«Снайпер»: история идеального убийцы

«Снайпер»: история идеального убийцы

Кино — «Снайпер»: история идеального убийцы
Фильм Клинта Иствуда о герое иракской войны отлично снят, но на объективность не претендует. Герои и злодеи даже носят светлое и темное.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Снайпер»: история идеального убийцы

Спустя почти десять лет после выхода дилогии «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы» Клинт Иствуд вернулся к военной теме. На этот раз он экранизировал автобиографию Криса Кайла, ветерана войны в Ираке и самого эффективного снайпера в американской истории.

Но если раньше Иствуд показывал войну с точек зрения обеих сторон, то сейчас от былой объективности не осталось и следа. «Снайпер» не поднимает вопрос о необходимости войны в Ираке, ловко избегает любых намеков на неоднозначность героя и, что еще удивительнее, так и не объясняет, чем Кайл заслужил свой легендарный статус.

Жанр: военная драма
Режиссер: Клинт Иствуд
Сценарист: Джейсон Холл
В ролях: Брэдли Купер, Сиена Миллер, Люк Граймс
Премьера в России: 5 марта 2015 года
Возрастной рейтинг: 18+
Похожие фильмы: «Повелитель бури» (2008), «Цель номер один» (2012), «Падение "Черного ястреба"» (2001), «Уцелевший» (2013)

Жизнь в черно-белом свете

► Какие-какие у нас сборы?

«Снайпер» неожиданно для многих стал главным хитом начала 2015 года. Картина собрала в мировом прокате умопомрачительные 470 миллионов долларов (и это еще не предел!) и отняла звание самого кассового военного фильма у «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. В чем же секрет такой популярности?

Многие приписывают львиную долю заслуг великолепной игре исполнителя главной роли Брэдли Купера, всерьез претендовавшего на «Оскар». Но настоящая причина популярности фильма, скорее всего, в другом.

Во-первых, главный герой, самый эффективный снайпер в американской истории — Крис Кайл, после выхода автобиографии стал настоящей звездой, а его преждевременная смерть только подлила масла в огонь. Во-вторых, Иствуду удалось снять историю с весьма популярным в народе сюжетом: о том, как простой техасский ковбой так сильно любил свою страну и стремился оберегать покой ее граждан, что сбежал от беременной жены в Ирак. В дальнейшем Кайл сожалел лишь о том, что убил недостаточно солдат противника и спас не всех сослуживцев.

В техническом отношении «Снайпер» превосходен. Повествование держит зрителей в напряжении с первых же кадров, в которых только что попавшему в Ирак Кайлу предстоит сделать тяжелый выбор — застрелить иракского мальчика или позволить ему совершить теракт.

► У фильма может быть множество недостатков, но игра Брэдли Купера к ним точно не относится.

И уже здесь проявляется главный недостаток фильма. В отличие от фильмов о второй мировой, в которых Иствуд показал события с двух сторон — американской и японской, в «Снайпере» объективность и не ночевала. Здесь все настолько поделено на черное и белое, что все положительные персонажи носят светлое, а все отрицательные — темное.

Герои фильма не задумываются о том, что вторглись в чужую страну и воюют с местным населением. Они заставляют жителей покидать свои дома — и потом искренне удивляются, что одни отказываются уходить, а другие берутся за оружие и противостоят захватчикам. Более того, из уст персонажей в адрес иракцев то и дело звучит презрительное «дикари». Прямо как в колониальный период, когда не менее убежденные в своей правоте и чистоте помыслов белые джентльмены из благородных побуждений заграбастали себе полмира.

В свою защиту Иствуд говорит, что не ставил цели найти причины и суть разгоревшегося конфликта, а хотел показать драму одного конкретного человека. Наверное, именно поэтому, против всякой логики, война в Ираке начинается после теракта 11 сентября, а развернувшаяся в реальности следом за ним военная операция в Афганистане вообще не берется в расчет. О трагедиях мирного населения Ирака снимут, наверное, какой-то другой фильм.

► Настоящий Крис Кайл был таким страстным поклонником «Металлики», что даже взял с собой на войну флаг группы.

Однако проблема в том, что Иствуду не удалось даже должным образом осветить жизненный путь человека, автобиографию которого он экранизировал. Из «Снайпера» нельзя узнать, за что Крис Кайл получил прозвище «Легенда» (оно связано с конкретным эпизодом из его послужного списка). Вместо этого режиссер акцентирует внимание на безуспешных попытках Кайла вернуться к мирной жизни в перерывах между поездками в Ирак, и его противостоянии с иракским снайпером Мустафой, ответственным за гибель нескольких боевых товарищей Кайла.

И даже это противостояние можно было бы показать гораздо лучше, если б сценаристы догадались добавить хоть какую-то глубину образу Мустафы. Иракский снайпер мог стать патриотом своей страны, любящим отцом и прославленным спортсменом, который, как и Кайл, искренне верит в свою правоту. Однако Иствуд выставил главного антагониста фильма обычным маньяком, прыгающим по крышам и палящим в американских морпехов.

► Плохие иракские парни носят черное.

Отдадим Иствуду должное, он не гнушается показать трагедию возвращающихся к мирной жизни ветеранов. Уже после первой поездки на войну Крис Кайл приезжает домой изменившимся человеком, эмоционально отстраненным от всего мира и от своей семьи. С годами этот разрыв увеличивается, и хотя в конце концов Кайлу удается приспособиться, многим бывшим морпехам повезло куда меньше.

Впрочем, все эти истины известны уже давно (взять хотя бы финальную серию блестящего «Тихого океана»), ничего нового Иствуд не открыл. Куда интереснее было бы увидеть фильм о том, как к обычной жизни пытаются вернуться жители разрушенных войной городов.

Настоящий американский герой

► Реальному Кайлу довелось убить женщину, вымышленному — еще и ребенка.

«Снайпер» сильно идеализировал главного героя. Реальный Крис Кайл был куда менее приятным персонажем. Если верить автобиографии, на его решение вступить в армию никак не повлияли ни проникновенные монологи отца, ни сообщения о терактах у американских посольств, ни стремление защитить своих собратьев. Настоящий Крис Кайл был прирожденным убийцей, который искренне ненавидел своих врагов и жалел, что не смог положить еще больше народу. Он, в принципе, занимался любимым делом.

Кроме того, фильм драматизировал детали биографии Кайла. В реальности ему не приходилось убивать иракских детей. Но однажды снайперу и вправду пришлось застрелить женщину с гранатой.

Хотя у Кайла действительно были проблемы с адаптацией к мирной жизни, он вовсе не тяготился своим гражданским статусом. Вернувшись из Ирака в последний раз, снайпер успел написать автобиографию и засветиться в нескольких скандалах. Как-то раз он заявил, что застрелил двух грабителей, пытавшихся угнать его автомобиль, в другой раз хвастался, что во время урагана в Новом Орлеане отстреливал вооруженных мародеров. Оба случая не нашли подтверждения, а у Кайла стала складываться репутация человека, любящего приврать ради славы.

► Крис Кайл отправился на войну, чтобы защитить Родину и семью от людей, которые им вовсе не угрожали.

Однако внезапная смерть сделала его настоящим героем нации. А его убийца, другой страдающий посттравматическим синдромом ветеран, недавно был приговорен к пожизненному заключению без права на обжалование приговора.

Такие дела.

Рейтинг
И
Идеализированная история жизни человека, который больше всего на свете любил и умел убивать.
Комментарии
Загрузка комментариев