04 мая 2015
Обновлено 17.05.2023

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - изображение обложка
В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 1

Близкие по духу

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 2
В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 3
В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 4
В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 5
В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 6

Bionic Commando

Основная заслуга Shovel Knight, которую мы выбрали лучшим платформером 2014 года, в том, что ей удалось выдержать баланс между грамотным современным дизайном и калейдоскопом отсылок к эпохе NES.

С Axiom Verge история вышла иная. Игра, в которую человек-оркестр Том Хапп вложил пять лет жизни и безмерную любовь к классическим Metroid , выглядит как Metroid , ощущается как Metroid , но при этом всеми силами пытается доказать, что она не очередной идейный наследник, а следующая ступень эволюции и попытка представить, что было бы, если б после Metroid Fusion серия не переключилась на шутеры от первого лица.

Однако в большинстве случаев она попросту повторяет пройденное.

В космосе никто не услышит ваши крики

Молодой ученый Трейс в результате катастрофы попадает на неизвестную планету, где с ним связываются мыслящие суперкомпьютеры Русалки. То есть буквально — Rusalki. Они просят о помощи: на мир надвигается «Ужасное Неотвратимое Зло», и только Трейс способен всех спасти. Герой нехотя соглашается помочь и при этом бросает фразу, емко характеризующую весь сюжет Axiom Verge : «Что-то мне эта история про Избранного кажется не слишком правдоподобной».

История здесь проста и предсказуема, а единственный важный поворот заставит вас разве что закатить глаза: «Ой, ну кто бы сомневался…» При этом диалоги и кат-сцены, постепенно раскрывающие предысторию, в изобилии валятся вам на голову на протяжении всей игры.

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 7

► Одна из первых встреч с Русалкой.

Вскоре вы все сюжетные сценки будете проматывать по инерции, лишь бы поскорее вернуться к геймплею.

С ним тут все гораздо лучше. Там, где Самус Аран сворачивалась в шарик, чтобы протиснуться в узкие туннели, Трейс вызывает крохотного управляемого робота, который может открыть дверь или расчистить путь, пока хозяин прячется за силовым щитом где-нибудь в укромном углу.

Еще есть бур, с помощью которого можно пробиваться сквозь каменные преграды и грунт (но только в отведенных на то местах — это все же не Terraria и не Steamworld Dig), а ближе к середине игры герой получает скалолазный крюк.

К этому моменту локации становятся ощутимо просторнее, а их структура вызывает в памяти Bionic Commando. Крюк помогает быстро удирать от противников и красиво преодолевать большие расстояния. Однако придется терпеть неудобное управление: малейший просчет при раскачивании, и вы рискуете сорваться и улететь на несколько уровней вниз, проклиная все на свете.

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 8

► Когда в арсенале появится вот такой миниатюрный робот, его можно будет отправлять на разведку, не рискуя собственным здоровьем.

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 9
В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 10

► С буром тут все-таки особо не развернешься, но он и без того полезен — например, на этом отрезке помогает сократить путь. ► Учитывая крюк, Axiom Verge местами похожа на футуристическую версию Bionic Commando. У Трейса даже анимация раскачивания такая же, как у Натана Спенсера.

Увы, Axiom Verge вообще вынуждает терпеть многое. Локациям, несмотря на отличную стилизацию, не хватает оригинальности и шарма, чтобы компенсировать долгий поиск с возвратом и нарушить унылый цикл «поиск маршрута — зачистка — освоение новой механики — битва с боссом». А сами битвы с боссами в итоге оказываются просто проверкой на способность запоминать паттерны. К финалу же они вообще превращаются в хаотичный bullet hell и становятся необходимым злом, а не эпичной кульминацией уровня.

Сбой системы

Первая пара часов запросто может отбить у вас весь интерес. Но потом появляется Address Disruptor — пушка, заставляющая врагов и окружение в прямом смысле «глючить». И интересно даже не столько то, что она может открывать недоступные прежде пути (это обычное дело), сколько то, что она способна «перепрограммировать» почти любого противника.

Кто-то при этом слабеет, кто-то, наоборот, становится сильнее. Назойливые змеи, выпрыгивающие из-под земли, в альтернативной версии оставляют за собой каменный «хвост», за которым можно укрыться от противников посильнее. Свисающие с потолка «барнаклы» превращаются в безобидных жучков и валятся на землю. Улитки, стреляющие лазерными лучами, после «перепрограммирования» начинают наносить урон не вам, а вашим противникам. Другие монстры обращаются в камень и служат платформами, третьи приобретают новые способности или выбрасывают лечебные сферы.

Из чистого любопытства устройство хочется сочетать с другими видами оружия, экспериментировать в поисках рационального подхода к разным противникам и увлеченно «прощупывать» новых монстров: что изменится, станет ли от этого больнее и, самое главное, как трансформацию можно будет использовать в будущем. В такие моменты Axiom Verge проявляет себя как сильная самобытная игра… но лишь до тех пор, пока ее идеи опять не померкнут на фоне слепого подражания классике.

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 11

► Процесс «взлома» гриба в самом разгаре. Вылетающие пузырьки превращаются в твердые платформы, по которым можно подняться наверх.

В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 12
В плену ностальгии. Обзор Axiom Verge - фото 13

Axiom Verge иногда довольно жуткая… ► …А иногда — очень красивая. Жаль, что приходится много времени проводить в душных катакомбах всех цветов и форм.

* * *

С заявленной программой Axiom Verge справляется. Не настолько хорошо, чтобы встать в один ряд с шедеврами, но все же усердно и с искренней любовью к первоисточнику. Излишнее увлечение прошлым отнюдь не делает ее плохой игрой или некомпетентным платформером (с этим как раз все хорошо). Проблема в том, что игра стала заложницей своей же привязанности к давно минувшей эпохе. Там, где та же Shovel Knight стремилась превзойти классику, Axiom Verge просто старается стать «такой же».

Вердикт

Идейный наследник классических Metroid, который слишком активно цитирует своих вдохновителей и позволяет при этом затеряться собственным отличным идеям.

Достоинства
👍
  • первый правильный Metroid со времен Fusion
  • разнообразие монстров
  • глитчган! удачная аудиовизуальная стилизация «под SNES»
Недостатки
👎
  • нудный поиск с возвратом
  • безликие боссы
  • примитивный сюжет, которому уделяется слишком много внимания.
Как мы играли

Во что: копия куплена автором в день релиза.

На чем: PS4

Сколько: десять часов на прохождение и еще пара часов на исследование некоторых локаций.

Ачивка редакции
Это еще что за чертовщина?!

Впервые увидев «помехи», проверить настройки телевизора и не найти никаких неполадок.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь