Сорок лет Microsoft: как менялась наша жизнь

Сорок лет Microsoft: как менялась наша жизнь

Спец — Сорок лет Microsoft: как менялась наша жизнь
За эти сорок лет Microsoft проделала сложный путь, в котором были и взлеты, и падения. Вспоминаем основное.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Сорок лет Microsoft: как менялась наша жизнь

Сегодня, 4 апреля, Microsoft исполняется 40 лет. Если задуматься, срок совсем небольшой, особенно для такой-то компании. Тем удивительнее, оглядываясь назад, видеть, как сильно изменились многие аспекты нашей жизни, стараниями компьютерных гениев из Редмонда.  Всю историю успеха и невероятных прорывов Microsoft мы, к сожалению, описать просто не сможем (для этого потребовалась бы, как минимум, пара десятков статей), а потому сосредоточимся на самой важной для нас теме — играх. Пороемся в архивах и попытаемся понять, с чего же все началось и к чему пришло.

Windows

Сегодня понятия Windows и ПК-гейминг просто неразделимы. И сложно поверить, что когда-то все было совсем по-другому, а Microsoft была в позиции догоняющей, отчаянно пытаясь привлечь внимание разработчиков к своим новым продуктам.

► Именно с Windows 95 многие из нас и вошли в мир компьютеров и видеоигр.

Началось все в 1994 году, когда компания готовилась к выпуску Windows 95. Сразу было понятно, что успех новой операционной системы будет зависеть от выпускаемых для нее игр и программ. Проблема была в том, что большинство разработчиков при создании своих проектов отдавали предпочтение MS-DOS — предыдущей операционке Microsoft. Она позволяла разработчикам получить прямой доступ ко всем компонентам системы, будь то видеокарта или клавиатура, в то время как возможности Windows 95 в этом плане были сильно ограничены. До релиза оставалось всего несколько месяцев, и ситуацию нужно было срочно решать.

Так появился DirectX — набор интерфейсов для программирования приложений (изначально вышел под названием Windows Game SDK). Тогда-то и началась эра игровой экспансии Microsoft на персональных компьютерах. В последующие годы популярность MS-DOS постепенно падала, пока в 2000 году его разработка и поддержка не была окончательно прекращена.

► Крэйг Эйслер, Эрик Энгстром и Алекс Сент-Джон — создатели DirectX.

Чуть позже, в 2002 году случилось другое важное событие — открытие Microsoft Game Studios (позднее была переименована в Microsoft Studios) — дочерней компании Microsoft, занимающейся исключительно разработкой и изданием видеоигр. Благодаря внушительным ресурсам, ей удалось постепенно собрать под своим крылом множество именитых студий, таких как Rare, Bungie и Lionhead, а также посодействовать в издании произведений Epic Games и Remedy Entertainment. В результате, на свет появилось множество культовых и просто хороших игр, таких как Gears of War, Halo и Alan Wake.

► Пусть GFW — Live и не прожил долго, зато предназначение свое выполнил — помог понять, что не так и над чем нужно поработать.

В 2005 году Microsoft, продолжая продвигать и совершенствовать ПК-гейминг, запустила кампанию Games for Windows и одноименную игровую платформу. Целью было сделать видеоигры на ПК такими же доступными и простыми, как на консолях. Положительное начинание, не находите? Ко всем релизам предъявлялись совершенно определенные требования: простая установка на компьютер, совместимость с Game Explorer и Media Center, поддержка различных типов мониторов и процессоров... Games for Windows – Live, в свою очередь должен был уподобить компьютер Xbox 360, упростив сетевую дистрибьюцию, добавив кучу полезных мелочей, вроде чатов и возможности игры ПК и консольных игроков.

Но, к сожалению, не все прошло гладко. Функция совместного онлайна с консольными игроками, например, так и не получила распространения. Также у многих игр наблюдались проблемы с совместимостью с Game Explorer. Из-за этих и других причин, печально известный Games for Windows – Live был закрыт в 2013 году.

Xbox

Если на рынке ПК Microsoft чувствовала себя крайне уверенно (на какой платформе еще играть то?), то консольные войны оказались для нее в новнику.

Давайте на время перенесемся в 1998 год. На рынке господствуют Sony и Nintendo, PSone и N64 по-тихоньку доживают свой век, а на горизонте маячат новые титаны, в лице PS2 и GameCube. Лучшего момента, чтобы выйти и заявить о себе просто не придумаешь. Тщательно все обдумав, группа разработчиков внутри компании представляют свое видение консоли Биллу Гейтсу. Тому идея сразу приходится по душе, и он дает добро на формирование консольного подразделения.

► На весьма неоднозначный дизайн консоли начинаешь смотреть снисходительнее, если вспомнить что самый-самый первый прототип был похож на вертикально стоящую букву X.

Изначально приставка называлась DirectX Box, но после название сменили на более лаконичное — Xbox. Интересно то, что маркетинговый отдел Microsoft долгое время не верил, что консоль с подобным названием ждет успех. А вот привлечение фокус-групп показало, что это вовсе не так и людям имя нравится. По техническим параметрам Xbox в два раза превосходил PlayStation 2 и работал на Windows 2000, что должно было облегчить процесс разработки игр для него.

Два года спустя, в марте 2000-го, сам Билл Гейтс появился на сцене GDC и рассказал публике про Xbox. Ход удался, и консоль довольно быстро привлекла внимание прессы и игроков. Впрочем, многие относились к новой консоли скептически, называя Xbox «обычным компьютером в яркой обертке». Но Microsoft не сдалась и продолжала подбрасывать публике все новые и новые подробности, подогревая интерес.

► Дуэйн «Скала» Джонсон и Билл Гейтс впервые показывают публике Xbox.

Через несколько месяцев, на выставке E3 между гигантом из Редмонда и студией Bungie был установлен первый контакт, после чего студия была благополучно приобретена за 30 миллионов долларов. Новость сразу же попала на первые полосы, а Microsoft оказались в центре всеобщего внимания. Тем более что Bungie в то время занималась игрой под названием Halo, которая должна была выйти на ПК и компьютерах Apple. Конечно же, проект сразу же стал эксклюзивом для грядущей платформы. Тогда еще никто и не подозревал о невероятной судьбе серии, миллионных продажах и всемирном признании. Но начало было положено.

В 2001 году публика наконец-то увидела Xbox воочию. На презентации, помимо самого Билла Гейтса, присутствовал Дуэйн «Скала» Джонсон. Вместе они объявили дату выхода приставки и некоторые нове подробности. Microsoft резко вышла на поделенный рынок консолей, вступив в битву с Sony и Nintendo, и все мы видим, к чему это привело.

И вот час Икс настал. 14 ноября 2001 года на Таймс-сквер в Нью-Йорке стартовал запуск первой консоли в истории компании Microsoft. Продажи были просто ошеломляющие: лишь за первые три недели было продано около 1 миллиона приставок! Игроков не остановила даже высокая цена в 299 долларов. Ну а первым систем-селлером консоли, ожидаемо, стала Halo.

Но настоящий переворот во всей консольной индустрии случился немного позже. В ноябре 2002 года был запущен сервис Xbox Live. Это, без преувеличения, была бомба. Консольный мультиплеер — вещь до этого момента, в общем-то, немыслимая (потуги были, но ни к чему хорошему это не привело) — вдруг стал реальностью. Даже не смотря на необходимую ежемесячную подписку, в первую неделю в сервисе было зарегистрировано почти 150 тысяч человек, и это число продолжало расти.

Эра первого Xbox закончилась в 2005 году. Нет, поддержка консоли продолжалась еще несколько лет, но именно в то время компания решила, что пора двигаться дальше и анонсировала Xbox 360. Расчет был проведен удачно: до выпуска PlayStation 3 и Wii оставался целый год, конкурентов на поле фактически не было. Правда, ситуация все же отличалась от запуска предыдущего поколения: началась эра next-gen, но проектов уровня Halo, ярких и революционных, на старте не было. Можно, конечно, вспомнить необычные Kameo: Elementsof Power и Viva Pinata, но они скорее подогревали интерес публики, а не давали какой-то новый опыт.

Тем не менее, до выхода крупных хитов, вроде Halo 3 и Gears of War игрокам хватало и этого, а стрелки продаж шли вверх. Уже к концу года было отгружено 1,5 миллиона приставок. Сразу же вылезли некоторые проблемы и главная из них — печально известное «красное кольцо смерти» — просчет в конструкции консоли, из-за чего многие «боксы» просто-напросто сгорели. Со временем неполадку устранили, но эту неудачу игроки припоминали долго.

Rocket science-level stuff — такое определение дали Kinect сами Microsoft. Не можем с ними не согласиться.

Нужно сказать, что с чутьем на перспективные новинки у Microsoft всегда все было хорошо (вспомните хотя бы Xbox Live, сделавший мультиплеер на консолях стандартом). Следующий смелый шаг компания сделала в 2009 году, когда на выставке E3 анонсировала Kinect (изначально называвшийся Project Natal). Никаких джойстиков, только сенсор и ваше тело.

Девайс снискал определенную популярность, пусть и не такую, как ожидала Microsoft, и подарил нам несколько отличных игр, например серию Dance Central. С тех пор вечеринки стали намного интереснее! Любопытно, но применение ему нашли не только в игровой индустрии, но и в науке, образовании и медицине.

► В плане дизайна Xbox One отошел от своего предшественника и предпочел строгость и монолитность плавности линий.

Годы, как это обычно бывает, пролетели незаметно. Еще в 2008 году в компании открылась вакансия на должность менеджера по работе над новым поколением консолей. Тогда проект назывался Durango и известно о нем было… примерно ничего. Множество слухов и догадок ходило о названии новой приставки: от уже упомянутого Durango, до шутливого Xbox 720. И вот, в мае 2013 года, Microsoft раскрыла карты и показала свой новый Xbox One.

Следуя общей тенденции, в этот раз — никаких экспериментов, так что ничего принципиально нового консоль не привнесла: стала в несколько раз мощнее, в несколько раз быстрее и чуть-чуть больше. Акцент делался не на технологиях, а исключительно на играх и сервисах. И с этим у Xbox One все в полном порядке. Xbox Live продолжает расширяться и наращивать функционал. Линейка игр хороша, как никогда: новая Forza, переиздание всех частей Halo, Sunset Overdrive, грядущие Halo 5: Guardians и Quantum Break. И это лишь первое, что пришло на ум, не забудьте про кучу мультиплатформенных игр. Кто победит в нынешней битве консолей? Этого мы не знаем, но скажем одно, Microsoft — достойный соперник и следить за развитием истории будет как-никогда интересно.

* * *

Как бы игровая общественность ни ругала Microsoft (а поводы находятся всегда, пусть даже надуманные), редмонская компания внесла огромный вклад в развитие игровой индустрии, и черт знает, во что и как бы мы сегодня играли, если бы не компания Билла Гейтса. Пользуясь случаем, мы поздравляет Microsoft с замечательной датой: 40 лет — это только начало. Не сомневаемся, впереди еще много рекордов и успешных продаж. Тут главное — не бояться и экспериментировать!

Комментарии
Загрузка комментариев