22 июля 2015
Обновлено 17.05.2023

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - изображение обложка
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 1

Близкие по духу

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 2
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 3
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 4
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 5
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 6

Torchlight 2

От большой любви к стимпанку еще никто не умирал. Вычурная паровая архаика приходила на помощь, когда игре было нечем удивить, или, напротив, обрисовывала ее достоинства. Медные трубы, четкие контуры и привкус наполеоновской эпохи — французы из Triskell явно болеют этой темой. Ею и древними градостроительными играми от Impressions Games.

Театр начинает с доставки на дом

С уходом в прошлое серии Caesar и ее родичей мы стали забывать о тех представителях градостроительного жанра, в которых здания сферы услуг работают через посредство носильщиков. Лишь недавно Cities: Skylines отказалась от радиусов в пользу распространения эффектов по дорогам (что бессовестно стянула из гиблой Cities XL). Тоже не то.

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 7
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 8
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 9

► Плотность населения растет как в сказке — а дома так и пышут благополучием. И прошу извинить за формат картинок: с разрешением в Lethis творится ад кромешный.

Lethis же использует более замысловатую механику. Есть традиционные жилища, куда вот-вот приедут колонисты. Чтобы хозяйства росли и богатели, надо колонистов поить, кормить, стирать их портки, водить на спектакли и тому подобное. Но ни к колодцу, ни в театр поселенцы сами не пойдут — их должен обслужить курьер. Вот вам и камушек в ботинке: курьер — вполне физическая постоянная, у него есть маршрут, предельное расстояние, скорость и «емкость», если речь идет о бакалейщике с продуктами.

Навыки, полученные где-нибудь в Anno, к этому не приложишь. Развитие вширь всегда оборачивается острым дефицитом рабочих рук — на обслуживание жилых зон уходит целая толпа колонистов, а оплата их труда ни за что не окупится налогами. Выход — строиться кварталами, которые в иных градостроительных играх вещь необязательная. Здесь без планирования ничего путного не получится; более того, курьеров следует ограничить стоп-сигналами, чтобы не носились впустую по промышленным кварталам. Или даже по соседским жилым, где в них уже нет нужды.

До основанья мы разрушим

Обыкновенно в таких симуляторах социальная иерархия достаточно устойчива. Чтобы раскулачить патрициев обратно до бомжей, понадобится нешуточное усилие — читай, катастрофа. В Lethis патриции изначально отделены от бомжей: рядовые участки принимают плебеев и средний класс, элитные — буржуев. Только у первых есть десять уровней обеспеченности.

И каждый раз приходится снабжать жителей не абы как, а бесперебойно. Стоит лекарю с подорожниками выбиться из графика на один рейс, как подопечный район постигнет регресс, и жилища в момент «обеднеют» на уровень-другой. Из экономики исчезнут десятки и даже сотни рабочих рук, из-за этого на склады поступит еще меньше припасов, а из контор пропадут важные специалисты. Что будет после? Правильно, новый регресс. Дыра в кармане, первоуровневые палатки и толпы беженцев.

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 10

► Фермы работают по сезонам. А это значит — раз в год ждите волну безработных колхозников, которым перебиться бы до посева.

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 11
Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 12

► Лига мелочных жадюг. Они даже за золото дают презренные гроши! Ну, хотя бы сырье недорого продают. ► Паровые трубы не могут пересекать водоемы. Поэтому весь робопромышленный комплекс рискует оказаться на одном клочке земли.

Насчет дыры в кармане я, конечно, погорячился. Деньги из казны будут утекать с самого начала, пока вы не построите безупречную экосистему. Где-то до шестого-седьмого уровня хозяйств коллекторы будут ломиться в двери не только без видимой прибыли, но и не выходя в ноль.

Торговля не спасет: товары идут на вывоз по такой бросовой цене, что на покурить не хватит. Французские булки (к несчастью, без чая) стоят по двадцать три флорина за сотню при предельном годовом экспорте в 2400 единиц. А цепочка для хлеба нужна трехэтажная. И фермерам, и мельникам, и пекарям надо платить жалование.

Казалось бы, золотыми курочками положено быть богачам. Вот с кого содрать налоги! Так оно и есть, высшее сословие выправит бюджет, но для его поддержки надо возводить промышленный комплекс. Медные трубы, консервированный пар и механические дроиды вместо обслуги. Здесь же сложнейшая цепочка в игре: пар из месторождения — конденсатор — железо из шахты — сталь — дроиды. Первый этап профукать сложно — пар сам струится по трубам, — а вот конденсат кто-то должен доставить. Инфраструктура богачам нужна своя, личная: кафе, эмпориум, бани-спа и прочие излишества.

Вряд ли Triskell держат людей за дураков, если предлагают самим разобраться в подобной схеме. Принцип-то на поверхности, а вот форма, дозировки и планирование постигаются только эмпирически. Без посторонней помощи даже первое задание в кампании вынуждает четыре-пять раз начинать заново. Особенно если такие полотна, как Zeus и Pharaoh , в культурный багаж играющего не попали.

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 13

► Игре остро не хватает толстенного альманаха из Tropico. Впрочем, в Tropico 5 коварные лоялисты уже ободрали эту подлую книгу.

Буржуазная контрреволюция. Обзор Lethis — Path of Progress - фото 14

► Triskell питают особую симпатию к рыжим, коих тут процентов семьдесят. А что до артистки на скриншоте — и не такое увидите.

А? Что? Точно, дежурное нытье. Triskell — это два молодых француза с крошечным коллективом соратников и минимумом опыта. Потому Lethis мучается от типичных инди-небрежносте: неудобоваримое управление, непрозрачные данные. Triskell оторвались на аватарах игровых персонажей: ткните в любого — и на весь экран откроется описание, смешная-пресмешная шутка и огромный портрет (какой-нибудь прилизанный сборщик налогов или суровая тетя-водонос). Я никогда не был против художеств по случаю и без, но изображение маршрута курьера, например, было бы стократ полезнее.

* * *

Нельзя советовать Lethis ценителям размеренной и терпеливой игры. То есть темп-то здесь невелик, и активная пауза есть, но напряжение от этого не уменьшается. Успешный и прибыльный город рушится буквально за секунды, стоит лишь проворонить малозаметную недостачу на складе или кривой маршрут прачки. Благодаря путаному и странному интерфейсу проворонить все еще легче. И это если вы не угробили колонию раньше, что на ранних этапах игры почти неизбежно.

Lethis можноприобрести в Steam. Цена вопроса: 419 рублей.

Вердикт

Неопытность Triskell Interactive очевидна, масса вмятин и заусенцев тому свидетели. Но кое-чего у Lethis не отнять: настолько требовательных — в основном благодаря курьерской системе — градостроительных стратегий мы не видали уже давно.

Достоинства
👍
  • незаслуженно забытая «курьерская» система
  • город как карточный домик: чихнул в сторону — начинаешь заново
  • необычный для стратегий стиль стимпанка.
Недостатки
👎
  • система, пожалуй, слишком чувствительна
  • многие параметры нельзя ни выяснить, ни изменить вручную
  • дурная привычка независимых студий — оставлять «хвосты».
Как мы играли

Во что: игра куплена автором в Steam по полной цене.

На чем: PC

Сколько: пятнадцать часов.

Ачивка редакции
К оружью, граждане!

Выучить французский революционный календарь, который использует игра.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь