05 апреля 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Большая политика в играх

Большая политика в играх - изображение обложка
Большая политика в играх - фото 1

Наверное, каждый игрок, сидя дома перед монитором и перемещая флажки и армии по виртуальной карте, хоть раз в жизни представлял себя в роли Бисмарка или Наполеона. Собственно, еще «дедушка» современной геополитики Збигнев Бжезинский говорил, что мир — не более чем площадка для сложной стратегической игры, в которую играют главы держав.

Большая политика в играх - фото 2

► Этот человек, возможно, и не самый влиятельный, но уж точно самый широко известный политический аналитик рубежа XX и XXI веков. Его работы сильно повлияли на развитие геополитических концепций по всему миру.

Тогда, возможно, у реальных и виртуальных генералов и президентов найдется что-то общее? Увы, доказать, что чемпион по Counter-Strike обладает задатками коммандо, а любитель Civilization — потенциально гениальный управленец, будет трудновато. Но пофантазировать на эту тему можно.

В книге «Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы» Бжезинский выделил четыре сферы: развитая экономика, привлекательная культура, политическое влияние и военная мощь. Превосходство в них и обеспечивает государству успех на мировой арене.

Из всех компьютерных стратегий лучшее представление об этих сферах дают игры шведской студии Paradox Interactive. Доверимся же тому, чьи прогнозы снятся в ночных кошмарах обитателям московского Кремля, и на примере трех «парадоксовских» игр посмотрим, может ли простой игрок освоить «великую шахматную доску».

Пособие первое: Europa Universalis

Старушка « Европа », первый и любимый проект Paradox, по степени значимости для индустрии сравнима с легендарной «Цивилизацией» Сида Мейера. Авторы перевели на язык компьютерной игры не только реальную карту и реальные страны и цивилизации, но и соответствующий исторический контекст, — и достоверно смоделировали политическую картину мира.

Большая политика в играх - фото 3

► Перекрашивание мировой карты идет полным ходом.

Проведя не один десяток вечеров над картой Европы эпохи Ренессанса, даже самый бестолковый школьник подтянет историю и географию, а игроки постарше получат более наглядное представление об основных мотивах и тенденциях в мировой геополитике в последние пять столетий. Уже за одно это игру следовало бы рекомендовать как учебное пособие для первых курсов исторических и политологических факультетов.

Развитая э кономика в четвертой части серии — лишь один из нескольких атрибутов процветающего государства. Если раньше деньги были единственным ресурсом и главным критерием успеха почти любого начинания игрока, то теперь им составили компанию игровые очки — административные, дипломатические и военные. Абстрактные ресурсы, которые можно «потратить» на действия в той или иной сфере. Да и сами деньги смело можно было окрестить «экономическими очками», суть от этого не изменилась бы.

Чтобы построить стабильную экономику, надо вкладывать ресурсы в подвластные территории, поддерживать торговлю. А чтобы вложения окупились и заработали, нужны годы целенаправленного развития. Если же вы начнете повальную форсированную индустриализацию и приметесь штамповать «домики ради домиков», то очень скоро обнаружите, что отстали от соседей, которые распорядились ресурсами более мудро.

Надо чередовать экстенсивные и интенсивные этапы развития и, конечно, понимать, зачем вы это делаете, по каким позициям хотите усилить страну в конкретное десятилетие или столетие. Привычка мыслить более широкими категориями времени и пространства — вот полезная для любого политического менеджера черта, которую прививает «Европа».

Большая политика в играх - фото 4

► Кардинал Ришелье не зря делал все, чтобы извести французских гугенотов. Франция увлеклась колониальной гонкой и забыла о домашних делах.

Культура — бич любого скороспелого завоевателя. Допустим, вы наладили экономику и набрали несокрушимую армию, которая завоевала для вас все соседние государства. Очень скоро вы обнаружите, что одной лишь силой удержать завоеванные земли не выйдет. Покоренные народы не захотят работать на захватчиков и станут бунтовать почем зря. Рано или поздно ваша экономика, вероятнее всего, не сможет поддерживать мотающуюся из провинции в провинцию армию, восставшие очень быстро вернут себе независимость — и хорошо, если не откусят при этом что-нибудь от ваших родных земель.

