13 сентября 2015Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время

Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время - изображение обложка
Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время - фото 1

Прошедшая на неделе презентация Apple стала одной из самых бодрых за последние годы. «Пережив» несколько дней с мыслями о новых продуктах, а также ознакомившись с мнениями важнейших западных аналитиков, предлагаю свои ключевые соображения.

Apple Watch

Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время - фото 2

Достаточно удивительно, что новая продуктовая категория, на которую Apple делает очевидную ставку в ближайшие несколько лет, на этой презентации заняла место «разогревающей» темы: часам уделили всего несколько минут, после чего со значительно большим вниманием и энергией переключились на другие устройства.

Тем не менее даже эта краткая секция была интересной. Во-первых, в Apple озвучили впечатляющую цифру в 10 000 приложений, поддерживающих watchOS (и это несмотря на то, что полноценные приложения именно для часов, а не iPhone-компаньоны, появятся только с выходом watchOS 2). Во-вторых, демонстрация возможностей приложений была весьма убедительной — особенно в том, что касается отслеживания состояния здоровья.

Все вопросы о том, зачем, дескать, нужны умные часы, отпадают сами собой — а если не отпадают, то уже становятся нытьем примерно того же рода, что и причитания по поводу популяризации формата смартфонов во времена, когда кнопочные «Нокии» все еще казались шедевром инженерной мысли.

В-третьих, Apple явно уверена в правильности подачи часов как аксессуара, связанного в первую очередь со стилем и персонализацией. Поэтому компания вступила в партнерство с Hermes и представила соответствующую новую коллекцию. Заметьте, речь идет не только о дизайне ремешков, но и об оформлении интерфейса (watch face); это именно отдельная полноценная коллекция, где ремешки дополняют дизайн софта, и наоборот, — поэтому ремни не предлагаются к продаже отдельно.

Apple Watch ждет очень интересный год (особенно в период рождественских праздников), и фокус компании на них будет необычайно четким. Но на презентации, где нам, по сути, показали еще две новые продуктовые категории, времени не нашлось даже для часов (no pun intended).

iPad Pro

Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время - фото 3

На мой взгляд, это самый интересный продукт из представленных на презентации — не потому, что он станет самым успешным в плане продаж (отнюдь нет), а потому, что то, как Apple выведет его на рынок и как он будет развиваться, покажет долгосрочную стратегию компании по поддержке всей своей продуктовой линейки и ее взгляды на философию выстраивания продуктов-платформ.

Про iPad и, в частности, перспективы большого профессионального iPad я писал уже неоднократно (раз и два). Анонсировав iPad Pro и, ни много ни мало, представив этот продукт как свое «видение будущего персональных компьютеров», Apple совершенно четко дала понять, что усматривает большой потенциал именно в сегменте профессионалов, творческих людей и при этом считает, что iPad занимает ту самую уникальную нишу, которую не занять ни смартфонам, на лэптопам.

Презентация была достаточно убедительной в смысле показа этой ниши — использование большого сенсорного экрана вместе с Apple Pencil для чертежей, рисунков, маркировки документов, верстки и работы с офисными приложениями действительно обеспечивает опыт и возможности, невозможные на любом другом формфакторе.

Да, таких примеров использования мало, и это одна из причин, по которым к перспективам iPad Pro следует относиться сдержанно. Apple назвала много других причин для существования большого iPad, связанных не только с производством контента, но и с его потреблением, — просмотр видео, игры, чтение.

Но я остаюсь убежденным в том, что для всех этих вещей большой iPad даже хуже, чем стандартный, — он более тяжелый и громоздкий; его не подержишь долго на животе или в руках, не поносишь с собой весь день под мышкой. Управлять играми на таком большом экране будет еще менее удобно, чем на Air (iPad mini остается для игр идеальным вариантом), а чтобы смотреть видео на таком огромном экране, надо помещать планшет подальше от глаз во избежание дискомфорта.

Линейка iPad отныне разделилась на устройства для создания контента (iPad Pro) и для его потребления (iPad Air и iPad mini). В такой новой реальности я вижу все меньше смысла в iPad mini, который явно теряется рядом с iPhone Plus. Легко представляю себе, как через год-другой Apple убивает и Air, и mini в их текущих размерах и вместо них предлагает единый «меньший» потребительский планшет с диагональю экрана в 9 дюймов. Такой iPad станет и легким, и портативным и при этом будет значительно отличаться размерами от iPhone Plus, чтобы область использования оправдывала его существование. Сейчас же линейка iPad выглядит перегруженной.

iPad Pro интересно смотрится в сравнении с Microsoft Surface. Surface пытается быть компромиссным решением — одновременно и планшетом, и лэптопом (во многом благодаря использованию Windows). Тем временем iPad Pro — по-прежнему на сто процентов планшет, заточенный исключительно под сенсорное управление и работающий на предназначенной для этого iOS.

В том числе поэтому шутки насчет Стива Джобса и его нелюбви к стилусам не выдерживают никакой критики: совершенно очевидно, что Джобс критиковал стилусы как необходимый инструмент для взаимодействия с интерфейсом ОС (например, нажатия на крестик для закрытия окна). Apple Pencil используется для специфических операций типа рисования, черчения и письма, и никто не заставляет вас нажимать «карандашом» на иконки или передвигать им рамки окон.

В любом случае, ключевым фактором успеха или провала iPad Pro будет поддержка разработчиков. Это особенно важно в случае с узкоспециализированным продуктом для специалистов — не зря Apple позвала на презентацию Microsoft и Adobe. Здесь у Apple намечаются некоторые сложности, лучше всего описанные Беном Томпсоном в его свежей статье From Products to Platforms, — в нынешнем виде App Store дает разработчикам слишком мало возможностей для заработка на продаже приложений, особенно профессиональных.

Многие жалобы значительно преувеличены: iOS и OS X как были, так и остаются платформами с огромным количеством качественного софта, а разработчики на этих платформах по-прежнему зарабатывают больше, чем на платформах конкурентов.

Тем не менее динамика отрицательная. Например, авторы популярного среди дизайнеров приложения Sketch уже заявили, что не видят смысла в поддержке iPad Pro, потому что не верят в возможность возврата инвестиций. App Store в текущем виде не позволяет разработчикам предлагать бесплатные пробные версии приложений, не предоставляет гибкости в распространении пакетов приложений, не дает прямого канала взаимодействия с аудиторией. Все это особенно критично в случае с профессиональным софтом.

В итоге в App Store для iOS доминируют одни и те же условно бесплатные игры и приложения, зарабатывающие на рекламе. Это вряд ли поможет iPad Pro стать по-настоящему универсальным устройством с обилием первоклассного софта — тем интереснее посмотреть, как Apple отреагирует на данную угрозу.

Apple TV

Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время - фото 4

Apple наконец превращает свое телевизионное решение в платформу. Это очень правильно и интересно, но успеху Apple TV препятствует то же, что и успеху iPad Pro: платформа зависит от поддержки разработчиков, а у App Store достаточно проблем, к которым в случае с телеприставкой прибавляются и неожиданные технические ограничения. Например, на Apple TV, несмотря на наличие накопителя, нельзя будет постоянно хранить приложения — по сути, система работает таким образом, что приложения в основном стримятся из iCloud, а не выполняются на устройстве. Ограничение на размер локально хранящегося сегмента приложения — всего 200 мегабайт.

Эту проблему не стоит переоценивать: да, работа с Apple TV целиком и полностью зависит от связи с интернетом, но это устройство и так всегда от нее зависело — тут ничего не меняется. Головная боль ждет только разработчиков, которым придется проектировать свои приложения таким образом, чтобы они почти целиком стримились из облака.

Фокус на приложениях, контенте, универсальном поиске и deep linking — очевидно, что новая Apple TV делается в том числе под будущий видеосервис от Apple, который компания пока не представила. Но даже без него нам будет чем заняться перед телевизором благодаря новым приложениям из App Store и, в частности, играм. Это в теории.

На практике остаются вопросы. Доступ разработчиков к своим телеплатформам уже давно обеспечили Amazon и Google (не говоря уж о решениях в формате smart TV), но никакого бума так и не наблюдается — может быть, потому что за телевизором люди любят заниматься определенным узким набором вещей, а все остальное делать на других устройствах?

Правда ли вам захочется что-то покупать или просматривать ленту Instagram на телевизоре? Есть ли у формфактора телевизора уникальные применения, которых нет, например, у планшетов? И, соответственно, стоит ли нам ждать появления уникальных приложений, которые перевернут наше представление о возможностях платформы?

Все мыслимые приложения, о которых мы только можем мечтать на Apple TV, уже давно есть у нас на iOS (и именно поэтому люди все больше времени проводят за просмотром видео на своих мобильных устройствах, и все меньше смотрят их на экране телевизора).

Единственное применение, которое приходит на ум, — это игры на большом экране. Но ничего из того, что показала Apple, не наводит на мысль о том, что компания серьезно заинтересована в привлечении к своей платформе хардкорных игроков — и разработчиков соответствующих игр.

Во-первых, упомянутые выше технические ограничения: вряд ли удастся перенести на tvOS Metal Gear Solid 5 при ограничении в 200 МБ на локальное хранение данных. Во-вторых — и это самое важное, — контроллер из коробки. Практика показывает (и показывала уже десятки раз), что подавляющее большинство приложений разрабатываются под базовое устройство ввода.

Да, вы можете докупить геймпад для своего ПК, но разработчик игры, выходящей на ПК, все равно оптимизирует свой проект под управление мышью и клавиатурой, потому что эти устройства ввода доступны «из коробки».

Аналогичная история — с MFi-контроллерами и iPad/iPhone: делать игру только под геймпады разработчик не может, потому что таких контроллеров продано очень мало. Чтобы охватить достаточную аудиторию, автору все равно нужно ориентировать свою игру прежде всего на сенсорное управление, а это, в свою очередь, накладывает огромные ограничения на геймдизайн.

С Apple TV повторится та же история: хотя tvOS также будет поддерживать MFi-геймпады, все игры под эту платформу будут делаться из расчета на управление при помощи стандартного пульта и сенсорного экрана iOS-устройства. Для казуальных и инди-игр, которых и так давно хватает на iOS, это хорошо, но если вы привыкли играть в «большие» высокобюджетные игры на Xbox или PlayStation, Apple TV как игровая платформа вас вряд ли устроит.

iPhone 6s и 6s Plus

Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время - фото 5

На фоне анонса двух совершенно новых платформ и продуктов презентация новых iPhone угрожала оказаться скучной и предсказуемой — но Apple приятно удивила.

Помимо стандартного наращивания мощностей и характеристик (больше мегапикселей в камере, выше скорость процессора, и так далее), компания продемонстрировала совершенно новый способ управления смартфоном.

Технология 3D Touch (ей же до анонса пророчили название Force Touch или, того хуже, Deep Press) позволяет сенсорному экрану iPhone реагировать на силу нажатия. Похожие экраны делали и до Apple, но в этом случае речь не только о голой технологии, но и об адекватном ей применении. Те, кто испытал в деле новые iPhone, говорят, что это настоящий прорыв: меняется принцип использования и запуска приложений на экране Home, меняется взаимодействие с контентом внутри приложений — и все это без необходимости переучиваться и привыкать к фундаментально новым элементам управления.

Презентация Apple в сентябре 2015 года: для часов — не время - фото 6

► Мотор обратной отдачи, используемый для 3D Touch.

Еще один важный элемент нового смартфона — технология Live Photo. Не нужно здесь вспоминать HTC и Nokia, которые уже показывали похожие решения ранее: и та и другая компании в итоге выстрелили «в молоко», потому что, во-первых, техническая реализация этой функции была не сказать чтобы очень удачной, а во-вторых, что важнее, ни та ни другая компании не смогли сделать из своих наработок стандарт.

У Apple, напротив, есть на это все шансы: в новых iPhone Live Photo станет режимом съемки по умолчанию, поддержку формата уже пообещал Facebook (владеющий Instagram); думаю, не пройдет и года, как «живые фотографии» де-факто станут самым модным форматом фотографий в сети. Они уже почти стали таковым с распространением форматов вроде gifv и webm — но для работы с ними нужно хоть немного понимать матчасть, а Apple предлагают foolproof-метод. Пора считать дни до анонса аналогичной технологии от разработчиков смартфонов на Android.

Третья трогательная деталь касается фотосъемки и связана с фронтальной вспышкой. На iPhone 6s и 6s Plus та работает, как и следовало ожидать, благодаря засвечиванию экрана в момент снятия фотографии, но Apple пошла на хитрость, внедрив в новые смартфоны чип, отвечающий за троекратное увеличение яркости дисплея в момент работы вспышки, а также за анализ освещенности — чтобы тон вспышки соответствовал окружающему свету. Еще один пример тесной интеграции софта и железа.

Но самый интересный анонс был связан даже не с самим смартфоном, а с тем, как Apple собирается его продавать. Закат эры субсидий от операторов в США компания встретила во всеоружии и взамен предоставила свой план лизинга iPhone: если вы живете в Штатах, вам достаточно (имея, правда, убедительную кредитную историю) явиться в Apple Store и оформить нужные документы, и далее за тридцать два с небольшим доллара в месяц (за iPhone 6s на 16 ГБ; другие модели обойдутся дороже) вы получаете в пользование новенький разблокированный iPhone 6s или 6s Plus, да еще и AppleCare+ в придачу.

Но, что самое приятное, — в рамках этой программы вы сможете бесплатно обменять свой iPhone на новую модель через год. Таким образом Apple не только субсидирует продажу смартфонов самостоятельно, становясь в этом менее зависимой от операторов, но и активно призывает вас менять телефон раз в год, сокращая цикл апгрейда и навечно «подсаживая» вас на «иглу» ежегодных обновлений iPhone.

Ждем, когда подобная схема начнет работать за пределами США; есть ощущение, что лизинг техники станет новой тенденцией в бизнесе в ближайшие несколько лет.

* * *

У меня нет сомнений в том, что iPhone 6s и 6s Plus будут прекрасно продаваться, — это замечательные смартфоны, набитые новыми технологиями. Не факт, что рост продаж будет таким же впечатляющим по отношению к прошлой модели, как год назад в случае с 6 и 6 Plus (тот рост был совсем уж феноменальным, и повторить такую динамику будет сложновато), но показатели будут хорошими в любом случае.

Но самое пристальное внимание нужно обратить на выпуск, рост и перспективы iPad Pro и новой Apple TV. Долгосрочная стратегия компании прослеживается в первую очередь именно в работе с этими устройствами и платформами — поэтому они особенно интересны.

И не будем, конечно, забывать про Apple Watch. Хотя на прошедшей презентации часы оказались в тени, именно на них (а даже не на iPad или TV) Apple явно делает главную стратегическую ставку в среднесрочной перспективе.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь