02 июля 2015Спец
Обновлено 17.05.2023

Виртуальная реальность для всех

Виртуальная реальность для всех - изображение обложка
Виртуальная реальность для всех - фото 1

На столе передо мной лежит Google Cardboard — простая конструкция из пары пластиковых линз, картонки и резинки. Все это можно сделать своими руками, если раздобыть нужные детали в хозяйственномй магазине. В сети есть руководство по сборке. Немного смекалки — и такая же штука может лежать на столе перед вами.

Беру очки в руки. Ощущение такое, будто держишь калейдоскоп или изучаешь хитрые советские стерео-очки для слайдов. С поправкой на эпоху, потому что вместо слайдов в очках закрепляется устройство на iOS или Android, а сквозь линзы вы смотрите на динамически меняющееся объемное изображение, а не на кислотного цвета картинки.

Виртуальная реальность для всех - фото 2

В мой кардборд вставляют смартфон и запускают приложение. Я прикладываю очки к голове и попадаю внутрь многотонной ревущей машины, сносящей все на своем пути. Там, в танке, я могу свободно осмотреться и изучить его устройство — если постараться, можно даже прочесть надписи на приборах. Броня трясется, в кабине тесно, и можно рассмотреть каждую деталь. Вторую половину пути я провожу на свежем воздухе и смотрю из башни на то, как мимо меня проносятся виды полигона.

Виртуальная реальность для всех - фото 3

Если вы когда-нибудь мечтали прокатиться на танке из кинофильма «Ярость» — вот он, ваш шанс.

Что это такое?

Wargaming подготовила проект, приуроченный к танковому фестивалю в британском военном музее «Бовингтон», и записала серию панорамных видео. Ролики сделаны таким образом, чтобы зритель словно бы переносился внутрь танка и мог ощутить, каково это — пребывать за толстым слоем брони.

Виртуальная реальность для всех - фото 4

Иван Живица

PR-менеджер компании Wargaming

«Мы даем возможность побывать там, куда у обычного человека доступа нет. Залезть в башню танка, может, в каком-нибудь музее и получится, но, сами понимаете, тогда у техники начнет выстраиваться очередь. К тому же есть вероятность, что внутри танка повредят детали, а для музейных экспонатов это критичный момент».

Сейчас сесть можно в пять танков: T-34-76, Type-59, Sherman «Fury», Leopard 1 и Chieftain. Один из танков снимался не в Бовингтоне, а на линии Сталина, в Белоруссии.

Работает видео на платформе Littlstar — там хранятся панорамные ролики с элементами виртуальной реальности. Бесплатное приложение для просмотра можно скачать на площадках App Store и Google Play. Или просто посмотреть ролики в сети по адресу http://vr.worldoftanks.ru/. Видео проигрывается не только через кардборд — картинку можно сделать и плоской, — но в таком случае эффекта погружения не будет.

Виртуальная реальность для всех - фото 5

Ролики не интерактивны и длятся от пяти до семи минут; при этом вместе со зрителем в танке сидят исторические консультанты Wargaming и рассказывают об особенностях той или иной машины.

Видео с панорамным обзором снимают достаточно давно. В случае с Wargaming это делается доступным способом: шесть камер GoPro Hero 4 крепятся на специальном штативе.

Виртуальная реальность для всех - фото 6
Виртуальная реальность для всех - фото 7

Александр Бобко

менеджер исторических спецпроектов в Wargaming

«От машины исходили жуткие вибрации, и видео сильно тряслось — намного сильнее, чем подвергается нагрузке вестибулярный аппарат. Серьезная система стабилизации требовала космических инвестиций, поэтому штатив пришлось намертво прикреплять стальными тросами и струбцинами к неподвижным частям танка».

Важнее всего тут, конечно, не возможность изучить тот самый танк из фильма «Ярость» изнутри, самостоятельно, и не панорамное видео, которое, повторюсь, снимают уже давно. Важно то, что симбиоз этих двух технологий стал настолько доступным, что приобщиться к VR можно прямо сейчас.

Почему Google Cardboard интереснее, чем может показаться

Скорее всего, вы уже успели опробовать в деле Oculus Rift, потому что без него не обходится ни один торговый центр. В тематических музейных экспозициях очки виртуальной реальности тоже можно протестировать на чем-нибудь несложном, а в музее игровых автоматов на ВДНХ через Oculus Rift получалось посмотреть на американские горки.

Виртуальная реальность для всех - фото 8

Пример с американскими горками говорит сам за себя: пока все средства виртуальной реальности редко используются за пределами аттракционов. Можно в десятый раз проходить Half-Life 2, с головой погрузиться в Elite: Dangerous или часами пропадать в авиасимуляторах, разглядывая царапины на стекле кокпита, но все-таки большинство приложений — все еще опыт на один раз. Даже на E3 2015 выстраивали стенды с громоздкими стационарными приборами, чтобы посетитель мог бегать на месте и стрелять из специального электронного маркера. Дома такое не поставить, а вот в зале игровых автоматов — пожалуйста.

Виртуальная реальность для всех - фото 4

Иван Живица

«У нас был опыт интеграции «Окулуса» в игру — это действовало с одним патчем, потом требовалось обновлять программное обеспечение для очков. К тому же Rift сейчас есть отнюдь не в каждом доме, а без нормальной install base внедрять поддержку виртуальной реальности в игру не стоит. Хотя эксперимент был удачный, и технологические решения у нас есть».

Виртуальная реальность для всех - фото 10

Вообще, перспективы виртуальной реальности зависят от того, как будет применяться технология: будет ли она дополнять уже существующие вещи (как motion-контроллеры), или все же привнесет в индустрию нечто новое. Google сделали ставку на доступность: зачем брать дорогостоящее устройство для аттракционов, если для экспериментов вполне достаточно смартфона?

Разные приложения для кардборда позволяют не только смотреть панорамное видео, но, раз уж речь зашла о роликах, было бы интересно увидеть нечто новое в давно забытых жанрах — начиная с виртуальных тиров вроде Mad Dog McCree или Hardline и заканчивая популярными штуками вроде hidden object. С FMV при желании можно делать безумно интересные вещи — например, детектив Her Story.

Виртуальная реальность для всех - фото 11
Виртуальная реальность для всех - фото 12

Но больше всего перспектив у такой технологии в музеях (особенно органично это будет смотреться в каком-нибудь МАММ), в том числе и потому, что демо-юниты будет проще арендовать, настроить и, в случае неполадок, оперативно заменить. В Google Cardboard не нужно находиться больше пяти-десяти минут, и этого времени как раз хватит, чтобы получить представление о самых разных вещах — от бескрайнего космоса и до стремительной поездки на танке. Как раз сейчас Wargaming планирует записать реконструкцию танкового сражения.

Виртуальная реальность для всех - фото 7

Александр Бобко

«Серия таких видео — это только начало. О масштабной съемке говорить пока рано, все работает в формате эксперимента. Есть мысль интегрировать такие ролики в музеи. Вот есть танк, залезть я в него не могу, зато можно заглянуть внутрь через кардборд, понять, как машина устроена, пройти виртуальную экскурсию на пять-шесть минут. Еще есть идея отснять реконструкцию боя, чтобы человек не просто ехал по полигону, а мог посмотреть фильм от первого лица».

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь