«Робот по имени Чаппи»: панковские технологии, рэперская жизнь

«Робот по имени Чаппи»: панковские технологии, рэперская жизнь

Кино — «Робот по имени Чаппи»: панковские технологии, рэперская жизнь
Режиссер «Района №9» не обманул ожиданий и снял отличный фантастический боевик. Правда, куда более легкий и веселый, чем его прежние работы.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Робот по имени Чаппи»: панковские технологии, рэперская жизнь

Нил Бломкамп вот-вот станет в Южной Африке таким же национальным любимцем, как Питер Джексон в Новой Зеландии. Правда, родину он показывает всему миру не в лучшем свете. Будущее ЮАР по Бломкампу — мрачный мир алчных корпораций и уличных банд, мир, где соседствуют высокие технологии и жалкий уровень жизни. Но Бломкампу это прощают, потому что он снимает лучшее кино в Африке — зрелищное, увлекательное и со злободневным подтекстом. И хотя «Чаппи» — самый веселый, разбитной и развлекательный фильм от режиссера «Района №9», он все равно получился «умнее», чем большая часть современной фантастики.

Жанр: научно-фантастический боевик
Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Шарлто Копли, Ниндзя, Йоланди, Хью Джекман, Сигурни Уивер
Премьера в России: 5 марта 2015 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похожие фильмы: серия «Робокоп», «Короткое замыкание», все фильмы Бломкампа

Бандитский Йоханнесбург

Один из двух упреков, которые здесь прозвучат в адрес Бломкампа, таков: Нил, ваши фильмы слишком похожи друг на друга. Кажется, будто «Район №9», «Элизиум» и «Чаппи» — это трилогия об одном и том же мире, только в разное время.

В «Районе №9» Йоханнесбург еще только погружался в разруху и преступность. В «Элизиуме» такова уже вся планета, с которой олигархи сбежали на орбитальную станцию под охраной боевых роботов. А в «Чаппи» этих роботов только-только изобрели с самыми благородными целями: охранять порядок, а вернее, отстреливать банды гангстеров, заполонивших улицы Йоханнесбурга.

Фильм начинается как раз со сцены, в которой роботы гонятся за грабителями и штурмуют полное бандитов гетто. Бодрая завязка сразу задает настроение всей картине. Если кому-то по анонсам казалось, что Бломкамп снял семейное кино вроде «Короткого замыкания» или «ВАЛЛ-И», он сразу поймет, что заблуждался. «Чаппи» — это взрослый боевик.

► Таким суровым полицейским был Чаппи, пока проклятый ученый не превратил его в младенца.

Одному из полицейских роботов, списанному из-за полученных в бою повреждений, конструктор решает вживить только что изобретенный им искусственный интеллект. Андроид обретает сознание и разум маленького мальчика, что можно считать прорывом для науки.

Но всё идет не по плану. Роботёнок, получивший кличку Чаппи, оказывается в руках шайки мелких преступников и начинает считать их своими родителями. «Папа» хочет использовать боевую машину для ограбления, поэтому вовлекает «сына» в преступные дела. Сцены, где бандиты обманом заставляют Чаппи угонять машины и учат его вести себя как «настоящий гангста», — одни из лучших в картине.

Но тут возникает и упрек второй: середина фильма немного провисает. Во втором акте многовато попыток вызвать жалость к «милому ребенку» с внешностью Робокопа. Слишком уж легко поддаются нежным чувствам преступники, особенно «мама»-Йоланди, которая из оторвы и хулиганки вдруг превращается в заботливую наседку при Чаппи. Да еще и конструктор-создатель временами капает роботу на мозги — не убий, не укради, будь хорошим мальчиком. К счастью, Бломкамп вовремя исправляется и завершает фильм ударным боевым финалом, в котором Чаппи перестает быть всеми опекаемым младенцем и становится полноправным главным героем.

На этом упреки заканчиваются, дальше будут похвалы. Во всем остальном «Чаппи» — отличный фильм.

► Попробовал бы российский режиссер показать родной город столицей преступности и анархии — загрызли бы. А Бломкампа в Йоханнесбурге носят на руках.

Уважайте роботов!

Похвала первая: «Чаппи» — идейная фантастика.

Фильм развивает любимую бломкамповскую тему: мыслящие существа должны быть равны. Их нужно уважать, независимо от того, насколько они похожи на нас, инопланетяне они, роботы или просто иммигранты из бедных краев.

От фильма к фильму Бломкамп меняет роли местами, сохраняя при этом основную идею. Бандиты из трущоб были злодеями в «Районе №9» — и стали героями «Элизиума». Роботы в «Элизиуме» служили злодеям — а в «Чаппи» они защищают порядок и обретают человеческий разум. Эдак можно ожидать, что скоро режиссер заставит зрителей сопереживать даже Чужим.

Есть тут и любопытная полемика с «Робокопом». Сходство между фильмами не случайное — Бломкамп явно любит фильм Верховена. Йоханнесбург у него показан очень похожим на упадочный Детройт, и проблему преступности в обоих городах способны решить только роботы.

Однако и классический «Робокоп», и его ремейк учили, что роботы — болваны чугунные, которым никогда не потягаться с человеческим мозгом. Бломкамп занимает совершенно иную позицию. Чувствующие и думающие машины — будущее человечества, не только наши завтрашние соседи, но и наш путь к бессмертию.

Явно сознательная отсылка к «Робокопу» — громоздкий боевой шагоход, похожий на продукцию корпорации OCP. Только в «Чаппи» им управляет человек, а тонконогий и человечный робот, наоборот, полагается на собственные железные мозги. И эта инверсия очень символична.

► Робот марки «Лось» вдохновлен не только шагоходами из «Робокопа». Это пародия вообще на все дорогостоящие и бесполезные проекты военных.

Правда, в «Чаппи», по сравнению с предыдущими работами режиссера, куда меньше второго дна и нравоучений. «Район №9» был хлесткой карикатурой на апартеид, «Элизиум» — агиткой в защиту иммигрантов и рабочего класса. А «Чаппи» — кино легкое, смешное и развлекательное. Возможно, и к лучшему. Если бы Бломкамп продолжал размахивать красным флагом в каждом фильме, его вряд ли пустили бы в «большой» Голливуд. А теперь, глядите-ка, вчерашний бунтарь снимает для корпораций пятую часть «Чужого».

С легким «опопсением» Бломкампа связана похвала вторая. «Чаппи» — отличное развлекательное кино. Он динамичный и увлекательный, в нем масса забавных сцен, а некоторые фразы просятся в цитатники. Кроме того, фильм хорош как боевик. Перестрелки, оглушительные взрывы, драки и погони сняты не просто зрелищно, но и изобретательно. Бломкамп внял критике в адрес «Элизиума» и больше не использует трясущуюся камеру в остросюжетных сценах. Теперь все можно как следует разглядеть и в любой момент понять, кто где находится и как развивается бой.

Наконец, как и в прежних фильмах, Бломкамп изобразил потрясающий мир ржавого, потертого, убедительно мрачного будущего. На роботах остаются царапины, видны наспех привинченные запчасти (сам Чаппи весь фильм ходит с оранжевым ухом-запаской). Все стены покрыты граффити, как папа-Ниндзя татуировками, а люди одеты как панки из гетто. Едва ли кто-то отнесет «Чаппи» к киберпанку, но к жанровой формуле «высокие технологии, жалкая жизнь» Бломкамп близок как никто другой.

► Внешность Чаппи меняется с каждым эпизодом: то граффити на нем нарисуют, то рэперскую цепочку навесят.

Кибер-хип-хоп

Похвала третья: почти каждая роль в «Чаппи» — это находка.

Когда еще мы увидели бы Хью Джекмана, всеми любимого Росомаху, в роли злодея? Его персонаж — вспыльчивый и упрямый инженер, который хочет заменить полицейских андроидов огромными шагающими танками. Брутальное обаяние Росомахи отлично работает на образ «ковбоя», помешанного на оружии и не доверяющего «ботаникам». На его фоне героиня Сигурни Уивер, снова появившейся в образе корпоративной стервы, выглядит не такой уж отрицательной. Она вполне разумная бизнесвумен, которая зарабатывает на продажах оружия.

► Персонаж Джекмана — явная карикатура на типичного ультраправого. Консерватор, слегка ксенофоб, не в меру религиозен и везде ходит с пушкой.

Но, что самое удивительное, главные звезды «Чаппи» — не Джекман и не Уивер. Кто бы мог подумать, что рэперы из группы Die Antwood, для которых это дебют в большом кино, не просто хорошо сыграют, а окажутся самыми яркими персонажами фильма!

При этом парочка играет, по сути, себя: их, как и героев, зовут Ниндзя и Йоланди, они одеваются и ведут себя в жизни примерно так же, как на экране. Разбитные, смешные, нагловатые, но добродушные «гангста» — настоящая визитная карточка фильма. Им уделено чуть ли не больше времени, чем самому Чаппи, и запоминаются они даже лучше.

Робота-мальчика озвучил и сыграл с помощью захвата движений Шарлто Копли — постоянный актер Бломкампа, игравший главного героя в «Районе №9» и главного злодея — в «Элизиуме». Копли на экране не видно, однако его работу вполне можно сравнить с работой Энди Серкиса. Легко заметить, как меняется поведение робота, когда он обретает сознание. Скупые, машинные движения сменяются живыми. Чаппи суетится, съеживается при опасности, пытается подражать движениям других людей. И когда в финале он дерется со злодеем (сцена напоминает стычку Халка и Локи в «Мстителях»), то двигается не как боевая машина, а как разъяренный человек.

► Если в мире есть справедливость, то после выхода «Чаппи» Ниндзя и Йоланди должны завалить приглашениями в Голливуд.

С финалом связана и еще четвертая похвала — небольшая, но важная. Режиссеры и сценаристы фантастики очень часто вводят в сюжеты умопомрачительные изобретения, которые, если их пустить в серию, изменят мир. Но фактически их используют один раз для победы над злом, а потом забывают. Бломкамп не забыл о последствиях его допущений и не побоялся на них намекнуть. Судя по финалу «Чаппи», жизнь человечества изменилась навсегда.

Рейтинг
У
Умный, веселый и увлекательный фантастический фильм.
Комментарии
Загрузка комментариев