12 апреля 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты?

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - изображение обложка
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 1

Пятьдесят четыре года назад Юрий Гагарин стал первым человеком, которому удалось покинуть планету и посмотреть на нее из-за пределов атмосферы. С тех пор тема космоса успела пережить и небывалый прилив интереса, и такой же небывалый спад — были и всплески оптимизма, и времена полнейшей уверенности, что никто никуда с Земли не денется.

Сейчас полным ходом идет подготовка к проекту «Марс-Один» — основании колонии на Марсе. Если все сложится, через пять лет на Марс отправится пробный посадочный модуль, а через десять на красную планету высадится первая партия колонистов. Сегодня мы решили вспомнить разные связанные с освоением космического пространства теории, выдвигавшиеся в фантастических играх. С чем могут столкнуться исследователи космоса?

Сценарий №1: непримиримый инопланетный враг

Это, пожалуй, самый заезженный сюжет в научной фантастике — найдется в каждой первой космоопере, — но менее вероятным он от этого не становится. Если наша планета полна опасностей, почему другие должны быть дружелюбнее?

Вспоминать всевозможные «звездные войны» и примерять их к нашей реальности можно почти бесконечно — конечно, портал в ад, как в третьем Doom, марсианская экспедиция откроет очень вряд ли, но вариантов и без того достаточно.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 2
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 3

► Что объединяет титанического жнеца и маленьких сектоидов? Конечно же, стремление уничтожить человечество.

Может быть, мы напоремся на одинокий, но смертоносный инопланетный организм, который тут же попытается устроить первооткрывателям локальный геноцид, как в свое время Чужой. Может, столкнемся с расой, которая загорится желанием использовать нас в качестве биомассы, — с каким-нибудь аналогом зергов из StarCraft. Запросто можем ввязаться в конфликт по незнанию — не наладили контакт, не сумели договориться, поздно поняли, что воевать не из-за чего.

При капитальном невезении мы можем натолкнуться на какого-нибудь вселенского врага разумной жизни, которому нечего противопоставить, — вроде жнецов из Mass Effect, что время от времени проходятся по галактике частой гребенкой, уничтожая разумные расы, чтобы те не развились до упора и не устроили апокалипсис. Будем надеяться, что в таком случае у нас найдется свой Шепард, спасет Землю и добьется «зеленой» концовки.

Сценарий №2: таинственное внеземное заболевание

Инопланетным врагам не нужно быть размером со среднего жнеца, чтобы доставить человечеству немало неприятных минут. В Martian Gothic: Unification марсианская экспедиция пережила (вернее сказать, не пережила) натуральный зомби-апокалипсис благодаря обычным бактериям, много лет мирно дремавшим под поверхностью красной планеты.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 4

► Увидите где-нибудь в космосе такую штуку — держитесь от нее подальше.

Некроморфы из Dead Space тоже размножались воздушно-капельным путем. Правда, зарождалась бактерия только под влиянием излучения особых обелисков — зато уж зародившись, распространялась быстро и качественно, опустошая целые планеты и формируя из скопищ некроморфов новые небесные тела. Будем надеяться, что наши космонавты не станут неосторожно тыкать пальцами странного вида сооружения на далеких планетах.

Сценарий №3: следы древней расы

Один из самых правдоподобных вариантов — притом не исключающий все остальные. Если человечество во вселенной не одиноко, то и археологам работа найдется не только на Земле.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 5

► Космические путешествия в Mass Effect возможны исключительно благодаря древним артефактам. Ни люди будущего, ни их братья по разуму понятия не имеют, как работают используемые ими высокие технологии, — что в конце концов и выходит им боком.

Впрочем, если уж человечество в играх и находит чьи-то следы, это почти наверняка следы не инопланетных пещерных людей, а вовсе даже Предтеч, Создателей, Древних или еще каких-нибудь Прародителей, которые еще тысячи лет назад успели забыть о вселенной больше, чем мы когда-нибудь узнаем. Поэтому велик шанс, что мы окажемся в положении колонизаторов Ауриги из Endless Legend — будем использовать древние высокотехнологичные устройства, совершенно не понимая их сути, и клепать внедорожники из сплавов, выдерживающих температуру сверхновой.

Впрочем, нам может повезти, как героям The Dig: те обнаружили древнюю расу, постигшую буквально всё , о чем только можно мечтать (включая секрет бессмертия), но на собственной шкуре прочувствовавших, что во многих знаниях многие печали. Особенно когда знание не заслужено и само падает в руки.

А может быть, конспирологи правы и «древней расой», обитающей на другой планете, запросто окажемся мы сами? К примеру, в Lifeless Planet научная экспедиция обнаружила, что планета, которую они собирались колонизировать, не только давно колонизирована, но и заброшена — притом советскими космонавтами.

