Игра в материале
Dota 2
9Рейтинг
Игромании
6.7Рейтинг
игроков
PC   Mac
Жанр: Стратегия, Ролевая игра
Мультиплеер:  Интернет, локальная сеть (от 2 до 10 игроков)
Разработчик: Valve Corporation
Издатель: Valve Corporation
Дата выхода: 9 июля 2013
Dota 2 и пересадка сердца. Почему игроки уходят из «Доты»

Dota 2 и пересадка сердца. Почему игроки уходят из «Доты»

Спец — Dota 2 и пересадка сердца. Почему игроки уходят из «Доты»
Рассказываем о том, как чувствует себя обновленная Dota 2 и почему ее перерождение не стоит винить в недавнем оттоке игроков.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Dota 2 и пересадка сердца. Почему игроки уходят из «Доты»

На днях стало известно, что в сентябре посещаемость Dota 2 упала на рекордные 16%: если в августе в нее играли в среднем 607 тысяч человек, то в сентябре их количество уменьшилось почти на сто тысяч.

Почему это произошло? Неужели «мид» больше не в почете? Неужели Dota is Doomed?

Теория «Большого провала»

Есть несколько версий, но они едва ли могут объяснить снижение посещаемости Dota 2. Да, сообщество у Dota весьма «токсичное», и играть в эту в общем-то отличную MOBA часто физически тяжело. Но Valve не предпринимает серьезных шагов по борьбе со сквернословием и хулиганством, и ситуация остается такой же, как и месяц, и год тому назад. Не могут сто тысяч человек просто взять и перестать играть в Dota из-за ее токсичности: почему именно сейчас-то?

То же самое касается начала учебного года. Конечно, умные и образованные люди прекрасно понимают, что в игры в принципе играют только дети — преимущественно ученики начальной школы. Но если оставить в стороне спорные классовые теории, легко заметить, что пики месячной активности игроков в Dota 2 связаны отнюдь не с наступлением очередных каникул.

► Звучит так, будто спокойную обстановку могут обеспечить только боты. Несколько цинично, не находите?

Релиз Metal Gear Solid 5, любые события в League of Legends и появление на небосводе огромной Луны тоже не влияют на популярность Dota 2.

Вообще говоря, число внешних факторов, которые могут сказаться на этой игре, ограничено в основном форс-мажорными событиями вроде запрета в отдельно взятой стране Steam или просто всей сети Интернет. Но тогда мы с вами одними из первых узнали бы причины снижения популярности Dota 2, а европейцы вволю наслаждались бы полупустыми серверами, так что и это тут, видимо, ни при чем.

В чем же дело? И почему это вообще может быть важно? Dota 2 — один из флагманов f2p. Если она вдруг пойдет ко дну, это станет зловещим предупреждением всем тем, кто пытается наводнить Steam и вообще все игровые платформы продукцией разной степени «бесплатности». Ничего подобного в обозримой перспективе однозначно не предвидится, более того — один такой случай еще ничего не значит. Важна общая тенденция.

По данным Steam Charts легко заметить, что популярность Dota 2 только растет: даже сейчас ее показатели выше показателей сентября 2014 года. Но первый «провал» (если брать в расчет посещаемость Dota 2 только с момента полноценного релиза) случился через несколько недель после официального старта игры и составлял -5,5%.

Затем — долгий и стабильный рост и очередное падение в марте 2014 года. Снова непрерывный рост — и опять небольшой спад в августе 2014-го. Дальше — как на качелях, с приятными для Valve экстремумами в феврале, мае и августе текущего года. Что важно, после каждого оттока пользователей посещаемость почти всегда прыгает на значительно более высокие уровни.

► Зачем приучать хулиганов к сдержанности, когда можно продать им набор вещей для Crystal Maiden всего за 2520 рублей? А новый интерфейс позволяет еще лучше демонстрировать доступные вашим любимым героям вещички.

Суть в том, что даже в Dota 2 нельзя играть бесконечно. Конечно, какое-то ядро поклонников у игры есть, именно поэтому ее популярность падает на десять, а не на сто процентов. Наверняка есть и те, кто проводит за ней полчаса и больше никогда не включает. Но немало и таких, кто решает, что очередных нескольких дней борьбы за «мид» с них достаточно. Они выходят из Dota 2 и не возвращаются, пока им снова этого не захочется. По какой-то веской причине.

Анатомия роста

Если сопоставить данные Steam Charts с календарем важных событий в мире Dota 2, вырисовывается вполне понятная картина. Первый серьезный пик — и тут же провал — это релиз, который все прибежали щупать. Кому-то не понравилось, кто-то сразу же ушел. Затем до февраля посещаемость постоянно росла — это Valve выпускала патчи и нескольких новых героев.

В феврале случился китайский Новый год и уникальное игровое событие, а после него жизнь в Dota 2 вошла в привычный ритм и произошел новый исход заскучавших игроков. В мае слабенький апрельский рост сменился уверенными +14,4%. Именно тогда Valve выпустила в продажу компендиум к турниру The International 2014.

► Интересно, что, по данным того же steamcharts.com, предельное число одновременно присутствующих в Dota 2 игроков было зафиксировано этой зимой — больше миллиона человек два месяца подряд. С тех пор Dota 2 больше не поднималась так высоко.

Рост продолжался до июля 2014 года, с ожидаемым пиком в месяц проведения самого важного соревнования в мире Dota 2. Сотням тысяч игроков не дают побороться за миллионы долларов, зато зрелищные поединки привлекают к игре тех, кто про нее уже мог позабыть. А затем произошел столь же предсказуемый отток: The International закончился, и людям надоело играть (или наблюдать за чужими играми?).

Дальше история повторилась. Снова уникальное событие на китайский Новый год, компендиум, The International... Et voilà! — минус 16% по итогам сентября. Можно, конечно, спорить с таким объяснением пиков популярности Dota 2, но они приходятся аккурат на срежиссированные Valve празднования Нового года и The International. Совпадение? Едва ли.

Дело в том, что игры вообще имеют свойство надоедать: через десять, сто или двести часов сдадутся девяносто девять игроков из ста. Dota 2 рассчитана на тысячи часов, и ее долгую популярность впору вписывать в книгу рекордов Гиннесса. Но даже самому лояльному игроку надоест бегать по одной и той же карте в отсутствие новых героев и заметных нововведений.

В этом году Valve не ограничилась перестановкой деревьев в лесу, изменением навыков и перетасовкой артефактов, а перенесла Dota 2 на движок Source 2. Как раз в сентябре.

Новая жизнь

С обновлением Reborn игра заметно изменилась. Во-первых, она стала намного дружелюбнее к новичкам. Конечно, если не брать в расчет то, что со сквернословами по-прежнему никто толком не борется. Обучение теперь предлагает несколько разных программ, а каждого героя можно испытать в деле на тренировочной площадке. Будто это сильно поможет...

► Полигон для испытаний новых героев. Маленький, но уютный.

Во-вторых, появились пользовательские карты. Например, теперь можно поучаствовать в безумно веселой и столь же бестолковой схватке 10х10. Режим, к слову, получился прекрасным: старое доброе ультранасилие без каких-либо претензий со стороны зануд на отсутствие «вардов» и тому подобных мелочей.

С одной стороны — вот оно, то самое разнообразие, которого так не хватает MOBA. С другой — люди в большинстве своем предпочитают гоняться за рейтингом, будто и правда верят, что по достижении некоего волшебного показателя их пригласят на очередной The International.

Сильно изменилось главное меню и страничка со статистикой игрока. Отныне Dota 2 строит график ваших навыков: насколько хорошо вы деретесь, умеете ли помогать другим, насколько специфичны ваши вкусы в отношении выбора персонажей.

Интерфейс симпатичный (или, скорее, свежий), но в то же время несколько сумбурный. Появилось множество новых возможностей, касающихся просмотра матчей и поиска друзей. В глаза е бросаются несколько упоминаний осеннего компендиума, приуроченного к новому крупному соревнованию под эгидой Valve. И, естественно, нельзя не заметить региональный чат, где постоянно кто-то матерится. Даже ходить никуда не надо, все сразу включено. Очень удобно.

Одно «но»: новый движок и новые функции — это новые проблемы. Легким движением руки Valve вернула Dota 2 во времена бета-тестирования, но желающих бесплатно вылавливать ошибки оказалось чуть меньше тех, кто просто хочет немного повеселиться. В этом нет ничего удивительного: даже однопользовательские консольные игры класса ААА теперь месяцами доводят до ума после релиза, и было бы странно, если б со сложной многопользовательской Dota 2 все произошло по-другому.

Впрочем, недоброжелатели могут успокоиться: судя по всему, Reborn уже относительно стабильна (хотя и отчаянно лагает порой), следите за приростом игроков в октябре! Кстати, по итогам последних тридцати дней он уже наметился: +1% по сравнению со средним результатом за сентябрь.

► Безудержное веселье на двадцать человек.

Словом, трагедии не произошло. Традиционный сезонный спад активности сообщества пришелся на не самое удачное обновление (так и быть, еще возможно, что у пары тысяч детишек, которым пришлось пойти в школу, родители отняли компьютеры — не будем списывать этот фактор со счетов), вот и весь секрет «рекордного провала». В конце концов, чем выше забираешься, тем дольше падать, так что очень интересно, когда и каким образом Valve наверстает упущенное. Один рецепт возможного успеха уже известен: новые регулярные турниры. The Frankfurt Major этой осени — лишь первая ласточка.

Как бы то ни было, завсегдатаи Dota 2 знают: скучать в одиночестве не придется. Сейчас, когда пишутся эти строки, главное меню выставляет напоказ текущую посещаемость в 839 831 человек. В чате чуть ниже игроки с никами «[censored]» и «што [censored]?» обсуждают своих родителей. Серверы забиты, компендиумы продаются, жизнь бьет ключом. Все лучше, чем Half-Life 3 анонсировать.

Комментарии
Загрузка комментариев