Transistor — история года

Transistor — история года

Лучшие игры 2014 — Transistor — история года
Самые захватывающие игры 2014-го, главное в которых — мастерство рассказа.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Лучшие игры 2014
Transistor — история года

История года

Претенденты: The Vanishing of Ethan Carter, Alien: Isolation, The Banner Saga, D4, The Wolf Among Us, The Walking Dead: Season Two, Valiant Hearts: The Great War, Transistor, Monument Valley, Framed, The Last of Us: Left Behind, Wolfenstein: The New Order, Middle-earth: Shadow of Mordor, This War of Mine, BioShock Infinite: Burial at Sea, Sherlock Holmes: Crimes & Punishments, Dragon Age: Inquisition, The Talos Principle

В этом году было много хороших историй. Самых разных.

Небольшое, но насыщенное дополнение BioShock Infinite: Burial at Sea кое в чем даже превзошло оригинал. Wolfenstein: The New Order наконец-то сделала альтернативную реальность, в которой когда-то существовал Меха-Гитлер, именно такой, какой ей стоило бы быть в этом веке. Среди мобильных игр нашлось немало отличных повествовательных экспериментов — в вещах вроде ожившего комикса Framed и имп-артовой сказки Monument Valley.

Telltale продолжают гнуть свою линию и упорно делают отличные игровые сериалы. О едва начавшихся — Tales from the Borderlands и Game of Thrones — говорить пока рано (хотя пилотные эпизоды подают большие надежды), но законченные сезоны The Walking Dead и The Wolf Among Us показали, что сценаристы Telltale едва ли скоро испишутся. И чем дальше, тем убедительнее у них получается изобразить влияние выбора. Пусть и крохотными шагами, но их сериальная формула движется вперед.

По-конандойловски интеллигентная Sherlock Holmes: Crimes & Punishments, красивая и складная The Vanishing of Ethan Carter, философская The Talos Principle, сумасшедшая D4, тщательно прописанные Dragon Age: Inquisition и The Banner Saga... В этом году было много хороших историй. Но некоторые из них — особенные.

В Alien: Isolation из деталей и писем, которые валятся на вас потоком, складывается корпоративная драма, сложный, умный и чертовски напряженный бизнес-триллер. И он для вселенной гораздо ценнее, чем все, что в играх про Чужих было ранее.

Но даже это не так примечательно, как трюки, которые откалывает сам Чужой. Умный совершенный организм своим поведением сам организовывает интересные ситуации — ему не нужны сценаристы, чтобы вас развлекать. И это подводит нас к важнейшей теме.

Одна из тенденций 2014 года — подъем так называемого эмерджентного повествования. До сих пор игры, где львиную долю истории создают чисто геймплейные системы, оставались в своей специфической нише. Но в прошлом году одна из таких нишевых игр — Papers, Please — выстрелила на весь мир, а «парадоксовская» Crusader Kings 2 вдруг разошлась миллионным тиражом. Массам оказались интересны игры, которые сами слагают сюжеты, что, в целом, не очень-то удивительно. Эмерджентные истории невозможны больше ни в одном из видов искусства. Только в играх.

И теперь все это добралось до ААА. Nemesis System из Middle-earth: Shadow of Mordor заставила нас видеть в процедурно сгенерированных главарях уруков личностей, своих кровных врагов, которые постоянно меняются и эволюционируют. И, главное, — помнят все встречи с вами. Рассказы о том, как вы охотились на какого-нибудь Тумуга Поэта, — вот что сделало Shadow of Mordor действительно запоминающейся игрой.

Но живописный, для каждого свой рассказ об охотнике на уруков, рассказ, где царят неподдельная страсть и ненависть и от происходящего кровь стынет в жилах, все же перемежается достаточно посредственными сценарными зарисовками, в которых следопыт Талион и его мертвый эльф тоскливо ищут виноватых. Это несколько смазывает впечатление от приключения в целом — но начало положено.

This War of Mine, в отличие от Shadow of Mordor, отдает на откуп системам все повествование — и преуспевает. Судьба ваших подопечных, их душевное состояние и поведение целиком складываются из того, как вы справляетесь с игрой. Да, во многом она доверяется абстракциям: основная часть переживаний формируется у вас в голове из множества крючков и зацепок, которыми делится игровая механика. Для кого-то это работает, для кого-то — нет. Не если работает, то бьет прямо в цель.

Главное, что удалось создателям This War of Mine, — подчинить друг другу мораль и прагматизм. Она умело стоит над душой. Конечно, вы хотите обнести жилище несчастных бабульки с дедулькой — ребятам в убежище надо чем-то питаться. Но хватит ли у вас на это совести? Когда вы в следующий раз не обнаружите стариков на месте, будет повод задуматься — уж не из-за вас ли?

И вот эта вот способность заставить вас решать, а потом повесить тяжелый груз на душу делает This War of Mine невероятно мощным сюжетным произведением — возможным опять же исключительно в рамках видеоигр.

Того же самого не скажешь о The Last of Us — из нее вполне мог бы получиться большой, качественный, пронзительный фильм. Но то, как разработчики вплели геймплей в повествование, целиком оправдывает ее существование в виде игры. Вас сделали участником всех этих событий, втрое усилив производимый ими эффект. И двухчасовой приквел Left Behind сыграл на этом снова. Сыграл блестяще. Это небольшая игра, говорить о ней, избегая спойлеров, очень сложно, и потому мы не станем углубляться в детали. Но едва ли возможно заставить персонажей игры вести себя правдоподобнее в условиях грибного апокалипсиса. Naughty Dog снова сделали это.

В этом году было много хороших историй. Некоторые из них особенные. Но некоторые — особеннее других.

Supergiant, маленькая студия из Сан-Франциско, еще в Bastion показала, что может распоряжаться своими скромными ресурсами так, как отчего-то не распоряжается почти никто. Их игры невелики, но они продуманные, аккуратные, цельные и используют весь спектр выразительных средств. Последнее особенно важно: в Bastion — и теперь в Transistor — текст, арт и музыка сливаются воедино в гармоничную и чертовски эмоциональную картину.

Transistor по-хорошему немногословна, в ней нет ничего лишнего. Но все ее элементы в сумме работают так, чтобы от истории Ред пробрало до костей. Тут же — изящная недосказанность, которая мотивирует на поиски. Если б Supergiant просто выложили все факты, получилось бы и вполовину не так хорошо. Пространство для теорий — о сущности Клаудбанка, о предназначении Транзистора, о Камерате, Процессе, о главных героях — это то, что подпитывает эту историю, заставляет вспоминать о ней и размышлять.

Какой-то из ответов правильный. Но какой именно — нам знать необязательно. Поиски ответа важнее самого ответа.

Как приобрести лучшие игры года? Все ссылки из статьи ведут в магазин G2A.com. Низкие цены — специально для жителей России.

Прогноз на 2015 год

Идея эмерджентного повествования почти наверняка продолжит проникать в высокобюджетные игры. Подход Shadow of Mordor бурно одобрил, к примеру, Кен Левин и сообщил, что следующая игра его команды будет строиться на схожих принципах. Мы уверены, что среди «больших» разработчиков он такой не один: задолго до Левина об этом рассуждал еще Уоррен Спектор.

От кого именно стоит ждать хороших историй? Не возьмемся судить загодя. Ярчайшие переживания приходят, как правило, оттуда, откуда их совсем не ждешь. Здесь можно упомянуть любую из игр, которые мы вспомнили, говоря об адвенчурах года, например.

Комментарии
Загрузка комментариев