Сценарий №4: организованное межпланетное сообщество

Может статься, что наша галактика заселена давно и густо — тогда мы рискуем открыть политическую карту звездного неба, разделенные сферы влияния и тщательно проработанное межвидовое законодательство. Самый оптимистичный вариант… При условии, что нам эта организация придется по душе и что человечеству отыщется в ней место.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 6
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 7

► На карте звездного неба из « Космических рейнджеров » звездные системы обозначены разными цветами — в зависимости от того, какие расы там обитают. ► Примерно так по версии Elemental Games через тысячу лет будет выглядеть столица Марса. Как, впрочем, и любой другой колонии людей — глобализация же.

Потому что, скажем, в Star Control 2 вышедшее в космос человечество оказалось в гуще галактической «холодной войны». Очень скоро эта война переросла в горячую, и Альянс свободных звезд потерпел жестокое поражение от рабовладельческой Иерархии ур-кванов, а Землю, сражавшуюся на проигравшей стороне, изолировали от внешнего мира и превратили в гигантский концлагерь.

В Mass Effect нам повезло больше — мы наткнулись на мирный совет видов, отстаивающий принципы права и демократии. Однако у него те же проблемы, что и у мирового сообщества на Земле: передел сфер влияния, подковерная борьба за ресурсы, регулярно появляющиеся горячие точки… Новые игроки принесли в эту схему только лишний хаос — особенно учитывая молодость и дикость людей по галактическим меркам, — а быстрая экспансия человечества вызвала очень косые взгляды со стороны братьев по разуму. К счастью, как раз во время событий игры наметился конец света, и всем стало не до того.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 8

► Галактический совет из Mass Effect заседает на Цитадели — огромной станции, способной вместить много миллионов жильцов.

Отличным вариантом будет наткнуться на Галактическое содружество в духе « Космических рейнджеров » — конечно, в нем тоже царит кавардак, и сплотить его можно лишь угрозой конца света, но зато люди в этом кавардаке чувствуют себя просто прекрасно! Не обладая выдающейся силой малоков или, скажем, изворотливостью пеленгов, мы взяли свое способностью к адаптации — нашли общее с каждой разумной расой, прослыли лучшими в галактике торговцами и дипломатами и проводим сугубо мирную торгово-культурную экспансию. Форменная звездная сверхдержава — лучше не придумать.

Сценарий №5: неорганизованное межпланетное сообщество

Если наша галактика заселена не так уж и густо, то мы легко можем напороться на неорганизованных конкурентов по экспансии — и тут уж дружбу народов (рас? видов?) придется налаживать собственноручно. Проблем на этом пути ждет предостаточно, любая глобальная стратегия про космос тому подтверждение.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 9
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 10

► С кем только человечеству не приходится договариваться ради взаимовыгодного существования…

Master of Orion утверждает, что мы и на космическом фронтире не будем биться, если можно договориться. Наш внешний вид не вызывает ни у кого опасений, а значит, с нами охотно будут говорить и торговать. При определенной сноровке местный галактический совет организуем как раз-таки мы — и будем играть первую скрипку.

Ту же идею поддерживает Galactic Civilizations — Терранский Альянс исключительно хорош в установлении торговых связей и улаживании проблем мирным путем. Что и немудрено: после выхода в космос мы объединим все мало-мальски крупные государства Земли, а столиц у Альянса будет целых три — Вашингтон, Москва и Лондон. По сравнению с такой внутренней политикой любые межзвездные отношения должны казаться детской игрой.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 11
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 12

► В Endless Space реализована мечта великодержавных имперцев — знамена, мундиры, могучий флот, покоряющий галактику… На практике, разумеется, все далеко не так радужно.

А вот, скажем, Endless Space рисует другую картину. Наша Объединенная Империя там — до предела милитаризованное государство. Формально монархия, но на деле контролируется службой безопасности и «номенклатурщиками», поэтому в колониях всегда бардак и коррупция. А в роли мирных торговцев и дипломатов выступают как раз диссиденты, порвавшие все связи с родиной. Они кочуют по галактике, легко оставляют обжитые планеты и вечно исследуют космос в поисках новых чудес.

Сценарий №6: могучая космическая империя

Вполне вероятно, что наш участок космоса уже измерен и отмечен на карте как чья-то провинция, лишенная разумной жизни. В таком случае сам факт нашего выход в космос уже может быть воспринят как опасность. Обитатели далекой планеты Харак из Homeworld столкнулись именно с такой проблемой. Выйдя за пределы своей системы, ничего не подозревающие колонисты обнаружили, что отныне они все как один вне закона: сотни лет назад их предков сослали на Харак и строжайше запретили соваться в гиперпространство. Космонавтам пришлось сражаться с империей за право найти себе новый дом.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 13
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 14

► Обитатели Харака путешествуют по космосу не от хорошей жизни.

Но такой риск на самом деле невелик — две самые известные империи будущего основаны именно людьми. Одну из них создал небезызвестный Палпатин, творчески реформировав галактическую республику и наделив себя неограниченными полномочиями, — речь идет, само собой, об Империи из Star Wars, и долгие представления тут излишни.

