Музыкальный zeitgeist. История саундтреков Need for Speed

Музыкальный zeitgeist. История саундтреков Need for Speed

Спец — Музыкальный zeitgeist. История саундтреков Need for Speed
О том, как ежегодный саундтрек NFS нежданно-негаданно отразил в себе историю современной музыки.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Музыкальный zeitgeist. История саундтреков Need for Speed

Мы привязываем смену популярных музыкальных стилей к десятилетиям: «рок-н-ролл пятидесятых», «звучание семидесятых», «дискотека девяностых». Согласно этой логике, с 1994 года серия Need for Speed прошла через три музыкальных вехи — с самой первой части саундтрек для нее стал обязательным элементом, как проигрыватель и колонки в машине.

Но характер и значение музыки менялись гораздо чаще. Получилось так, что под геймплеем, графикой и машинами сохранился целый слепок новейшей музыкальной индустрии.

Гаражная эра

В 1994-м, когда вышла первая часть, от поп-музыки еще сильно пахло восьмидесятыми; рок-н-ролл умер — его оплакивали под гранж и первый поп-панк, а хип-хоп старой школы завоевывал массы. Электронная музыка еще только заявила о намерении стать самостоятельным и важным направлением.

Тогда ЕА не лицензировала чужую музыку. Все было проще. В Канаде, где разрабатывали игру, как и во всем мире, была куча любительских гаражных групп. Музыканты потолковее соображали, как заработать своим талантом на хлеб. В молодой игровой индустрии требования к качеству, вероятно, были не так высоки, как в кино и рекламе, а деньги уже водились.

Джефф ван Дайк — клавишник гаражной рок-группы и сын музыкального инженера — стал писать для игр еще в юности. В двадцать три года он устроился в ЕА и привел туда своего гитариста Саки Каскаса. Тот записывал музыку потяжелее — быстрый гитарный рок, взращенный на глэм-роке и хэви-метале. На рифы он накидывал все подряд, очевидно, не устояв перед арсеналом новых синтезаторов. Джефф ван Дайк, выросший у отца в студиях, экспериментировал более осмысленно. Получалось нечто похожее на ранние хаус и техно.

► Джефф ван Дайк.

В 1997-м они продолжали писать для второй части NFS. В команде были и другие композиторы. Первые бойз- и герлз-бэнды, взрыв популярности брит-попа, качнувшийся в сторону попсы ганста-рэп — все шло мимо них. Гораздо сильнее парней интересовало то, чем становится электронная музыка. Гитары жужжали все меньше, а синтезаторы пульсировали все больше. В третьей и четвертой частях команда уже вовсю выдавала плотные драм-н-бэйс, биг-бит и транс. В High Stakes им помогал тогда еще начинающий Junkie XL. А к Porsche Unleashed уже вся музыка была записана в одном стиле и с единой концепцией — полностью электронной.

Время перемен

В 2001 году серия взяла последний тайм-аут перед марафоном ежегодных релизов, который неприятно оборвется только в 2014-м. Первое, что изменилось с выходом Hot Pursuit 2, — музыкальная концепция.

Композиторов заменили редакторы, подбиравшие чужую музыку. И вместо электроники они набрали американский рок. Тот, что парни с козлиными бородками играли в противовес попсовым бойз-бэндам. С одинаковым звучанием в творчестве разных групп, с искусственной брутальностью в вокале, но теми же простыми мотивами, что и в поп-песнях.

В 2003-м все снова изменилось. Фильм «Форсаж» подсунул игре новую концепцию — уличные гонки, тюнинг, ночь, неон и красотки. Хип-хоп уверенно втиснулся среди рока и электроники, прямо заявляя — гонкам нужна не только скорость, но и пафос.

Такой и вышла Underground. Ее саундтрек впервые стал по-настоящему культовым. Заглавную Get Low услышали даже те, кто не видел игру, а ее «Эрон-дон-дон» коверкали чаще, чем «фристайло рако мако фо». Впервые саундтрек в одинаковых пропорциях сочетал современные хип-хоп, ню-метал и электронику.

Эта концепция сохранилась и в Underground 2, и в Most Wanted. Но к 2005 году мейнстримовый рок был тяжел как никогда, и по MW это заметно. В плейлисте гремел гитарами не только метал, хип-хоп с электроникой тоже звучали довольно жестко.

К выходу Carbon ЕА окончательно разделила музыку на три части. Мотивом экзотических автомобилей стал хип-хоп. На этот раз редакторы отобрали много композиций английских рэперов, в чьих аранжировках было гораздо больше электроники, которая понемногу начала проникать и в классический американский рэп.

Для маслкаров предназначалась рок-музыка. Но она, добравшись до пика тяжести, вдруг сбросила с себя брутальных гроулеров и ню-металистов. Популярность стремительно завоевывали инди-рокеры с высокими голосами инфантильных пьяниц и хулиганскими гитарами а-ля Rolling Stones.

Электроника к середине двухтысячных уверенно и бесповоротно установила собственное направление. Из части субкультуры рейвов она выросла в монополиста массовой танцевальной музыки. Но редакторам выбирать ее, вероятно, было труднее всего — популярная электроника, будто мода, принялась меняться от сезона к сезону.

Возможно, ЕА после Carbon и дальше делила бы музыку на части, если б это деление не теряло актуальности. Начиналась новая эра — цифровые магазины музыки, YouTube, масштабный распад больших жанров на бесконечные маленькие ниши и постоянное перемещение из одной в другую. Подбор музыки на стыке двухтысячных и нынешнего десятилетия то становился более концептуальным, то полностью терял общий фокус и как будто не глядя черпал ведром из океана музыки.

Смешать, не взбалтывать

Такой мощной подборки электронного танцевального рока, как в ProStreet, не было ни в одной части. NFS отряхнулся от ганста-пафоса и поймал модную волну новой музыки. Тогда электроника и инди-рок как раз начали смешиваться. Рок-группа могла без зазрения совести выйти на сцену с одними синтезаторами, а электронщики — с полным набором живых инструментов. Даже вернувшийся к теме улиц Undercover в отношении музыки остался в том же потоке.

Стили, как огромный снежок, скатывались в ком и перемешивались. В Shift, Hot Pursuit и Shift 2 уже было нормой, если трек начинался с тяжелого гитарного рифа, потом вступал EDM-бит, и в итоге под это зачитывал текст испанский рэпер. Эти три части, появившиеся как раз на стыке десятилетий, стали самыми эклектичными в серии и лишь слегка склонялись в какую-либо из сторон.

В электронике, хип-хопе, поп-музыке, роке — словом, где угодно могли использоваться одни и те же сэмплы, одно и то же звучание и совершенно однородные вокальные мотивы. Понятно было, что этот ком остановится, и из него начнет вырастать что-то новое.

The Run — пожалуй, самый странный NFS с точки зрения геймплея — стал и самым концептуальным в отношении музыки. Полностью роковый. Так называемый «ревайвл» — когда рок оглянулся на свои корни и превратился чуть ли не в блюз, где дорогущие гитары стараются звучать как самодельные фанерные, а новейшая аппаратура притворяется старыми колонками с рваными динамиками.

Но это была краткая вспышка. В Most Wanted и Rivals на передний план начало выбираться то, что выросло из смеси поп-музыки, электроники и хип-хопа: дабстеп и трэп, музыка с резко замедленным темпом и странными синтезаторными звуками, которые, слава богу, не подражают никаким живым инструментам.

Как ни парадоксально это звучит, но такая музыка удивительно подчеркивает скорость. Всю жизнь редакторы отлавливали быстрые и резвые треки, а оказалось, что контраст замедленного темпа, минималистской аранжировки и быстрой езды дает просто волшебный эффект и множит адреналин в крови еще сильнее.

Поэтому в перезапуске NFS этого года трэп на первом месте. Посмотрим, что будет дальше.

Комментарии
Загрузка комментариев