Игра в материале
FIFA 16
8.5Рейтинг
Игромании
7Рейтинг
игроков
PC   PS4   XONE   X360   PS3
Жанр: Симулятор, Футбол, Спорт
Серия: FIFA
Разработчик: Electronic Arts
Издатель: Electronic Arts
Дата выхода: 22 сентября 2015
Искусство комментировать. Генич и Черданцев в FIFA 16

Искусство комментировать. Генич и Черданцев в FIFA 16

Спец — Искусство комментировать. Генич и Черданцев в FIFA 16
Эксклюзив: как новые комментаторы FIFA Георгий Черданцев и Константин Генич работали над озвучкой игры.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Искусство комментировать. Генич и Черданцев в FIFA 16

Когда Electronic Arts объявили о смене комментаторов в FIFA 16, видео с анонсом за два дня посмотрело 600 тысяч человек. Для сравнения: поздравления с Новым годом от Месси и Азара набрали полмиллиона просмотров лишь за полгода.

Ажиотаж в социальных сетях был сумасшедший, многие решили, что наконец переключатся на русских комментаторов. Другие с нетерпением стали ждать их знаменитых крылатых фраз: «Буффонище!», «Пушка страшная» и «Я закончу сейчас всё». Фразы эти, кстати, и правда есть в игре.

Такая шумиха неспроста. Новые официальные русские голоса FIFA — Георгий Черданцев и Константин Генич — по праву считаются самым ярким и эмоциональным дуэтом футбольных комментаторов. Накануне релиза игры мы пообщались с ними и узнали, в каких условиях им приходилось работать, как комментаторы боролись с шаблонами и пытались сохранить «химию» дуэта, как игра повлияла на самих комментаторов и, наконец, об их отношениях с играми.

Как записываются виртуальные комментаторы

— Первое, что нужно понимать, — комментирование виртуального футбольного матча идет вразрез с комментированием матча реального. В жизни к освещению каждого поединка нужно готовиться. Здесь же подготовиться невозможно. Озвучка идет по сценарию, по общим шаблонам, из которых затем строится рассказ.

Константин Генич: Я смотрел на YouTube двадцатипятиминутный матч «Реал» — «Барселона», набравший 98 лайков и 98 нелайков. Многие категорически недовольны озвучкой, говорят, что «безэмоционально», «как роботы», «абсолютно не в такт игре», «набор банальностей» и прочее в том же духе. Люди думают, видимо, что мы с Георгием сели, нам включили матч, мы знаем всех игроков и рассказываем все, что будет в этом матче. А паузы делаем нарочно — якобы нам нечего сказать.

На самом деле все это работа исключительно техническая. То есть компьютер сам решает, какую фамилию куда поставить.

Георгий Черданцев: У нас был как-то раз случай. Коллега вел прямой эфир. Позвонил человек — на НТВ+ раньше были телефонные звонки в эфир, — и ему из студии говорят: «Здравствуйте!» В ответ никакой реакции. Вместо этого раздается дикий топот и страшный вопль — видимо, человек орал на всю квартиру: «Скорее все сюда, я дозвонился до телевизора!»

То есть многие люди, похоже, думают, что телевизор — это некая живая вещь, и каждый раз, когда он включает игру, скажем, «Аугсбург» — «Тигрес», мы материализуемся и начинаем для него комментировать матч. Быть может, когда-нибудь человечество до этого дойдет.

То есть до того, что каждый будет включать свой Xbox или PlayStation, и комментаторы будут входить в комнату и специально для него этот матч комментировать.

► «Всем привет! С вами Константин Генич и Георгий Черданцев. Мы надеемся, что сегодняшний товарищеский матч вам понравится», — одно из новых приветствий в FIFA.

— В процессе многое приходится адаптировать и проверять, чтобы реплики звучали правильно и четко, в них не было фактических ошибок.

Если сказать людям, которые ждут эту игру, что было тридцать тысяч реплик, они, возможно, подумают: «Покричать «ГОЛ!», «Пас», «Месси!» — это несложно». На самом деле был переведенный английский текст, который требовалось адаптировать. Массу времени приходилось тратить на импровизацию, подгоняя это под футбольную терминологию так, чтобы звучало грамотно.

На экране был текст. Мы его читали, ругались, говорили, что это бред, ахинея, что мы так никогда не говорим. Потом мы безвылазно сидели в интернете, потому что боялись и все перепроверяли в поисках фактических ошибок. Следили, чтобы имена и фамилии соответствовали реальным игрокам, истории соответствовали реальным историям, а фактура соответствовала фактуре.

Многие вещи приходилось буквально придумывать на ходу. В английском варианте давалась, бывало, рыба, вроде «Комментаторы болтают на тему матча вничью». А реплик нет. Их надо придумывать — при том, что у нас не было редактора, который нас направлял бы.

Мы даже думали, что заказчик не утвердит всю нашу болтовню, потому что она не вписывалась в некий шаблон. Это было близко к тому, что мы делаем в телевизоре, особенно на «Плюсе». Там достаточно специфическая локальная аудитория, привыкшая к нам, хорошо нас знающая. И мы с ними фактически как со своими приятелями общаемся, поэтому где-то получилось чересчур фамильярно.

Это адский труд

► Обучение в Ultimate Team проводит Константин Генич.

— В интернете, да и в первых рецензиях, умеренно критикуют финальный результат. Тут ситуация близка к нашему пониманию реального футбола. Так же как нам сложно понять, насколько выкладываются футболисты в матче, ничуть не менее сложно представить объем работы, проделанный комментаторами.

Предваряя критические замечания: надо четко понимать — футбол прекрасен тем, что это игра непредсказуемая. Невозможно расписать сценарий матча и придумать интересные реплики на каждое событие, которое у тебя происходит.

Тот объем работы, который Розанов с Соловьевым (бывшие комментаторы серии FIFA. — Прим. ред.) проделали за пять лет, нам с Георгием пришлось выполнить за три месяца. Наши коллеги дополняли ту базу озвученных реплик, что у них была. Каждый год что-то меняется: происходят трансферы, новые команды выходят в еврокубки, и так далее. А у нас это все было в одной корзине. И когда ежедневно добавляются новые реплики, разумеется, где-то ты уже говоришь в запарке...

Это адская работа. Мы недооценили масштаб бедствия, потому что озвучка пришлась на самый горячий период нашей работы на телевидении — на весну. Это завершение всех чемпионатов, развязка борьбы в Чемпионате России, это решающие матчи в Лиге чемпионов. И когда с уставшими голосовыми связками орешь в этой озвучке, потом идешь отрабатывать матч, а потом с утра с совершенно севшим голосом возвращаешься в эту темную барокамеру, и это повторяется изо дня в день... Лично у меня где-то к концу первого месяца накопился стресс.

Это вдобавок наслаивалось на командировки. Георгий уезжал, и я уезжал. Наше передвижение нужно было синхронизировать. У нас было много реплик, которые следовало озвучивать вместе. Логистически это все было очень непросто.

Мы писали почти все с одного дубля и редко что-то переозвучивали, поскольку иначе мы эти реплики не озвучили бы никогда.

Что такое тридцать тысяч реплик — много или мало? Фамилий, например, за рабочую сессию, так, чтобы голоса хватило, я озвучивал тысячу штук за один присест. После этого всё. Если удается двести диалоговых фраз сделать за это же время — неплохо. Посчитайте сами, сколько нужно, чтобы озвучить тридцать тысяч реплик. Далеко не все из них — фамилии, далеко не все — названия команд. Профессиональные актеры не выдерживают больше четырех часов озвучки, поскольку больше человек работать голосом не может.

Есть несколько вариантов произношения фамилии. Можно сказать просто «Иньеста» или «Андрес Иньеста». Есть еще вариант «ИНЬЕСТА!», в другой тональности и с другой подачей. Почему компьютер выбирает тот или иной вариант, мы не знаем.

Как передать накал страстей футбольного матча

► «Если отскок перед штрафной достанется Тони Кроссу, мяч придется выгребать из сетки» (Константин Генич).

— Во время матча комментатор не только информирует зрителя, но и передает накал страстей. Задача комментаторов была такова: поддержать накал страстей в футбольном симуляторе, где игрок и так участник. Да еще придумать, как вызвать раздражение.

Надо понимать, для чего игрок садится за FIFA. Хочет ли он получить заряд эмоций именно от своей игры — или от того, что ему рассказывают с экрана. Если он настроен обыграть оппонента или компьютер, то ему, наверное, неважно, что будет говорить комментатор. Тот будет как фон, как дополнение. Здесь просто воспроизводилось то, что ты себе фантазируешь. Ты не можешь передать массу эмоций и чувств, не видя картинки, не зная, кто играет и во что. Может, там матч развивается, как встреча «Мордовия» — ЦСКА, и мы с Георгием озвучиваем просто: «Гол». А там уже пятый забивает Думбия, нужно поорать!

Эта работа — в первую очередь артистическая. Недаром Владимир Маслаченко говорил, что «комментатор — артист у микрофона». Поэтому мы подыгрывали, мы притворялись. Когда мы комментируем вживую, мы тоже где-то притворяемся и подыгрываем.

Как игра изменила комментаторов

Черданцев прислал мне сообщение: «Ты говоришь фразами из FIFA». Было дело. Ну а как же иначе. Когда переключаешься с компьютерной игры на обычную эмоциональную игру, которую комментируешь со стадиона или из аппаратной, — разумеется, с языка слетают фразы, которые ты только что произносил в FIFA.

Наоборот, эта игра лучше ориентирует в том, что такое банальность. Как вживую комментировать так, чтобы не получился набор штампов. Когда комментируешь вживую, ты всегда должен помнить: не нужно комментировать так, будто ты записываешь реплики.

— Георгий и Константин провели за озвучкой столько времени, что это начало проникать в их жизнь и работу. А еще их стали узнавать в новом амплуа.

Вот Генича в каком-то городе узнали наконец как комментатора FIFA.

В Ростове-на-Дону. Я ездил туда комментировать матч «Ростов» — «Краснодар», и из десяти человек наверное семеро подходили и говорили: «Вы Константин Генич, который озвучивает FIFA 16». Не «Константин Генич, который работает с Черданцевым на матчах сборной или комментирует на НТВ+», а «это вы озвучиваете FIFA 16».

► «Будет штрафной. Генич лет двадцать назад с таких забивал» (Георгий Черданцев).

Это определенная веха, это безусловный статус. Потому что комментаторов много, но я думаю, что EA следит за ситуацией и понимает, кого сейчас лучше пригласить для озвучки. Все-таки Розанов с Соловьевым почти пять лет озвучивали эту игру, и, наверное, вправду пришло время, когда («По многочисленным заявкам трудящихся», — подсказывает Черданцев.)... да, по многочисленным заявкам трудящихся пора делать замену. Сейчас, в нынешней системе координат, выбор, наверное, был не настолько велик, чтобы угодить целевой аудитории.

Я отвечу так же. Для меня это исключительно вопрос престижа, выход на новую аудиторию. Потому что не все, кто смотрит телевизор, играют в FIFA. И не все, кто играет, смотрят футбол. Я полностью согласен с Костей — это статус. То есть понимаете, можно подделать рейтинги в интернете, можно подделать все что угодно, но компания EA — это мировой бренд, и кого попало они на дорогостоящую озвучку приглашать не будут. Это значит, что мы прошли определенный отбор и, в общем, как бы пафосно это ни звучало, попали в число избранных.

Мы вот сейчас начинаем новую жизнь на новом спортивном канале, где к нам будет другой подход; наверное, нас будут по-другому оценивать, наверное, нам опять нужно будет что-то кому-то доказывать. Если будут приносить какие-то рейтинги, я в качестве доказательства просто буду показывать диск с игрой и говорить: «Когда такое принесешь, тогда мы с тобой будем разговаривать».

Об отношении к играм

► «Блистательно сыграл вратарь в этом эпизоде!» (Георгий Черданцев)

Меня интересует, куда дальше двинутся игры, насколько теснее станет связь с реальностью ст. Я как-то играл в NHL 14 на даче летом. Заходят люди, с играми не очень хорошо знакомые. Посмотрели и говорят: «Странно, кто же играет летом в хоккей». Хоккей и правда стал выглядеть так, что не отличить от настоящего. Футбол я тоже посмотрел на новой приставке. Нужно несколько секунд, чтобы понять, что это не настоящая телевизионная картинка. Я думаю, в ближайшие годы художники и графики добьются почти полного приближения к реальности.

— Господа комментаторы не отказались бы прокомментировать и киберспортивные состязания по футболу. Формально им такая возможность представилась на мероприятии по случаю релиза игры.

Я всегда играю за себя и в хоккей, и в футбол испокон веков. Вот сейчас играю в NHL 15, и у меня по сто голов и пасов. Могу честно сказать, я ставлю себе высокие навыки не потому, что я о себе слишком хорошо думаю, а просто иначе неинтересно играть

► Генич в 2005 году играл за пермский «Амкар», а мы тогда играли за Генича в любительской модификации к FIFA 2005.

Я никогда не был большим поклонником симуляторов и компьютерных игр. Почти никогда не играл. Даже когда сам был бывшим футболистом и попадал в разные игры, у меня был хороший удар, не очень хорошая выносливость, неплохой пас. По характеристикам я не считался выдающимся игроком. Но если бы я мог создать свой профиль, конечно же, я наделил бы его качествами получше, чем у Лионеля Месси. И точно играл бы в какой-нибудь хорошей команде.

— А еще, если вы не знали, именно Георгий Черданцев раньше остальных открыл Фредди Гуарина — ныне одного из сильнейших полузащитников «Интера» — в Football Manager.

Я в свое время был помешан на футбольном менеджере. Выиграл там с «Химками» Кубок УЕФА, но со сборной ничего добиться не смог, потому что, похоже, там ты не можешь развиваться дальше, чем заложено программой.

Я пробовал все: и менеджер, и хоккей, и баскетбол, и футбол, но я не усидчивый. Могу подзавестись, потратить день-два, а потом мне быстро начинает наскучивать, и я прекращаю.

— А вот на FIFA 16, скорее всего, времени не найдется. Или будут играть без звука.

Я, к сожалению, играть в FIFA 16 не буду — или буду играть без звука, потому что я не выношу собственный голос, как все артисты и актеры.

График сейчас настолько плотный, что вписать туда игры будет непросто.

—  Услышать новых комментаторов вы уже можете на PC, PS4, Xbox One, PS3 и Xbox 360. Игра FIFA 16 в продаже с 22 сентября.

Комментарии
Загрузка комментариев