Вторая же основана Императором человечества из Warhammer 40 000. Если верить этой версии, Император бродит по Земле примерно десять тысяч лет и будет бродить еще втрое больше — пока в галактике не закипит бесконечная война и не воцарится полный хаос. Вот тогда он и начнет Великий крестовый поход, который объединит человечество в монолитное государство. Империум раскинется на многие тысячи и даже миллионы планет, а все демоны, еретики и ксеносы падут перед Императором.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 15
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 16

► Корабли во флоте Империума измеряются исключительно километрами.

Последнюю фразу советуем запомнить прямо сейчас, иначе в сороковом тысячелетии можно заиметь ба-а-альшие проблемы.

Сценарий №7: ничего особенного

Казалось бы, самый скучный вариант — в окрестностях нашей галактики нет никого достаточно мозговитого для освоения космоса, и мы спокойно ищем место по себе. В крайнем случае напоремся на каких-нибудь аборигенов, но только в пределах одной планеты.

Но даже в таком случае расслабляться не стоит. Во-первых, колонизировать чужую планету — само по себе не особо радужное занятие. Займет сотни лет и потребует развития новых технологий — начиная от углубленного изучения возможностей человеческого организма. Даже если все пойдет как по маслу, нам придется как минимум бороться с незнакомой флорой и фауной, привыкать к непонятному климату, проводить терраформирование и вообще решать, что делать на чужой планете дальше. Кто не верит — тот не играл ни в Sid Meier’s Alpha Centauri, ни в Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 17
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 18

► Чтобы приспособить чужую планету к человеку, придется убить немало времени и сил. ► Впрочем, приспособить человека к чужой планете отнюдь не проще.

Ну а если все бытовые проблемы будут разрешены и человечество просто так расползется по галактике — настанет время вспомнить, что за последние тысячи лет люди сами научились быть себе злейшими врагами. Скажем, в серии Red Faction нет пришельцев, но войне это не помеха — просто колонизация Марса там проходит не бодро и с песнями, а с круглосуточным принудительным трудом, под автоматами охранников, в ужасающих условиях.

В Gemini Rue не найти инопланетян, но трущобы далеких планет не сильно отличаются от трущоб матушки Земли. В « Звездных волках » люди и без всяких внеземных разумов устраивают грызню за власть, ресурсы и территорию — даром что и того, и другого, и третьего в космосе вроде бы должно хватить на всех.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 19

► Марсианская колония в Red Faction смахивает не столько на мечты фантастов о светлом будущем, сколько на рудники Хориниса из серии Gothic.

Даже если космос не подкинет нам новых проблем, наши собственные он тоже не решит.

Сценарий №8: проблемы прямо на корабле

Впрочем, чтобы найти приключения, космонавтам необязательно улетать далеко. Любой, кто хотя бы издали видел Kerbal Space Program, подтвердит, что для этого даже от земли отрываться необязательно. Хотя как раз эту проблему ученые уже решили, иначе у нас сейчас и повода для обсуждения темы не было бы.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 20
Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 21

► Здесь могла бы быть шутка про ИИ здорового человека и ИИ курильщика.

Но, чтобы улететь подальше Марса, нам понадобятся компьютеры помощнее. Наверняка дойдет до полноценных ИИ… И вот здесь опять появляется простор для зловещих прогнозов. Все мы помним, что натворила GladOS из Portal, — а она ведь даже в космос не летала, разве что с лунным грунтом дело имела. Да и SHODAN из System Shock трудно назвать образцовым бортовым компьютером — только если у вас есть тайное желание послужить биоматериалом для реализации ее имперских амбиций. Хотя в случае с SHODAN во всем виновата обычная человеческая жадность — ни в чем не повинный ИИ «оптимизировали» до изумления, снеся все возможные ограничители и убрав все представления о морали и ответственности.

Правда, удачных примеров не меньше. Джокер из Mass Effect с ИИ своего корабля даже роман закрутить умудрился, да и Кортана из серии Halo оставила по себе самую теплую память.

Тьма, космос и звезды. Что ждет нас за пределами планеты? - фото 22

FTL: Faster Than Light утверждает, что главное не пункт назначения, главное — само путешествие.

Беспокоиться стоит о проблемах более (хе-хе) приземленных. А с течением времени и прогресса приземленным и обыденным рискует стать даже тот дурдом, что постоянно творится на Space Station 13. Там то ученые лабораторию взорвут, то пассажиры бунт поднимут, то шпион постарается что-нибудь украсть и на Землю сбежать, то террористы на борт проберутся, то арестант через шлюз сбежать попытается, то космические пираты на ржавом тарантасе возьмут на абордаж…

Зато уж точно не скучно — сразу понимаешь: людям что в космос слетать, что за хлебом сходить. Чем не повод для подражания?

Даже самая несерьезная фантастика не пытается утверждать, что благодаря выходу в космическое пространство можно решить все проблемы человечества. Но и самые отъявленные скептики не могут отрицать, что космос — это возможность. Новые шансы. Новый фронтир для человечества. Новое направление развития.

И когда-нибудь человечество разберется, как воспользоваться этими шансами. Потому что развитие — хорошо это или плохо — не остановить.