Добей его! «Удары немилосердия» в файтингах
Перед выходом, например, очередной игры из серии Mortal Kombat самой обсуждаемой темой всегда становится фаталити. Что греха таить — некоторые поклонники культовой франшизы ждут релиза только ради того, чтобы посмотреть, как Джонни Кейдж на этот раз будет крошить подбородки своих соперников, а Саб-Зиро — мастерски смещать позвонки очередному неудачнику.
Почти за четвертьвековую историю Mortal Kombat фаталити, которые в 1992 году позиционировались как основное отличие серии от Street Fighter , стали визитной карточкой игры и успели перекочевать во множество файтингов.
Только не по лицу
► Killer Instinct
Одной из ровесниц Mortal Kombat и первой, кто перенял систему добивающих приемов, стала серия игр Killer Instinct. Разработчики подошли к фаталити со всей серьезностью: так, Би Оркид, по легенде — секретарша-шпион, ставит последнюю точку в поединке, распахивая облегающий костюм и показывая противнику грудь пятого размера.
Еще один герой файтинга — Яго, тибетский монах-переросток. После краткой молитвы он обрушивает на врага старую развалюху, похожую на Chevrolet Bel Air. Риптор, получеловек-полудинозавр, просто съедает своего оппонента. Всего у каждого героя было по три вида расправы, а также Ultra — длинная связка ударов, заканчивающаяся для противника смертью.
► Primal Rage
Microsoft в 2013—2014 годах реанимировала серию после семнадцати лет забвения, однако систему добивающих ударов решили пересмотреть. В новой игре осталась только «ультра» — больше никакой обнаженки и юмора ранних девяностых, что, конечно, не может не расстраивать.
Приблизительно в то же время, что и Killer Instinct , появился Primal Rage. Семь героев-богов, сражающихся на локациях постапокалиптического мира, разрушенного метеоритным дождем. На каждую битву выбегают озверевшие представители выжившего человечества и начинают молиться на своих кумиров. Герои же могут их поедать, тем самым восстанавливая полоску здоровья. Вот такой вот веселый синопсис.
Ясное дело, игроки увидели в игре отсылки к Mortal Kombat — уж больно некоторые протагонисты напоминали героев успевшего стать популярным файтинга. Но надо отдать разработчикам должное: дерущиеся динозавры, огромные обезьяны и полурептилия с головой кобры вызывали у всех неподдельный интерес.
► Tattoo Assassins
Отдельный плюс системе добивающих приемов: у каждого героя были свои уникальные расправы, с насилием и литрами пиксельной крови. Тираннозавр Саурон мог сожрать соперника или, попрыгав на нем, превратить в фарш, скоростной Тейлон за несколько секунд сдирал с врага всю плоть, не оставляя ничего, кроме костей, Близзард, напоминающий снежного человека, ловко вышибал кулаком мозги из черепной коробки, а его сородич Хаос орошал оппонента едким «золотым дождем».
Файтинг Tattoo Assassins на прилавках так и не появился. Студия Data East задумывала игру как ответ Mortal Kombat , со схожим дизайном и с набором фаталити. К сожалению, Tattoo Assassins с треском провалил бета-тестирование. Владельцы студии побоялись конкуренции с Primal Rage и MK и отозвали все аркадные автоматы.
Игра все же просочилась в интернет и стала доступна на эмуляторах. Примечательна Tattoo Assassins тем, что еще до MK в ней имелось так называемое Animality и даже Nudality (эти названия, конечно, придумали позднее, но смысл тот же), а руководителем проекта был сам Боб Гейл, сценарист фильма «Назад в будущее». Наверное, поэтому в числе смертельных приемов было обрушение на голову DeLorean. А вот объяснить огненную диарею в этом файтинге сложнее.
► Blood Storm
Еще один «убийца» Mortal Kombat появился в 1994 году — игра под названием Blood Storm. Схожий сюжет, персонажи, фаталити — все это, разумеется, могло бы вылиться в интересный проект, однако получилась полная калька с MK. Фаталити выглядели неплохо, но ничего нового разработчики предложить не смогли: Фреон замораживал оппонента, а затем рубил на части, Мираж взрывала голову соперника миниатюрным подобием глубинных бомб, Талон расстреливал врага из пулемета с такой яростью, что тело разрывало на маленькие кусочки. Вроде и придраться не к чему, но игроков сильно не зацепило. Позднее компания, выпустившая Blood Storm, вышла из бизнеса, и продолжения игры мы уже не увидим.
И остальное не трогайте
► Eternal Champions
Интересно обставили добивающие приемы в файтинге Eternal Champions. Оппонента убивало не только фаталити, но и локация — примерно как во втором MK. Для начала противника нужно было подтолкнуть к особому секретному месту. Если получалось, то уровень мог скормить игрока пираньям или плотоядному растению, утопить, сжечь на костре инквизиции и еще многое другое.
Такое фаталити могло затянуться на десять-пятнадцать секунд игрового времени, так что, пока внутренности героя размазывались по всему уровню, можно было заняться чем-нибудь еще. По количеству изощренных способов убийства Eternal Champions можно смело назвать лидером. Игра имела неплохой коммерческий успех и даже повторно вышла в 2007 году на Nintendo Wii.
► Mace: The Dark Age
Еще один пример из девяностых — Mace: The Dark Age. Игру выпустили для аркадных консолей Atari в 1997 году, а затем перенесли на Nintendo 64. Несмотря на неплохие отзывы о графике, игра скорее была примером того, как не стоит делать файтинги и добивающие приемы в играх.
Не совсем удачные попытки пошутить с фаталити в виде превращения в цыпленка, обезглавливания, разрывы соперников пополам — все это к 1997 году рядовой поклонник игр уже видел в Mortal Kombat. За исключением разве что расправы в виде поцелуя в исполнении Намиры, которую по легенде обучил единоборствам старый евнух, и теперь, сбежав из гарема, она одержима жаждой мести. Так вот, каким-то образом от поцелуя бывшей наложницы противник уменьшался до размеров футбольного мяча, а затем получал мощный удар ногой и превращался в бесформенную биомассу. Выглядело жутко нелепо.
Настоящим образцом жестокости, позавидовать которому бы мог и Mortal Kombat , стал файтинг Thrill Kill. К сожалению, игру так и не выпустили официально из-за слишком откровенных сцен насилия и из-за сексуального подтекста некоторых элементов геймплея. Однако мир не без добрых людей — Thrill Kill просочилась в сеть и стала доступна обладателям взломанных PlayStation и консольных эмуляторов на PC.
► Thrill Kill
Действие в игре происходит на квадратной локации. Сначала это комната, напоминающая палату в лечебнице для душевнобольных, затем двор какого-то гетто, потом общественный туалет и несколько других не менее симпатичных мест. В поединке участвуют четыре бойца, натурально вписывающихся в невеселый пейзаж, — псих в смирительной рубашке, карлик на ходулях, каннибал, дерущийся чьей-то оторванной ногой и время от времени от нее откусывающий, — словом, ад кромешный.
В игре нет привычного всем уровня здоровья, все четыре игрока дерутся до тех пор, пока один не заполняет «полоску смерти», после чего получает возможность расправиться с любым оппонентом самым омерзительным способом: сожрать, оторвать голову или растоптать ее, на худой конец — заставить противника ударить себя электрошокером.
* * *
Ну и напоследок — образцовый представитель неконсольных файтингов с фаталити: Time Slaughter 1996 года. DOS-овский колорит игрового мира Time Slaughter украсили десять разномастных бойцов: сумасшедший шотландец, индус, питекантроп, вампир и другие совсем не адекватные герои. Смачные звуки, сопровождающие каждый удар, свисающие куски кожи, литры крови, заливающие всю локацию, — все это дополняют слишком нездорово выглядящие расправы.
► Time Slaughter
Так, шотландец, вырвав противнику внутренности, делает из них волынку и что-то на ней исполняет, доисторический человек достает из набедренной повязки огромную дубину и лупит ею по башке. Ко всему прочему, на всех десяти локациях (по одной на игрока) параллельно происходит какое-то действие: в смирительных рубашках прыгают буйные, голая модель позирует художнику, на задворках ночного клуба ошиваются сомнительного пошиба посетители. Всем хочется посмотреть на чужие ошметки и выбитые зубы, не иначе.