Однако премьеру «Седьмого сына» много раз переносили, и теперь понятно почему. Несмотря на неплохую картинку, юмор и хороших актеров, фильм пострадал от главного бича жанра: банальностей и штампов.

Жанр: фэнтези
Режиссер: Сергей Бодров
В ролях: Джефф Бриджес, Бен Барнс, Джулианна Мур, Алисия Викандер
Первоисточник: книжная серия Джозефа Дилейни
Сайт: seventhsonmovie.com
Похожие фильмы: «Малефисента», «Соломон Кейн», «Эрагон»

Увидел ведьму — убей ее сразу

Место действия — фэнтезийный мир, похожий на средневековую Европу. Здешним людям досаждают ведьмы и монстры, с которыми призван бороться особый орден. Его членов испокон веков набирали из седьмых сыновей седьмых сыновей, а теперь, видимо, рождаемость упала — поскольку орден пришел в упадок. Мастер Грегори, последний из охотников на нечисть, обманом запер в подземелье королеву ведьм Малкин. Годы спустя униженная женщина вырвалась на свободу и принялась мстить обидчику и всему роду людскому.

Предыдущий ученик Грегори погиб, поэтому мастер взял на его место юношу Тома (он тоже седьмой сын седьмого сына) и начал готовить его к битве с Малкин. Но, странствуя с учителем, Том встретил юную ведунью Элис, уверенную, что настоящее зло — это фанатики вроде Грегори, жгущие ведьм на кострах. И герой почти готов согласиться с красавицей...

► Запомни, сынок: ведьмам нельзя колдовать, они плохие. А мы хорошие, нам можно.

Такая завязка давала надежду на интересный сюжет. Согласитесь, нечасто в кинофэнтези встречаются герои, способные сомневаться, и злодеи, у которых есть своя правда. Было бы интересно взглянуть на конфликт людей и ведьм с обеих сторон. Но ничего подобного в фильме нет. «Седьмой сын» ушел от скользкого вопроса  «правильно ли охотиться на ведьм?» и начал повторять банальности о борьбе добра и зла.

К финалу сценаристы собрали, кажется, все штампы фэнтези. Темная королева, мечтающая завоевать мир. Чудо-амулет, который ей для этого нужен. Юнец-Избранный и его мудрый наставник, побеждающие зло. И, разумеется, пророчества и видения, которые убивают интригу, подсказывая развитие сюжета.

Далеко не Сапковский

Конечно, есть немало удачных фильмов, где штампов не меньше, но они убедительно обыграны и не бросаются в глаза. К сожалению, с сюжетом «Седьмого сына» хватает и других проблем. Сценаристы вешают на стенах ружья и не стреляют из них. Волшебный амулет, из-за которого герои рискуют жизнью, особой роли не сыграл. Как и багровая луна — под ней должен был наступить некий апокалипсис. Как и тайна происхождения Тома, лишь делающая его «еще более избранным». Как и совершенно лишний тролль Клык — его можно было бы вообще вырезать из картины.

► Мы пробовались на роли Беорна и Смауга, но нас не взяли.

В «Седьмом сыне» есть сцены, которые при всей их зрелищности вызывают недоумение. Вот, скажем, мастера Грегори нанимают убить оборотня, он берет за это кучу золота... и вдруг оказывается, что зверь уже пойман солдатами и заперт в клетке. Грегори приказывает облить монстра горючим маслом и сжечь. Зачем охотник вообще был нужен в таком случае?

Это не единичный пример непродуманности сценария. Герои то едва могут справиться с одним монстром, то вчетвером побеждают целую армию чудовищ и колдунов. А сцена развязки в покоях Малкин выглядит так, словно внезапно кончились деньги на спецэффекты.

Недоумение порой вызывает и перевод. Погнавшись за славой Анджея Сапковского, переводчики назвали Грегори «ведьмаком», хотя он весь фильм... охотится на ведьм. В английской версии этой двусмысленности нет (профессия мастера — «spook», а не «witcher»), но русские зрители вынуждены гадать: это что, фильм о войне полов?

► Сценаристы «Седьмого сына» иногда используют прием, называемый lampshade hanging («абажуривание»). Когда на экране происходит глупость или странность, герой тоже это замечает и комментирует. Как, например, после этой битвы.

«Я дал присягу этому стулу!»

Картину вытягивают и спасают две вещи: игра актеров и атмосфера. Актерский состав у «Седьмого сына» очень сильный, а особенно хорош Джефф Бриджес в роли мастера Грегори.

Этот персонаж — главная изюминка фильма. Он остроумный пьянчуга и обаятельный неудачник, он смешно пыжится, часто терпит неудачу и переносит это с юмором. За Грегори интересно и весело наблюдать. Его реплики впору растаскать на цитаты. «Не пей больше глотка в день. Потому что это моя фляга!» «Я дал присягу этому стулу и не изменю ей!» «Я ничего не делаю? Неправда, я изо всех сил вас игнорирую!»

► Мастер Грегори притворяется всезнающим ведьмаком, но на деле часто ошибается. И это делает его более живым.

Джулианна Мур столь же уверенно исполняет роль Малкин. Королева ведьм очаровательна, добра к своим близким и беспощадна к врагам и предателям. Ее мотивы легко понять: измена и удар в спину от любимого мужчины — достойный повод для мести. Она похожа на Малефисенту из одноименного диснеевского фильма какой ее увидели бы враги. Жаль, что ближе к концу сценаристам понадобилось сделать Малкин злее. Она принялась убивать уже без повода и растеряла немалую часть обаяния.

Неплохо справились и остальные актеры, но им, к сожалению, достались куда менее яркие персонажи. К примеру, Бен Барнс убедительно показал, как робкий крестьянский паренек взрослеет, умнеет и даже сомневается в правоте Грегори (недолго). Но самого Тома это никак не выделяет из множества других «избранных» юнцов в фэнтези.

Надо признать, фильм выглядит неплохо. Мрачноватые пейзажи, средневековые костюмы и декорации создают атмосферу загадочного волшебного мира. Легко верится, что в городах тут сжигают ведьм, а в лесах прячутся чудовища. Но подкачали гримеры. Тролль Клык, Король Мечей и прочие некомпьютерные монстры выглядят так, будто их образы создавали для малобюджетного сериала.

► Чем ближе к финалу, тем Малкин страшней.

«Седьмой сын» — среднестатистическое фэнтези с красивой картинкой, набором клише и массой упущенных возможностей. Сценаристы решились отойти от текста книг Дилейни, но не от штампов жанра. Актеры хорошо играют, но банальные герои и сюжет не дают им разгуляться.

Из всего фильма, полного монстров и чудес, в память врезается только мастер Грегори с его своеобразным обаянием, гусарскими шуточками и лихими усами. Эй, там, в Голливуде! Если возьметесь экранизировать настоящего «Ведьмака», дайте Бриджесу хоть какую-нибудь роль.

► Звезде «Игры престолов» Киту Харрингтону не повезло. Его герою уделено от силы минут пять, и, как и Джон Сноу, ничего-то он не знает.
Рейтинг
Х
Хорошие ведьмаки, плохие ведьмы... Главное — за кого сценарист
Комментарии
Загрузка комментариев