10 февраля 2015
Обновлено 17.05.2023

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - изображение обложка
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 1

Близкие по духу

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 2
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 3
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 4
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 5
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 6

Серия Wing Commander

От Elite: Dangerous не ожидали большого успеха. Подумаешь, очередной проект с Kickstarter, играющий на ностальгических чувствах игроков времен восьмидесятых-девяностых… Да еще от кого! От Дэвида Брэбена , заслужившего в народе репутацию склочника и сказочника. « Я ничего от нее не жду, но будет интересно глянуть, что получится », — говорили одни. « Если не затянут с релизом, получим способ скоротать время до выхода Star Citizen», — замечали другие. « Семьдесят пять долларов за бету? От скромности не умрут », — хмыкали третьи.

Того, что случилось позже, не ожидал никто. В EVE Online началось падение онлайна, какого не было со времен скандальной Incarna. Поклонники Star Citizen принялись ругаться с обожаемыми прежде разработчиками, начиная свои претензии фразами вроде «А вот в Elite…». Форумы X Rebirth просто вымерли, некому было даже пожурить студию за провал игры.

На глазах у удивленных любителей космических симуляторов начала рождаться новая вселенная.

Начинаем играть

Elite: Dangerous впечатляет даже простейшими, рутинными, вещами. Вот первая тренировочная миссия — взлет со станции и стыковка с ней. В большинстве космосимуляторов это организовано просто: подлетаем к станции, нажимаем кнопку и оказываемся внутри. Нажимаем еще кнопочку — и оказываемся на свободе.

В Elite все иначе.

Сначала вы обнаруживаете себя в ангаре, расположенном в недрах станции. Нажимаете кнопку, и вокруг вас оживают механизмы. Корабль едет из ангара к лифту, а затем поднимается на поверхность гигантского стыковочного дока. Впереди виднеется диспетчерская вышка, курсирует транспорт. Вы начинаете понимать, насколько огромно сооружение, в котором вы находитесь. Захваты тем временем выпускают ваш корабль, вы летите к воздушному шлюзу и, пронесшись через него, наконец-то оказываетесь в космосе.

А стыковка? Сначала надо вызвать левую системную панель, переключиться на список контактов, найти в них станцию, запросить разрешение на посадку, дождаться ответа с указанием номера стыковочной площадки, залететь в игольное ушко воздушного шлюза, выпустить посадочные шасси, подлететь к нужной площадке, а затем, ориентируясь на показания посадочного радара, посадить корабль точно в центр.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 7

► Станции бывают разные. Иногда это маленькие промышленные платформы с посадочными площадками прямо на поверхности. Иногда — фешенебельные гиганты, покрытые садами и купающиеся в лучах прожекторов.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 8
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 9

► Станция «Кориолис» изнутри. Типичное приземление: «Кобра» заходит на десятое посадочное место. ► Вопрос с яркостью солнца решили творчески — якобы компьютер корабля подстраивает яркость, чтобы оно не слепило глаза. Получилось красиво и величественно.

Все это оставляет совершенно непередаваемое ощущение: прямо желудком чувствуешь, что управляешь настоящим космическим кораблем! Сегодня все нежно любят принцип «easy to learn, hard to master», то есть «легко освоить, но трудно достичь совершенства», однако создатели Elite на такое внимания не обращают. Что значит «easy to learn»? Это вам космический корабль или самокат? Нет уж, тут все как раз наоборот. Потому что в первую очередь это именно космический симулятор, а уже во вторую — экшен, ролевая игра и все остальное.

В Elite игроки вместо того, чтобы развивать персонажей, развивают самих себя. Та же стыковка может занять у новичка минут пять, а умелый пилот посадит корабль за тридцать секунд. А когда овладеете процедурой стыковки, придется научиться перекидывать во время боя энергию с одних систем на другие, контролировать перегрев, исчезать с радаров противника, следить за скоростью в режиме суперкруиза и прочая, и прочая.

Но если вы решили, что перед вами очередная вещь для убежденных хардкорщиков, то вы ошибаетесь. Да, здесь нет ничего интуитивно понятного, на каждый чих извольте читать инструкцию. Зато и сложного ничего нет! Это было установлено путем наблюдения за подопытным казуалом, с трудом понимающим английский: спустя пару недель он уже лихо летал по анархическим системам, отстреливал ботов пачками и сделал небольшую карьеру в качестве торговца.