Ассимилировать религиозные и национальные меньшинства — одна из важнейших задач государства. Можно делать это, огнем и мечом устраняя непокорных, а можно и принимать народы в единую культурную семью и воспитывать взаимную терпимость. Впрочем, игра цинично дает нам понять, что первый способ гораздо проще и надежнее.

Влияние — не менее действенный инструмент внешней экспансии, чем грубая сила. Зачем содержать дорогостоящую армию и иметь репутацию агрессора, если можно использовать дипломатию и шпионаж? Не захватывать кого-нибудь из соседей, а заключить военный союз, породниться домами, предложить «дружбу и защиту». После длительной обработки небольшая страна наверняка согласится стать вашим вассалом. А спустя пару десятилетий можно спокойно и безопасно включить соседа в состав своей державы. «Нет, это не аннексия, что вы. Это образование союзного государства. Именно так».

Вот отличный пример. В начале XVI века Россия активно стремилась собрать все изначальные русские земли, захваченные инородческими государствами в период раздробленности и золотоордынского нашествия. Одним из таких государств было Великое княжество Литовское.

Большая политика в играх - фото 5

► Некоторые инструменты дипломатии явно опередили свое время. Или это в двадцать первом веке шпионы действуют по схемам века шестнадцатого.

Победить Литву в открытой войне достаточно сложно. Ее поддерживает Польша, с которой та состоит в династической унии. Вместе они пока еще превосходят Россию по силе. Лучше открыть вкладочку «шпионаж» и выбрать пункт меню «организовать восстание». Русский Смоленск прекрасно послужит базой какой-нибудь «Смоленской народной республики». Если восстание пройдет успешно, провинция сама перейдет в руки России; если же нет, то, пока литовцы будут давить восставших, можно стянуть войска к границе и ударить на другом участке фронта. К счастью для России (и к сожалению для Литвы), механизм международных санкций в игре не реализован.

Война — необходимое зло, к которому правитель государства должен быть готов. В эпоху Возрождения еще не нет нынешних централизованных национальных государств. Французские, итальянские, немецкие и русские земли разбиты на множество мелких княжеств, и, чтобы собрать их под одну руку, придется лить кровь. А еще от войны есть и та простая выгода, что обладание обширными богатыми землями заметно укрепляет экономику.

Игра не предполагает богатых тактических комбинаций. Тут всего три вида войск — пехота, кавалерия и артиллерия, — и их сила зависит от развития технологий, некоторых управленческих решений и, конечно, от лидерских качеств генералов. Скудный набор, однако учитывая, что перед нами все же стратегия в полном смысле этого слова, навороченный боевой симулятор тут просто излишество.

Итоговые оценки (по пятибалльной шкале): _Экономика:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9

_ _Культура:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9

_ _Влияние:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9

_ _Армия:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9

_

Пособие второе: Crusader Kings

Большая политика в играх - фото 26

Crusader Kings — единственная серия Paradox, о которой можно однозначно сказать, что продолжение во всем превосходит оригинал. И дело здесь отнюдь не в графике.

Crusader Kings охватывает без малого шестьсот лет, пришедшихся на эпоху «темных веков», когда античная цивилизация Средиземноморья пала под варварским натиском, а новые открытия и новая культура Ренессанса были делом далекого будущего. Тогда судьбы стран и целых континентов зависели не от эффективности экономики или превосходства в технологиях, а от воли и поступков отдельных незаурядных личностей. Соответственно, игра сосредотачивается на роли личности правителя в истории государства.

Возможности экономики в Crusader Kings довольно бедные. Финансы необходимы для двух вещей — влиять на нужных вам персонажей и оплачивать войска для разгрома ненужных. В принципе, такая система хорошо иллюстрирует роль денег в политических играх любого столетия, но как экономическая модель функционирования целого государства, разумеется, не выдерживает критики.

Культура имеет примерно то же значение и те же особенности, что и в Europa Universalis. Инородцами и иноверцами сложнее управлять, к тому же они регулярно бунтуют. Однако инструментов по ассимиляции в Crusader Kings игрокам, увы, не выдали. В течение десятилетий господствующий этнос вашей державы распространится по всей ее территории, как произошло, например, на землях современной Турции, раньше принадлежавших грекам-византийцам.

