Лучшие и худшие моменты The International 2015

Лучшие и худшие моменты The International 2015

Прямым текстом — Лучшие и худшие моменты The International 2015
Артемий Козлов делится соображениями насчет пока что самого дорогого турнира в истории киберспорта.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
Лучшие и худшие моменты The International 2015

Сиэтлский комплекс KeyArena вместимостью в пятнадцать тысяч человек. Одиннадцать дней Dota 2. Восемнадцать с половиной миллионов долларов в призовом фонде.

The International 2015 — не самый большой турнир в истории киберспорта (прошлый финал чемпионата мира по League of Legends посетили сорок тысяч человек), но уж точно самый дорогой. Победители — американская команда Evil Geniuses — забрали с собой что-то около 6,5 миллионов долларов. Минус налоги, минус отчисления в пользу организации, но все равно ничего себе.

Это был отличный турнир. Но могло быть лучше.

Я не стану говорить здесь об очевидных вещах — вроде трансляции, которая пару раз упала в начале основной части мероприятия, или потрясающей организации сцены (напольный дисплей, отображающий карту и эффекты способностей героев, — это очень здорово). Вот о чем хочется сказать на самом деле.

Успех: интрига до последнего момента

► Первая игра EHOME против Secret.

В отношении драматургии прошлый TI был в полном пролете. Этот — наоборот. Каковы были шансы, что совершенно заурядная с виду сompLexity зайдет так далеко? Кто мог подумать, что Wildcard-команда CDEC пробьется в финал и отправит в сетку лузеров будущих чемпионов? И явно многие пророчили Na’Vi хорошие результаты — пусть даже без реальных предпосылок, по привычке.

Еще больше радует то, что сами матчи очень редко проходили в одни ворота — иной раз проигрывающие команды возвращались в игру так уверенно и красиво, будто это разыгрывается по сценарию. И финал получился хороший: не настолько безумный, как борьба Na’Vi и Alliance в конце третьего TI, но все-таки. После того как CDEC однажды уже одолели Evil Geniuses, уверенности не было ни в чем.

Тот самый ловкий момент, определивший исход гранд-финала.

Успех: работа документальщиков

Прошлогодний документальный фильм Free To Play был достижением. Не только потому, что он прекрасно снят и подан, — он ценен в первую очередь как образцовая лента, которую можно показать далеким от игр бабушкам и дедушкам, чтобы помочь им проникнуться идеями киберспорта.

В этом году из роликов убрали трогательную машиниму, зато начали акцентировать внимание на персональных историях игроков — как раз в духе Free To Play. И они отличные. Возможно, Valve излишне романтизируют образы кибератлетов (слово-то какое), но я не вижу никаких обстоятельств, в которых это может быть плохо. Прекрасная работа с имиджем.

► История BigDaddyN0tail из Cloud9.

Успех: блестящий шоу-матч

Двадцать человек на одной карте, 251 фраг и потрясающе неожиданный результат. Лучше без комментариев.

► Шоу-матч с английскими комментариями (начало игры — 34:17)

Провал: бывшие чемпионы подводят

С одной стороны, неожиданность — это прекрасно. С другой — нет ничего тоскливее, чем любимая команда, вылетающая в первом же раунде или вообще на квалификации. Даже если где-то успевают образоваться свои великие противостояния, свои «el classico», они часто не доживают до следующего чемпионата мира.

Counter-Strike повезло, там до сих пор есть Ninjas in Pyjamas и Fnatic. Но это большое исключение.

Проблема касается не только TI, большой киберспорт сам по себе еще недостаточно стабилен. До сих пор почему-то в порядке вещей то, что чемпионы мира разваливаются из-за идиотского скандала (как это было с командой Taipei Assassins по игре в League of Legends), корпоративных маневров (там же две топовые команды Samsung по косточкам разобрали китайские организации) или просто весь год играют в Hearthstone вместо тренировок (привет, Newbee).

Однажды это пройдет, но явно не само собой. Все останется по-старому, пока не появятся полноценные профсоюзы и организации, способные регулировать все передвижения в киберспорте. Что ни говори, League of Legends как дисциплина пока ближе всего к цели.

► Зато проигравшие легенды мило выступили по шоу-программе. Это неплохо сгладило расстройство.

Провал: церемония награждения

Еще одна вещь, с которой проблемы, кажется, у всех: пытаются сделать красиво и дорого, а получается просто нелепо. Трудно забыть вид почти любого старкрафтера с бутылкой шампанского или глав Riot, нервно придерживающих кубок, чтобы чемпионы его не дай бог не уронили.

Но если те же Riot в прошлом году наконец-то поняли, что делать с руками после игры (явно не без помощи корейцев), то на TI снова получилось странно. Ура-ура, вот наши победители... хотя черт с ними, вот вам концерт Deadmau5. И расходимся, расходимся.

Понятное дело, не всем интересны послеигровые интервью, всякие заключительные слова и Гейб Ньюэлл, вручающий Щит чемпионов. Но они необходимы. Зачем вообще нужен хайп, если ее не ощущаешь всем телом?

► Что характерно, церемония открытия получилась чудесная. Не в последнюю очередь — благодаря оркестру с подобающей случаю музыкой и голосу Джона Патрика Лаури.

Успех: русскоязычная трансляция становится лучше

Особенно в плане производства. Со времен первого TI комментаторы перестали вслепую топить «за наших», стали активнее анализировать ситуацию с разных позиций и перебрались из своих комнат в центр KeyArena. Больше присутствия, больше видео, больше переведенного контента. Осталось разбудить секцию аналитики, научиться комментировать происходящее на сцене (а не только игры), разобраться в китайской транскрипции (xiao — это «сяо», а не «ксяо») и станет совсем замечательно.

► Еще у команды русского хаба есть неплохой YouTube-канал с дополнительными материалами: краткими итогами встреч, сводками по каждому дню, интервью и всем таким прочим.

Но. Есть одно огромное но.

Провал: это по-прежнему событие «для своих»

У каждой игры своя терминология. Футбол, шахматы, гольф — везде есть слова, которые вы никогда не услышите вне контекста игры. Dota 2 это касается в той же мере: это в порядке вещей, когда комментаторы называют своими именами предметы, героев и их умения.

Но совсем другое дело, когда ты слышишь что-нибудь в духе «очень больно его лешачок нахаррашивает». Это уже не терминология, а арго — обычная штука в узких кругах, но совершенно недопустимая, когда стоит задача заразить идеей весь мир.

► То же победное комбо из последней игры EG и CDEC, русская версия. Это один из тех моментов, когда незнание игры в общем-то не мешает — комментаторы ясно дают понять, что произошло нечто невероятное.

Не хочу показаться занудой, у меня никогда не было проблем с пониманием комментаторских загибов. Нынешнюю публику русского хаба это тоже устраивает — русский стрим по числу зрителей почти всегда обходил международный, и, спорить нечего, статистика просто невероятная. Но, если мы действительно хотим, чтобы игру начали понимать за пределами сообщества, нужно нащупать другой подход. Найти и почувствовать тот язык, который будет понятен человеку извне и которым при этом будет удобно говорить о «Доте».

Уверен, впрочем, что с учетом многолетней привычки это окажется непросто. 

Комментарии
Загрузка комментариев