Если что и требуется от игрока, так это прочитать руководства. Без них сложно усвоить, например, что при выходе из гиперпрыжка вы на огромной скорости продолжаете нестись прямо на звезду, и, если ничего не делать, автоматика совершит принудительный сброс скорости, который повредит оборудование. Для обученного пилота само собой разумеется, что после выхода из прыжка надо аккуратно отвести курс корабля от звезды, пометить через меню нужную станцию маркером и лететь к ней.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 10
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 11

► Вы помните, как все начиналось? Писк магнитофона, несколько минут загружающего программу в несколько десятков килобайт. Мерцание старенького телевизора. Так стартовала игровая карьера многих нынешних игроков. ► Та же картинка тридцать лет спустя. Тот же радар. Те же уровни энергии различных модулей. Разработчики постарались сохранить узнаваемый дизайн оригинала насколько это возможно.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 12

► Еще одна отсылка к Elite 1984 года: знакомая всем ценителям оригинала станция типа «Кориолис», даже процедура стыковки та же. Только теперь проработаны маневры и внутри станции.

Тайна и бесконечность

В Elite есть станции в масштабе 1:1. Величественные звезды испускают гигантские протуберанцы, а если отключить все устройства и охладить корабль до отрицательных температур, стекла кабины покроются инеем. Здесь даже кольца вокруг планет — не пустая текстура, а реальный пояс астероидов и космической пыли, куда можно залететь и понять наконец, как может выглядеть куча камней площадью в миллиарды квадратных километров, но толщиной всего в километр.

Однако кроме всего этого есть и кое-что еще. Frontier Developments действительно сдержали обещание и создали ремейк той самой Elite , за которой игроки восьмидесятых-девяностых проводили долгие месяцы, вглядываясь в бегущие по экрану черные и белые пиксели. Создали огромную вселенную, где каждый игрок не бог и не герой, а лишь крохотная пылинка, летающая в потоках солнечного ветра от звезды к звезде. Но главное — создали то, чего поклонники жанра всегда ждали, но никогда не находили: тайну и бесконечность.

В первой Elite было и то и другое. До сих пор идут споры, сколько галактик могло быть в игре, была ли в ней таинственная планета Ракксла, ходят мифы о загадочных объектах, встречавшихся на пути пилотов. Листаем пожелтевшие от времени подшивки «ZX-Ревю» за 1992 год: «После того как мы опубликовали изображения всех документированных кораблей, пилоты начали настоящую охоту за НЛО. Сообщений много… но в десятках писем говорится одно и то же. Есть корабль больших размеров, бесформенный, похожий на астероид, несущий на себе «Крейты» и «Сайдвиндеры»…

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 13
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 14

► Начало вашего карьерного пути, Sidewinder. Бесплатный, но отнюдь не беззащитный. Благодаря превосходной маневренности он может потягаться с куда более мощными кораблями. ► Для начинающих торговцев подойдет Lakon Type 6, недорогой и вместительный грузовик. Повоевать на нем не получится, а вот обвалить небольшой рынок можно запросто.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 15
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 16

► Знаменитая Cobra Mk. III! В Elite 1984 это был единственный корабль, доступный игроку. В Elite: Dangerous это лишь хороший универсальный корабль для начинающего пилота. ► Тяжелый истребитель Viper Mk. III — лучший выбор пирата, который нацелен на убийство, а не на вымогательство груза. Быстрый, цепкий и смертоносный.

В жалкие 48 КБ памяти Иэн Белл и Дэвид Брэбен сумели вместить бесконечность космоса, радость новых открытий, возможность выбирать свой путь, становясь или честным торговцем, или отчаянным пиратом. Они дали игрокам возможность лететь навстречу неведомому, раскрывая перед ними в кучке черно-белых точек целую вселенную.

Никто не верил, что все это возможно в наше время. Считали, что впечатления от «той» Elite приукрашены молодостью, что компьютеры были в новинку, что примитивная графика стимулировала воображение и что в современной игре ничего такого сделать нельзя в принципе. Даже EVE Online с ее галактикой из более чем семи тысяч звезд остается небольшим и хорошо изученным мирком, в котором нет места ни тайнам, ни открытиям. На ее карте не осталось белых пятен, каждый уголок хорошо изучен, везде кипит жизнь.

Но Elite: Dangerous справилась с задачей. Разработчики реализовали в ней модель всей нашей галактики, состоящей из 400 миллиардов звезд. Туда включены известные современной астрономии звезды и планеты, а остальная часть вселенной воспроизведена с помощью генератора. Все космические тела вращаются по своим орбитам, имеют характерные параметры — радиус, массу, период вращения и множество других. Есть Солнце и Земля, столица Федерации; залетев в те края и поглядев на небо, вы узнаете знакомые созвездия, а отлетев в сторону, сможете наблюдать за тем, как они меняются. Каждая звезда на небе — реальный объект.

Заселенных систем около ста тысяч, все прочее — неизведанные просторы, ждущие первооткрывателей. Что именно запрятали там разработчики, еще только предстоит выяснить, потому как работа над заполнением вселенной продолжается. Например, Брэбен с ностальгией вспоминал таргоидов, таинственную расу насекомообразных пришельцев, и грозился непременно их добавить.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 17

► Отсутствие системы развития персонажа частично заменяется покупкой и улучшением кораблей. В случае смерти вы теряете весь груз, а если не хватило денег на страховку, то и полную стоимость корабля. Все по хардкору.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 18
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 19

► В галактике Elite: Dangerous и правда можно потеряться. Залететь в необжитые места, застрять на необитаемой планете с пустым топливным баком, вспоминая о простых радостях цивилизованных систем. ► К хорошему привыкаешь быстро. Поначалу кольца планеты с настоящими астероидами вызывают восторг, потом привыкаешь и уже не представляешь, что можно было сделать иначе.

Пират, торговец, контрабандист

Сила Elite: Dangerous — в ее крепком ядре. Геймплей оригинала, созданный в 1984 году, работает и поныне. И почему бы ему не работать? Очень похожая схема использована, например, в « Дальнобойщиках»: берешь груз, и айда колесить по бесконечным автобанам. Так и здесь: сюжета нет, конечной цели нет, зато есть простой, но очень затягивающий процесс.

Можно стать исследователем и получать деньги за открытие и изучение новых систем. Вооружаемся сканером и летим собирать информацию по звездам, планетам и интересным объектам. Первопроходцы получают самое высокое вознаграждение, так что ради хорошего заработка надо лететь на окраину освоенного космоса.

Можно стать честным торговцем и летать на здоровенных грузовиках либо выбрать карьеру контрабандиста и перевозить запрещенные или краденые товары. Тогда придется снарядить свой корабль спецоборудованием и научиться летать в стелс-режиме, чтобы избежать сканирования трюмов полицией.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 20

► Если вы думаете, что стелс-режим делает вас невидимым, вы ошибаетесь. Корабль просто закрывает все охлаждающие дюзы и перестает отводить тепло. Это позволяет исчезнуть с радаров, но ведет к быстрому перегреву.

Не желающие торговать могут заняться добычей ресурсов из астероидов. При должном умении — весьма прибыльная деятельность, притом далеко не такая скучная, как в EVE , хотя адреналиновым экшеном ее не назовешь.

Еще на станциях есть список заданий, но перечень занятий скуден: курьерские миссии, работа наемным убийцей и миссии по снабжению товарами, опять-таки походящие на курьерские. Да и вообще, к хорошим квестам полагается сюжетная линия, куча NPC, длинные беседы, а тут — строчка текста и указание награды. Словом, задания — едва ли не самая скучная часть игры.

Можно стать пиратом, только это занятие не для новичков и уж точно не для слабаков. Проблемы с законом могут здорово осложнить жизнь, сделав вас изгоем в цивилизованных системах. Хотя не все так страшно: есть анархические системы, есть возможность заправки топливом от звезды. Да и лазеры не требуют постоянного пополнения боезапаса, позволяя долгое время существовать в автономном режиме, болтаясь по космосу и огорчая своим появлением каждого встречного. Или не огорчая, потому как встретить здесь живого человека, да еще беззащитного, не так просто, как кажется.

Исследования, познание неведомого и романтика космоса не терпят суеты и соперничества. Поэтому в Elite: Dangerous можно играть в одиночку или с друзьями, не опасаясь, что очередной любитель PvP решит проверить ваши щиты на прочность. Более того, даже в режиме онлайновой игры активность игроков высока лишь на небольшом участке космоса.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 21

► Если вы играете с мышью, лучше сразу перенести управление креном корабля (roll) на клавиши A и D, а рысканье (yaw) — на движение мыши влево-вправо. Управление сразу становится удобнее и понятнее.

Это ни в коем случае не MMO — как, скажем, в Destiny, игроков здесь небольшими группами разбрасывают по разным планам одного мира. Побоище с несколькими сотнями, а тем более тысячами игроков здесь не организовать.

Однако это не мешает взаимодействовать, например, через рынок: какой-то барыга в одиночной игре привезет большую партию товара на станцию, продаст — а цены рухнут у всех.

Стоит отлететь подальше от освоенных систем, и вы снова окажетесь в уютном обществе NPC-пиратов, а встреча с людьми превратится из реальной угрозы в статистическую вероятность, приятно щекочущую нервы. Если же вы сами решили стать пиратом, готовьтесь к тому, что вам временно закроют возможность одиночной игры: жертвы должны иметь возможность отомстить своему обидчику.

Всё только начинается

У Elite: Dangerous пока только одна проблема — контента всего ничего, и, когда завершается период адаптации, игроки остаются один на один с космосом. Что дальше? Копить деньги на топовый корабль — торговлей, добычей, охотой. Дело долгое, монотонное и, увы, все еще единственное. Это так или иначе перемежается случайными стычками и увлекательной возней с системами корабля, но со временем тоже доводится до автоматизма.

Многого в Dangerous нет, многое разработчики намерены добавлять (и добавляют) с патчами. В каком-то смысле оно, вероятно, к лучшему. Тот же Крис Робертс с его Star Citizen стремится объять все и сразу (космос, планеты, пехотные схватки и все такое прочее), но их работе до сих пор конца и края не видно. Команда Брэбена сфокусировалась на основных механиках и довела их почти до совершенства. Всё, что касается управления кораблями, их физики и возможностей, — на высшем уровне.

У Frontier получилась работающая, по-своему цельная игра про космос, эдакая вселенная-песочница, в которой можно летать на корабле. И которую можно развивать еще сколь угодно долго.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 22

► Звание серьезного симулятора обязывает столь же серьезно подойти к вопросам графики: никаких цветастых туманностей на все небо, резкие черные тени, черный космос и реальное звездное небо.

Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 23
Он полон звезд! Обзор Elite: Dangerous - фото 24

► Из кабин звездолетов фетиша делать не стали, они довольно простые, но красивые, да и детализированы хорошо. В будущем ими займутся более плотно. ► Посадки на планеты! Абордаж! Стрельба! Ходьба по станциям! Вам тоже кажется, что это реклама для привлечения поклонников Star Citizen? Нет, идеи интересные… лишь бы не в ущерб развитию космической части.

Дальнейшие планы создателей Dangerous удивительно походят на список будущих возможностей Star Citizen : возможность посадки на планеты, прогулки по станциям и ангарам, шутерная механика, абордаж кораблей и прочее. Наверняка не забудут и про космическую часть — квесты, поиски артефактов древних цивилизаций, неожиданные сюрпризы для любителей исследовать глубины космоса.

В ближайших обновлениях наконец-то появятся командные задания и возможность собираться с другими игроками в крылья, чтобы онлайновый режим стоило включать для чего-то еще, кроме PvP и поисков проблем на свою задницу. Далее стоит серьезно поработать над квестами и не мешало бы оживить космос праздношатающимися кораблями NPC, как в серии X… в общем, идеи всегда найдутся.

* * *

Elite: Dangerous уже смогла сделать то, чего не удалось многим до нее. Если Frontier сумели создать столь складную игру за два года… Тогда у нас остается только одно желание на ее счет — посмотреть, во что игра превратится еще через столько же.

Особые рейтинги

9/10

Будущее прекрасно

Elite: Dangerous заточена под виртуальную реальность — притом настолько сильно, что взамен виртуального шлема некоторые игроки используют TrackIR (популярен среди ценителей авиасимуляторов) для управления камерой движениями головы. А еще разработчики надеются заработать, размещая настоящую рекламу на гигантских голографических экранах вокруг станций. О таком вся индустрия мечтает без малого лет десять, но ни у кого пока не получилось. Не хватает только полноценной поддержки голосового управления — игроки начали добавлять его с помощью сторонних программ вроде VoiсeAttaсk, но это все же не совсем то.

Вердикт

Elite вернулась. С новой графикой, с новыми возможностями и отчасти новой аудиторией. Но все та же, сохранившая дух и величие своего бессмертного предка. Блестящий космический симулятор, которому не хватает толики контента, чтобы стать игрой на века.

Достоинства
👍
  • дотошно воссозданный дух и правила Elite
  • максимум деталей в симуляции кораблей и космоса
  • целая галактика в ваших руках
  • гибкий и весьма уместный мультиплеер
  • бесконечный простор для развития.
Недостатки
👎
  • маловато контента на старте
  • мультиплеер пока что стоит включать только ради PvP
  • детальность — палка о двух концах: если вы хотите, чтобы корабль парковался за вас, — не выйдет.
Как мы играли

8/10

Геймплей

9/10

Визуальный ряд

7/10

Звук и музыка

9/10

Интерфейс и управление

Ачивка редакции
Руки помнят

Совершить первый взлет и первую стыковку с закрытыми глазами.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь