Фритуплей, футбол, финансы. Интервью с главой EA Russia

Фритуплей, футбол, финансы. Интервью с главой EA Russia

Спец — Фритуплей, футбол, финансы. Интервью с главой EA Russia
Бессменный руководитель EA Russia — об успехе FIFA, о перспективах российского рынка и о своем будущем клипе.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Фритуплей, футбол, финансы. Интервью с главой EA Russia

Тони Уоткинс — талантливый певец, а также бессменный глава EA Russia в течение уже десятка лет. «Игромания» заходила к нему в гости еще в 2008-м. В этот раз мы встретились с Уоткинсом в преддверии «Игромира» и не могли устоять перед соблазном поболтать о том, как идут дела у ЕА в России, что случилось с FIFA World и когда ждать следующего клипа.

Веяния последних лет

— Российские издатели стали активно переводить названия игр на русский язык. Sony переводит, Ubisoft переводит... А вот в играх ЕА мы такого не замечали, если не считать подзаголовка «Инквизиция» в последней Dragon Age. Почему так? И как вы считаете, нужно это или нет?

Тони Уоткинс: Названия серий — нет, не нужно переводить, Battlefield, FIFA и присные остаются на английском. А вот подзаголовки вроде «Инквизиции» мы, скорее всего, переведем, потому что это своего рода описание игры. Но все индивидуально: если мы решим, что одно английское слово для потребителя будет удобнее и понятнее длинной русской фразы, то переводить не станем. В случае с «Инквизицией» перевод равнозначен оригиналу, и перевести стоит. Словом, переводу скорее да, чем нет, но не всегда, и жесткой политики у нас в этом отношении нет.

Что изменилось за последние несколько лет на рынке в плане дистрибуции, и как на это отреагировала ЕА?

Не только в России, но и во всем мире идет сильный сдвиг в пользу цифровой дистрибуции — в отношении и ПК, и консолей. И мы, как и все прочие, стараемся обеспечить тех, кто предпочитает «цифру» и покупки на PSN, Xbox Live и Origin, равноценным, а иногда и дополнительным контентом. Но, вообще, это просто еще один канал распространения продукции. Предпочитаете цифровые версии — покупаете их. А для тех, кто любит приобретать ПК-игры в магазинах, мы придумали решение под названием «Код на чеке». Вы приходите в магазин, выбираете игру, платите за нее и получаете напечатанный на чеке код для активации в Origin. Все, что вам нужно, — ввести его и скачать игру.

Недавно довелось иметь дело со службой поддержки Origin. Приятно удивило качество ее работы. Как вам удалось создать такую службу, как это работает?

Центр поддержки находится в Ирландии, но у нас есть штат русскоговорящих сотрудников. Вообще же над Origin мы работаем уже лет пять, и первоначальную службу поддержки я идеальной не назвал бы, в первый год на Origin поступало много жалоб. Но мы набрались опыта и научились понимать, чего хочет игрок, какой уровень поддержки ему нужен. Хорошая поддержка — вопрос времени и роста.

А что вам пришлось поменять, чтобы сделать поддержку еще лучше?

У нас для этого есть специальная команда в Ирландии. Кажется, каждый год они делают анализ и определяют, как нужно действовать, чтобы обеспечить самую качественную поддержку. Учитывается все: изменения в бизнес-моделях, растущая популярность мобильных сервисов, ситуация с консолями и прочее. В мире игр динамика меняется ежегодно; наша команда это отслеживает и модифицирует службу поддержки так, чтобы отвечать этой динамике.

► В следующем году EA готовит для нас возвращение культовой игры Mirror's Edge про паркур в футуристическом городе.
Экономический кризис в России бушует уже больше года. Как он повлиял на продажи игр EA в России и на дистрибуцию вообще? Цены значительно выросли. Люди продолжают покупать игры как раньше, или с каждым месяцем объемы уменьшаются?

Честно говоря, от кризиса страдают все, ЕА в этом плане ничем не отличается от других распространителей и издателей, работающих в России. Все чувствуют удар по платежеспособности: те, кто раньше покупал десять-двадцать игр для ПК в год, теперь покупают хорошо если треть от этого количества. И для нас, и для игрока стоит вопрос выбора: купить пачку игр или две-три крупные, в которые точно хочется играть. С точки зрения ЕА продажи падают у всего, кроме крупных игр. От игр уровня FIFA мы ожидаем прежнего уровня.

Так где с продажами хуже, на ПК или на консолях?

Продажи на ПК упали сильнее. С консольными играми все хорошо, но главным образом потому, что новые консоли — PS4 и Xbox One — держат рынок в тонусе. Рынок ПК страдает гораздо больше.

Какие у вас прогнозы на будущее, какой выбор предстоит сделать, что изменить? Вообще, в целом.

Вот так, глобально, отвечать сложно. Политики и экономисты куда умнее меня — и те договориться не могут. Лично я всегда считал и продолжаю считать, что у России огромные возможности — с ее-то ресурсами — и огромный потенциал. Думаю, где-то к следующему лету, когда начнется подготовка к Чемпионату мира 2018 года, российская экономика воспрянет, под чемпионат начнутся подвижки и свежие вливания, и к 2018 году это тоже подстегнет экономику. И цены на нефть, от которых столько зависит, изменятся — надеюсь, к лучшему. Словом, в экономике будет просвет.

► Mass Effect: Andromeda — одна из самых ожидаемых на сегодняшний день RPG.

FIFA и f2p

Есть мнение, что условно-бесплатная модель лучше всего подходит для рынков вроде российского. Как думаете, с чем это связано?

Да, так и есть — по ряду причин. Особенно сейчас, из финансовых соображений. Очень может быть, что многие игроки на ПК перешли на f2p вместо привычных покупок в первый день продаж. Я считаю, эта модель отлично подходит для российского рынка, и если хорошие игры возьмут ее на вооружение, их ждет успех.

А казалось, что старая добрая FIFA гораздо популярнее, чем FIFA World.

Что вы, игра, идущая в розницу, — совсем другое и популярнейшее дело. А FIFA World так и не вышла из стадии беты. Мы долго над ней работали — над условиями, над монетизацией... По мне, игра не смогла в достаточной степени заинтересовать потребителя. Да, в России-то она стала популярной, но это не сравнить, например, с потрясающим успехом и популярностью FIFA Online 3 в Азии. Согласен, что и в России всех может увлечь игра про футбол, но только не FIFA World. Поэтому мы не пошли дальше бета-версии — игра просто не нашла должного отклика у аудитории.

► Серия «Растения против зомби» давно уже выросла из простенькой tower defense: сейчас в разработке находится вторая часть шутера Garden Warfare, действие которой доберется аж до Луны.

В мировом масштабе доходы от Ultimate Team даже превышают доходы от продаж FIFA.

В мировом масштабе — да, это очень перспективный режим во франшизе FIFA.

А в России какое соотношение?

Есть развитие, есть несомненный рост, но по сравнению с мировыми данными — пока что относительно небольшой.

Когда ищешь клипы по FIFA, попадается множество людей, пытающихся перепродать очки и карты.

Да уж, это становится проблемой, особенно в последний год, но компания ее решает. Мы знаем, что происходит, и стараемся принимать все возможные меры, чтобы исправить положение. Но мир полон предприимчивых людей, и не только в России они постоянно изыскивают способы нажиться за чужой счет. Мы в курсе, мы пресекаем что можем, но это вечный бой с этаким новым видом пиратства.

Значит, вы действуете изнутри, не воздействуете на этих предприимчивых людей напрямую?

Нет, мы стараемся все решить изнутри.

Региональные особенности

В России любят футбол и хоккей, а вот американский футбол, гольф и баскетбол, кажется, не очень. Но ЕА все равно выпускает в России игры про эти виды спорта. Это инвестиция в будущее, или у игр на самом деле вполне достаточная аудитория?

Да, мы продаем эти, как вы правильно заметили, второстепенные для российской аудитории игры, мы выводим их на рынок, но только в онлайновых версиях, не на физических носителях. Объем таких продаж слишком мал, поэтому игры есть, но исключительно в цифровом формате.

А есть ли у ЕА игры, не слишком популярные на других рынках, но успешные в России?

Если смотреть на процентные соотношения, то это в первую очередь Battlefield. В России франшиза имеет огромный успех, и если сравнить проценты продаж с данными по большинству других стран, в России Battlefield — точно кандидат на первое место.

► Новая игра от создателей Battlefield, Star Wars Battlefront, выйдет 17 ноября.

На консолях цены в связи с кризисом выросли, но там изначально игры дорогие. А вот на игры для ПК некоторые компании и Steam все-таки стараются снизить цены. Изменятся ли цены в Origin?

Наша ценовая политика в Origin уже несколько месяцев стабильна, но вопрос это непростой, как и все вопросы о ценах. У разных компаний в ходу разные бизнес-модели. ЕА работает напрямую с потребителем, и мы существенно вкладываемся в российский рынок. Взять, к примеру, лицензию на российскую премьер-лигу — это не единственный, но самый выдающийся пример. Другие компании вложений такого уровня не делают.

А бизнес-модель диктует цены. Многие издатели, особенно игр для ПК, не занимаются розничными продажами напрямую. Они продают лицензию распространителям, те продают подешевле — и вкладываться особо не нужно; наоборот, распространитель никогда не станет вкладываться во франшизу, поскольку нет гарантий, что он продолжит ее продавать.

ЕА старается найти золотую середину — достаточный уровень вложений, чтобы оправдать надежды потребителя (россияне хотят свою премьер-лигу в FIFA — пожалуйста) и окупить затраты. Мы просто не можем раздавать высококачественный контент бесплатно, поэтому, увы, и цены будут соответствовать. На консолях же работает свой сценарий, там свои факторы ценообразования.

В целом же мы ищем разумное равновесие, при котором уровень доходов позволит продолжать год за годом вкладывать в российский рынок. Мы не можем остановиться на ценах десятилетней давности, рублей по триста за игру, потому что тогда намеченных инвестиций никому не видать.

Самый главный вопрос

Ну и самое важное: когда же новый клип?!

Новый клип? Я выпускаю что-нибудь интересное где-то раз в два года. Сейчас вот работаю над одним — но если я вам расскажу, секрет раскроется, верно? А на будущее: я написал песню про русских девушек-косплееров и раздумываю, записывать ли ее и снимать ли клип. Поживем — увидим, но очень может быть, что когда-нибудь я это сделаю. Связанные с играми песня и клип про косплееров... Подождите месяца два, и посмотрим, что с ними будет.

Комментарии
Загрузка комментариев