«Марсианин»: все, что стоит знать об этом фильме

«Марсианин»: все, что стоит знать об этом фильме

Кино — «Марсианин»: все, что стоит знать об этом фильме
Наш рассказ об одном из самых ожидаемых фильмов года — космической фантастике Ридли Скотта, созданной при участии специалистов из NASA.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Марсианин»: все, что стоит знать об этом фильме

На дворе 2015 год, а нога человека так и не ступила на Марс. Если бы полвека назад кто-то сказал такое фантастам и ученым, они не поверили бы. Высадку на Марс мы видели только в кино, зато в десятках картин: от относительно научной «Миссии на Марс» до чистокровного фэнтези «Джон Картер».

Фильм «Марсианин» обещает быть особенным. Такого реализма и тщательно проработанной научной основы не было, пожалуй, даже у «Интерстеллар». История, которую сочинил фантаст Энди Вейер и экранизировал сэр Ридли Скотт, уже через несколько лет может произойти на самом деле. Если, конечно, одному из первых людей на Марсе изрядно не повезет.

Это один из самых ожидаемых фильмов года, и мы считаем, что о нем стоит рассказать подробнее.

Экранизация интернет-бестселлера

История романа «Марсианин» напоминает историю «Гарри Поттера». Писатель Энди Вейер к сорока годам не опубликовал на бумаге еще ни строчки. Раньше про таких говорили, что они «пишут в стол». Вейер начал писать в интернет, выкладывал главы «Марсианина» в свой блог, получал комментарии, иногда что-то исправлял.

Так писатель без единой публикации создал вокруг себя клуб поклонников. Его уговорили выложить книгу на Amazon, где она на удивление хорошо продавалась. «Марсианин» превратился в интернет-феномен. Издатели предложили ему выгодный договор. Потом права купил Голливуд.

«Марсианин» появился весьма своевременно: именно в кино 2010-х начала возрождаться классическая научная фантастика. Забытые со времен космической гонки мечты о близком и реальном космосе вернулись на экраны и оказались не менее востребованы, чем фэнтези и супергероика. Серьезные картины о космонавтах появлялись одна за другой: «Гравитация», «Европа», «Луна-2112», «Интерстеллар».

Книга Вейера с ее серьезной научной основой вписалась в новую моду идеально. Что интересно, сам Вейер не ученый, а программист. Наука для него хобби, он изучал астрофизику и историю космических экспедиций под влиянием отца-физика и книг Артура Кларка. А чего он не знал, то просто спрашивал у «Гугла».

► Энди Вейер и обложка его книги.

Главный герой — Робинзон с чувством юмора

Недалекое будущее. Космический корабль «Гермес» высаживает на Марс третью пилотируемую экспедицию «Арес-3». Через шесть дней на базу экспедиции обрушивается песчаная буря, которая уносит астронавта Марка Уотни. Остальные вынуждены возвращаться на Землю, бросив предположительно погибшего товарища.

Однако Уотни чудом остается жив. И не собирается сидеть сложа руки. Чтобы выжить, ему надо оборудовать убежище, наладить производство пищи и кислорода и протянуть четыре года, пока не появится новая экспедиция. А еще надо сообщить Земле, что на Марсе есть кого спасать.

«Марсианина» часто сравнивают с «Робинзоном Крузо», ведь Уотни попадает на необитаемый Марс и выживает как может. На самом деле у книги больше общего с работами Жюля Верна — в первую очередь с «Таинственным островом», написанным в пику «Робинзону». Герои Верна, как и герой Вейера, используют научные знания, чтобы победить природу и обстоятельства. Неприятности валятся на Уотни беспрерывно, попытки спасти его срываются, планы Марка летят к чертям. Но каждая беда — это вызов его уму и знаниям, с помощью которых он находит выход.

Книгу Вейера роднит с работами Жюля Верна и оптимистичный настрой. Иной фантаст посвятил бы книгу тому, как затерянный в бесконечной вселенной человечишко скатывается в экзистенциальный кризис и сходит с ума. Уотни не таков. Он не только борется за жизнь, но и относится к проблемам со здоровой долей юмора. Его внутренний монолог полон не терзаний, а сарказма и крепких словечек. Он изобретает единицу измерения «пират-ниндзя», называет в честь себя горы и шлет на Землю смайлик «сиськи».

► Марс снимали в Иордании, примерно там же, где и «Лоуренса Аравийского».

Мэтт Деймон мечтал сыграть Уотни

Именно своим героем «Марсианин» привлек Мэтта Дэймона, давнего поклонника фантастики. На его счету роли в «Элизиуме», «Меняющих реальность», «Интерстеллар» и «Теореме Зеро». Услышав, что готовится экранизация «Марсианина», Дэймон прочел книгу и понял, что хочет сыграть Марка Уотни.

Обычно киностудии добиваются внимания звезд, но тут вышло наоборот: Дэймон сам вышел на Дрю Годдарда и буквально напросился на роль. Режиссер согласился не раздумывая: с такой звездой на борту «Марсианин» мог рассчитывать на хорошее финансирование и достойные сборы.

Но затем Годдард внезапно получил предложение, от которого не смог отказаться: Sony позвала его писать сценарий для «Зловещей шестерки», фильма о суперзлодеях — врагах Человека-паука. Годдард обожает комиксы, и ему показалось, что он сможет сделать проект мечты. Он ушел на новую работу, а без него фильму, казалось, прямая дорога в «производственный ад».

► Красавец-звездолет «Гермес».

Ридли Скотт спас картину от «производственного ада»

«Марсианину» повезло, его подхватил еще более опытный творец: режиссер «Чужого», «Бегущего по лезвию» и «Гладиатора» сэр Ридли Скотт. Это тем удивительней, что он в последнее время перегружен проектами. В те дни он заканчивал «Исход: Цари и боги», на очереди были «Прометей 2» и продолжение-перезапуск «Бегущего по лезвию». А ведь Ридли Скотту уже минуло семьдесят! Но ради «Марсианина» он отложил работу над продолжением «Прометея», а «Бегущего» взвалил на плечи Дени Вильнева.

Заслышав о смене режиссера, Дэймон выяснил телефон Скотта и позвонил, чтобы снова застолбить за собой роль. Правда, у самого актера уже были сомнения. Незадолго до того в «Интерстеллар» он сыграл... астронавта-робинзона, застрявшего на негостеприимной планете. «Не повторяюсь ли я?» — уточнил он у Скотта. И получил ответ: «Не волнуйся, это совершенно другое кино».

Фильмы относятся к одному жанру, но сюжеты у них совершенно разные, и герои ни капли не похожи. В «Интерстеллар» Дэймон играл сумасшедшего доктора Манна, чье появление стало сюрпризом и для героев, и для аудитории. А Марк Уотни — главный герой, за которого зритель станет болеть всей душой. Да и сам фильм не о пятых измерениях и загробной жизни, а о простом и понятном выживании.

От «Интерстеллар» картине досталась и Джессика Честейн, играющая начальницу экспедиции Льюис. Других астронавтов изобразили Кейт Мара («Превосходство»), Кристен Уиг («Пол: Секретный матерьяльчик»), Себастьян Стэн («Первый мститель») и Майкл Пенья («Человек-муравей»). А роль начальника из NASA досталась Шону Бину. Не волнуйтесь: его персонаж не покидает Землю, и героическая смерть ему не грозит.

► Если фильм будет следовать книге, прочим членам экипажа тоже предстоит немало пережить.

Ролики «Марсианина» смотрятся как часть фильма

У «Марсианина» есть и обычные трейлеры с помпезной музыкой и нарезкой из самых зрелищных сцен. Но куда больше этот фильм запомнился своими «вирусными» роликами. Снятые в квазидокументальной манере, они очень напоминают видео, которое выкладывают настоящие космонавты, дежурящие на МКС. Когда Уотни знакомит зрителя с командой корабля «Гермес», лишь знакомая физиономия Дэймона не позволяет забыть, что перед вами постановка.

В другом ролике актеры обыграли собеседование у психолога, благодаря чему нас ненавязчиво ввели в курс отношений внутри команды «Ареса-3» и познакомили с характерами персонажей. Заодно создатели перенесли на экран те части книги, которые трудно воплотить в самом фильме, — например, ироничные внутренние монологи Уотни, превращенные в мысли вслух. Ролик про психолога получил название The Right Stuff — в честь старого фильма про астронавтов, известного в России как «Парни что надо».

А для еще одного ролика завербовали Нила Деграсса Тайсона — знаменитого астронома и популяризатора науки. Он сыграл самого себя из будущего и в популярной форме рассказал о трудностях полетов на Марс — как бы уже реальных.

NASA заранее довольно картиной

Тайсон не единственный ученый, поддержавший «Марсианина». Представители NASA заранее расхваливают фильм за научную достоверность. Первоисточник и сам по себе был строго научным, а консультанты из NASA помогли сделать такой и киноверсию.

Марсианское жилище, где Уотни выживает и выращивает картошку, основано на реальных проектах. Корабль «Гермес», на котором Уотни и компания попадают на Марс, использует перспективную технологию ионного двигателя. Марсианские роверы очень похожи на настоящие. Замкнутый цикл воды, регенерация кислорода, солнечные панели, радиационная защита, реальная география Марса, возможные катастрофы и их причины — Вейер и Скотт учли, кажется, все.

Если буквоеды к чему и смогут придраться, то к скафандрам. Их пришлось сделать куда более тонкими и гибкими, чем в реальности, а стекла шлемов — прозрачными снаружи. Настоящие современные скафандры сковывали бы движения актеров и скрывали их лица, мешая зрителям следить за происходящим.

► Первоначально скафандры собирались делать на основе реального Z-1, но в итоге придумали нечто более фантастическое.

Фильм называют «любовным посланием науке»

Есть и еще одна причина тому, что в космическом агентстве так рады этому фильму. В былые времена каждая серия «Звездного пути» и каждый фильм вроде «Космической одиссеи» заставляли мальчишек и девчонок толпами валить в технические колледжи, чтобы потом работать в NASA. Но к концу XX века энтузиазм иссяк. Космос перестал быть рубежом, который надо штурмовать во что бы то ни стало. Зазвучали призывы сократить расходы на астронавтику. Даже Голливуд остыл к теме и в лучшем случае выпускал космические ужастики или сказочные космооперы.

«Гравитация» и «Интерстеллар» вернули настоящий космос на экраны. Но все-таки «Интерстеллар» — про отдаленные перспективы и сложную астрофизику. А в «Гравитации» космонавтика не только очаровывает, но и пугает — героиню Сандры Буллок чуть не прикончила именно техника.

«Марсианин» же рассказывает о том, что может стать реальностью уже завтра. И хотя он рассказывает про выживание, но написан и снят с любовью к науке. С помощью знаний астронавт борется с песчаной бурей, жестоким морозом и нехваткой кислорода — и побеждает, отпустив при этом немало шуточек. Марк Уотни — герой научного века, эдакий Тони Старк, только реалистичный и без миллиардов. Герой, которым может стать каждый, если начнет готовиться прямо сейчас.

Комментарии
Загрузка комментариев