Но бывает и наоборот: в зависимости от династической политики правитель-захватчик может сам стать частью народа, преобладающего на захваченных областях, как это произошло с потомками варяга Рюрика, якобы «приглашенного на княжение» в русские земли.

Большая политика в играх - фото 27

► Греки — титульная нация возрожденной Римской империи. Почему бы нет? Восточные славяне? Кажется, была такая ветвь у этого народа. Она быстро угасла.

Влияние — важный инструмент в политике средних веков. Описанное на примере «Европы» мирное присоединение соседней страны через династический брак лишь один из доступных игровых приемов. В рамках одного государства политических союзников или противников можно подкупить, наградить титулом или землями, привлечь к интриге в отношении третьего лица… наконец, просто убить.

Увы, в отношении иноземцев работает только последнее. Представьте, что было бы, кабы Батый или Тимур просто умерли от рук ассасинов до начала своих грандиозных завоеваний? А если бы иноземных правителей и вельмож можно было привлекать к интригам в родной стране или, напротив, создавать себе лобби в других государствах?

Что ж, тогда модель игры приблизилась бы к реальности настолько, насколько это вообще возможно. Но такой роскоши нам в игре не дано.

Война и боевые успехи в Crusader Kings 2 зависят от игровых персонажей не меньше, чем придворные интриги. Если вы поставите командовать армией кроткого священника, не ждите великих ратных подвигов. При численном превосходстве ваш святоша, может, и сумеет взять верх, но, если ему противостоит талантливый стратег, все будет висеть на волоске.

В остальном инструментов влияния на военное дело в игре даже меньше, чем у «старшей сестры» — Europa Universalis. Военные технологии по всему игровому миру развиваются относительно равномерно, а вопросы военного строительства обычно сводятся к простой дилемме: можно ли позволить себе отложить средства в кубышку на развитие экономики, или надо срочно вбухать все, что есть, в армию, чтобы соседи не сожрали прямо здесь и сейчас.

Итоговые оценки (по пятибалльной шкале): _Экономика:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9

_ _Культура:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9

_ _Влияние:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6

_ _Армия:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9

_

Пособие третье: Victoria

Большая политика в играх - фото 48

► По распространенному мнению, у поздних творений Paradox есть неприятная черта — игры выходят жутко сырыми. Лишь куча патчей и пара DLC исправляют дело.

Если большинство игр Paradox все же «про войнушку» и экономика в них второстепенна, то с « Викторией » дело обстоит совсем не так. Не экономика для войны, но война для экономики! Иначе как объяснить желание европейских держав XIX века отправлять войска завоевывать колонии за многие мили от родных берегов? Экзотические товары, промышленные ресурсы и новые рынки сбыта — вот что было двигателем политической и военной машины Европы этой эпохи.

Экономика — это то, ради чего стоит играть в «Викторию», ее главная фишка. Нет другой игры, объединяющей глобальную стратегию и экономический симулятор, разве что древний «Империализм», но Victoria гораздо изящнее и реалистичнее.

Ваши подданные — не просто несколько строчек в описании провинции. Они хотят есть, пить, хорошо одеваться и жить со всем возможным комфортом. От того, сможете ли вы выполнить эти нехитрые желания, будет зависеть ваш успех в играх на политической арене.

Деньги здесь не возникают из воздуха просто потому, что вы построили условный домик. В каждой провинции есть свой ресурс, часть трех-четырех все усложняющихся производственных цепочек. Одни товары нужны для армии, другие — в промышленности, третьи — чтобы люди, обслуживающие все эти цепочки, были довольны жизнью. Ну а большинство — для всего и сразу. Сможете построить сбалансированную экономику, «где все есть», — будете доминировать над миром, нет — ну извините.

Большая политика в играх - фото 49

► Многие до сих пор предпочитают старые, но лучше сбалансированные игры серии — например, первую «Викторию».

Культура по-прежнему играет важную роль в государственном строительстве. Но теперь ею уже не получится манипулировать так запросто, как в двух предыдущих играх. Временной промежуток в игре всего сто лет — слишком короткий срок, чтобы серьезно изменить национальный или религиозный состав населения.

Вместо этого игроку предлагают решить, как вести себя с неизбежными меньшинствами. Если правящая партия пренебрежительно или враждебно относится к представителям нетитульных наций, те наверняка захотят податься куда-нибудь, где их не будут притеснять. Население страны станет более однородным и более управляемым, зато государство упустит выгоду, лишившись рабочих мест, которые занимали или могли бы занять уехавшие. Вновь все упирается в экономику.

Влияние — в этой игре, к сожалению, так себе инструмент. Во второй части добавилась возможность принуждать менее развитые страны интегрировать их внутренние рынки с рынками вашей державы. Но вообще набор дипломатических опций примерно тот же, что в первых двух частях «Европы».

Война — средство, а не цель. «Виктория» — едва ли не единственная из стратегий с военной составляющей, где игрок может достичь триумфа, ни разу не повоевав. Однако обилие войн на планете красноречиво свидетельствует о том, что пренебрегать армией не стоит. Мало ли какому соседу взбредет в голову поточить о вас стальные клыки и когти!

Современный баланс сил в мире строится именно по такой модели. Армия — средство взаимного сдерживания, и уж если крупное государство раскочегарило свою военную машину, то это поистине сирена пожарной тревоги и угроза всему балансу сил… разве что дело происходит в каком-нибудь богом забытом Бантустане.

А тот, кто решится впутать армию в большие европейские разборки, может столкнуться с очень серьезными последствиями. Пример — первая мировая война, окончившаяся крахом четырех великих империй, включая формально входившую в победивший альянс Российскую империю, а также глобальной перетасовкой карт в мировом политическом раскладе.

Итоговые оценки (по пятибалльной шкале): _Экономика:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6

_ _Культура:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9

_ _Влияние:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9
Большая политика в играх - фото 9

_ _Армия:

Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 6
Большая политика в играх - фото 9

_

Железное сердце

Большая политика в играх - фото 70

► Нажать на кнопку и тут же получить пару готовых и укомплектованных дивизий или заводов — в реальности такого не бывает.

Изначально мы хотели включить в материал и Hearts of Iron, но передумали. В 2009 году на одном стратегическом форуме появилась интересная тема: «Делаем мод для демонстрации руководству страны». Как оказалось, группа товарищей захотела смастерить на основе старенькой Hearts of Iron 2 демоверсию тренажера для подготовки, ни много ни мало, будущих лидеров страны.

Планы у энтузиастов были по-настоящему наполеоновские — смоделировать на игровом движке процесс принятия решений в политике, экономике, науке и промышленности, а также их влияние на развитие современной России.

Но задачу эти люди поставили перед собой неподъемную. Любой, кто играл в Hearts of Iron , скажет, что это симулятор военной стратегии, немного просвещающий на тему истории второй мировой. Но серия не дает полноценной картины мира, включающей в себя и кучу других составляющих.

Постройка условного завода, который даст условные очки производства, за которые можно купить солдатиков и завоевать весь мир «for Mother Russia», — это слишком примитивная для симулятора управления реальным государством модель. Разумеется, в 2009 году у тех энтузиастов ничего не вышло. То ли они так и не достучались до «руководства страны», то ли вообще не выдали ничего вменяемого.

* * *

Экономика, культура, политическое влияние и военная мощь — четыре четверти успеха в битве на «великой шахматной доске». Насколько лично вы готовы к тому, чтобы выносить суждения о судьбоносных процессах, происходящих где-то «наверху», где все наши жизни и наше благополучие видятся не более чем строкой в статистической сводке?

Каждая игра Paradox Interactive готова немного приподнять завесу, разделяющую простого обывателя и олимпийцев-политиков, вершащих судьбы народов и государств. Насколько успешно — это мы и анализировали выше.

Если вы никогда прежде не видели эти игры, но, вчитываясь в ежедневные сводки новостей, чувствуете подспудную тревогу, вам стоит в них поиграть. Возможно, игры ответят на некоторые из ваших вопросов. Если же вы ветеран глобальных стратегий, создавший не одну великую империю, то этот текст позволит вам по-новому взглянуть на любимую игрушку и открыть в ней новые глубины.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь