14 июня 2002
Обновлено 17.05.2023

Зачем мы играем? Две Разновидности Геймеров

Зачем мы играем? Две Разновидности Геймеров - изображение обложка

Эпиграф: Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие — поверить в то, что понимают. Станислав Ежи Лец Вопрос, задаваемый в заголовке статьи, мучил меня уже давно. Еще с древних времен, когда “четверки” продавались по тысяче долларов за полную комплектацию, а люди считали месяцы до выхода Command&Conquer, коротая время переустановками свежевышедшей Windows “Chicago” 95, ваш покорный слуга держал в руках руководство по “Бейсику для Спектрума” и задумывался: зачем? Зачем мы играем? Ну вот что такого есть в компьютерных играх, что привлекает, манит и заставляет денно и нощно просиживать штаны перед монитором/телевизором?.. Проследив многочисленные тенденции среди коллег-геймеров и основательно покопавшись в самом себе, я пришел к одному простому выводу. О нем, впрочем, позже. Начинать надо с начала. Что есть геймер и что есть игра? Геймеры — люди играющие. Они занимают время и мозги играми. Абсолютное большинство **

Зачем мы играем? Две Разновидности Геймеров - фото 1

игроков получает удовольствие от процесса игры, и лишь некоторые — от финальной заставки или осуществленного принципа “пройду игру, пусть даже с кодами”. Геймеры осознают, что они выполняют некий процесс, играют некую роль. В Lines это роль некоего Надсмотрщика, облеченного правами передвигать шарики. В Doom — роль морпеха, спасающего землю от вторжения сил Ада. В StarCraft игрок берет на себя роль этакого генерала от одной из трех рас.В любом случае, каждый игрок принимает на себя некую роль. Это может быть роль гнома, друида, машиниста электропоезда дальнего следования или даже магната индустрии игрожурналистики.Перейдем к играм. Игра — моделирование некоторой ситуации, найти выход из которой — задача геймера. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Если провести параллели с упомянутыми двумя абзацами выше играми, то получится, что: в Lines игра моделирует игровое поле, случайным образом падающие шарики и возможность эти шарики двигать; игрок берет на себя роль, описанную выше. В Doom игра усложняется. Моделируется некий уровень, на котором разбросаны монстры и предметы, а игрок получает возможность монстров отстреливать, а предметы собирать. В StarCraft дело принимает глобальный оборот: существуют противоборствующие разнопланетные группировки, и задача игрока — привести к победе ту, во главе войск которой он выступает. И так далее. Но при этом игры легко можно разделить на фантастические, в которых воссоздается придуманная сценаристами действительность, и реалистичные, в которых разработчики стараются максимально соответствовать окружающему нас миру. Соответственно этому можно поделить и геймеров. Первые предпочитают играть в те игры, которые нравятся им своей “отстраненностью” от нашей с вами реальности. Физика непроработана? Неправда ваша, физика просто СВОЯ, и если в игре 10 G вместо 9, то так и надо, так интереснее. "Мист"ическая графика а-ля “сюр”? А никто и не говорил, что в игре будут фотографии Гималаев и третьего цеха Горьковского автозавода. Так надо. Чем нереальнее, тем интереснее. Геймеры этого типа отдаются игре с одной целью: как можно реже вспоминать о существовании за окном планеты Земля с ее холодными заснеженными улицами и пивом “Старый мельник светлое” по 15 рэ за бутылку. Такой вид “ухода” в виртуальность называетсяэскапизмом. Второй тип геймеров, наоборот, стремится к наибольшей реалистичности в играх. Они обожают кататься в очередном симуляторе “Формулы 1”, летать на “Ил-2: Штурмовиках” и громить всех на танке “М1-Абрамс”. Для них виртуальность — это доступный, в отличие от реального мира, способ поднять в воздух боевой вертолет или обогнать Шумахера в очередном заезде “Формулы”. К сожалению, термина для подобной сублимации реальности я не знаю, поэтому такой тип геймеров в дальнейшем буду называтьреалами.Итак, мы выяснили, что геймеры предпочитают играть ЛИБО те роли, которые они никогда не смогут осуществить в реальной жизни, ЛИБО те, которые реально осуществимы, но малодоступны. Эскейперы. Кто они и чем живут? Эскапизм**(он же эскейпизм, от англ.escape — бежать, спастись) — это, по определению “Большого энциклопедического словаря”, " стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения ". Для геймеров — это просто “уход” в виртуальность. Точно так же, как для “полевых ролевиков” уехать на пару недель на Игру — опять же, бегство от реальной жизни. Эскейпная игра дает человеку возможность побыть в шкуре какого-нибудь гнома-молотобойца девятого уровня с прокачанным до Грандмастера скиллом “кормить дракона моллюсками морских нетопырей для увеличения убойной силы огнедышания”. Или — отыграть роль дракона, охраняющего подземелье от ненасытных героев тридцатого уровня, постоянно кастующих страшное заклинание “звонок другу”. В нашей с вами жизни и в нашем с вами мире такое невозможно. Поэтому “эскейперы” затариваются балдурс-гейтами, фоллаутами и иными корсарами, дабы испытать то, что не дано испытать другим. Один из пунктиков эскейпных игр — возможность игроку самому додумывать те детали, о которых не позаботились разработчики. Как пример, позволю себе вспомнить повальное увлечение текстовыми квестами, пачками выходившими на заре 80-х. В текстовых квестах очень кратенько описывались местность, в которой находился игрок, и предметы, которыми он мог манипулировать. Все остальное додумывал сам геймер. Если было написано, что игрок находится в комнате, в которой есть стол и на столе стоит компьютер, то человек с хорошо развитой фантазией сам уже фантазировал, какого цвета обои на стенах комнаты, от какой фирмы колонки, подключенные к компьютеру, сколько кофе плещется в чашке и сколько ножек у стула возле стола. Самой главной фишкой Interactive Fiction было то, что команды игрок вводил с клавиатуры. Вместо привычного современным квестерам действия “Use scissors on paper”, выполняемого в два щелчка мышкой, необходимо было подумать, как правильно произвести нужное действие. Cut paper with scissors? Use scissors on paper? Попробуй догадайся! Кстати, команды “use” многие игры тех времен и не знали. В настоящее время эскейперам приходится додумывать совсем мелкие детальки. Разработчики (особенно разработчики ролевых игр) стремятся выдумать все сами, практически не оставляя игроку шанса на применение фантазии. Но так или иначе, игры в основе своей предназначены для того, чтобы воссоздать иную, придуманную реальность и уйти в нее со всеми потрохами. А отсюда — простой вывод, подтверждаемый любой статистикой… Вывод таков:Эскейперов, несомненно, абсолютное большинство. Реалы, ваш выход! Реалы, в отличие от эскейперов, предпочитают в точности воссозданную на компьютере окружающую нас действительность. И чем правдоподобнее, тем лучше! Если игра воссоздает реальную физику, если экономической модели может позавидовать все РАО ЕЭС вместе взятое, если АК-47 действительно с деревянным прикладом — эта игра становится хорошей в глазах реалов. Охарактеризовать человека, играющего в “реальные” игры, несложно. Подобный человек не любит надуманных, нереальных условий. Ему проще поверить в то, что его компьютерная фирма в Capitalism’е может разориться из-за попытки начать продажи зубочисток, нежели в то, что удар от копья косым справа в Baldur’s Gate высчитывается двумя шестигранными кубиками. Основным и почти единственным жанром, который полностью удовлетворяет запросам реалов, является жанр симуляторов. Многочисленные Flight Simulator, Formula/Grand Prix, “Ил-2: Штурмовик”, Silent Hunter, FIFA/NBA/NHL от EA Sports и иные игрища, алчные до наличия у геймера джойстика, руля и педалей, плюс попытавшиеся примкнуть тамагочи, The Sims и многодетная семья экономических стратегий — вот то, что ищет реал в компьютерных играх. Он не хочет погружаться в нафантазированный мир с кобольдами, хоббитами и им подобными королевскими мумиями.**Реал ждет, что, запустив игру, он уже заранее знает ее законы. Потому что игра симулирует ситуации, о которых он имеет представление.**Реалов меньше, чем эскейперов, по двум причинам:**1.**Большинство людей предпочитает мир неограниченной фантазии, где, одевшись в доспехи, можно вырвать обнаженную красотку из лап мифического зверя, где можно разгромить алчущие захватить Землю инопланетные силы и поучаствовать в космических сражениях, то есть — где возможности геймплея не ограничены рамками того, что действительно есть в окружающем мире.**2.**Помимо прочего, смоделировать реальную ситуацию крайне сложно, поэтому разработчики берутся за это с меньшей охотой.Что релиз грядущий нам готовит?Ситуация на игровом рынке такова, что разработчики ориентируются на протоптанные дорожки, на мнения заваленных бумажками маркетологов и на письма восторженных фанатов с просьбой сделать продолжение понравившейся игры. Нельзя сказать, что разработчики четко ориентируются на один из двух типов геймеров. Просто “так получается”. С одной стороны, всех тянет на что-то новенькое, какую-то неиспробованную концепцию. С другой стороны, проще держаться того, что было. Эскейперам проще — для них каждый день игры выходят. А вот реалам туго. Да, мода на “тамагочей” и “симсов” не проходит со временем: появляются новые модификации подобных игр. Да, каждый год выходит очередная серия FIFA, NHL и NBA от EA Sports. Но многим этого недостаточно. В связи с тем, что “реальных” игр крайне мало, они быстро надоедают. Особенно новые. Я знаю огромное множество людей, до сих пор играющих в какой-нибудь Princess Maker 2, Transport Tycoon Deluxe или старую добрую Grand Prix 3 — только потому, что в свое время разработчики выложились на все сто, чтобы сделать как можно более приближенную к действительности игру. Кстати, вот парадокс: процентное отношение “реальных” и эскейпных игр таково, что почти каждый новый симулятор вызывает среди реалов такой ажиотаж, какой среди эскейперов случается гораздо реже. И еще. Обратите внимание на последние тенденции: игровые революции случаются чаще всего тогда, когда игра симулирует какую-либо ситуацию. Будь то воспитание семьи из двух человек (The Sims) или игра, в которой мы участвуем в роли обыкновенного солдата (Operation Flashpoint). Про Counter-Strike я вообще молчу.Концепции игр в последнее время склоняются к симулированию какой-либо ситуации, взятой из нашей с вами действительности. Особенно если эта ситуация актуальна и известна всем.От разработчиков “реальных” игр можно ждать только слегка улучшенных версий старых хитов, либо очередной революции в игровой индустрии. А эскейпные игры и без того каждый день выходят; тут наблюдается лишь вялотекущая эволюция в сторону улучшенной графики, неожиданного сюжета, каких-то фишек геймплея и смешения жанров. Разработчики практически исчерпали ресурсы, казалось бы, бездонного колодца с идеями. И, собственно, на этом позволю себе закончить. Остальное додумывайте сами. Желающие могут обсудить тему на просторах “Почты”, закинув письмецо Кате с Геймером. * **P.S.**Спасибо исполнителю Дельфину, а также группе Oomph!, за создание правильного настроения в процессе написания статьи.Иллюстрация — М.Аршакян

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь