Концерт Акиры Ямаоки: Silent Hill в четырех столицах

Концерт Акиры Ямаоки: Silent Hill в четырех столицах

Спец — Концерт Акиры Ямаоки: Silent Hill в четырех столицах
Минск, Санкт-Петербург, Москва и Екатеринбург — мы посетили все концерты, до которых смогли добраться.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спец
Концерт Акиры Ямаоки: Silent Hill в четырех столицах

Акира Ямаока — пожалуй, не менее почитаем, чем сама серия Silent Hill. Кто-нибудь сомневался, что концерты в России и СНГ соберут полные залы? Мы побывали на всех пяти концертах: в Минске, Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и вновь в Москве. И это было просто волшебно!

Музыкальный интим

Где: столица Беларуси — Минск, клуб RE:PUBLIC
Когда: 19 ноября
Кто: Сергей Непрозванов

Творчество Ямаоки для меня всегда было связано с личными трагедиями, которые перекликались с грустным и пугающим лейтмотивом игр серии Silent Hill. Когда мне нужно избавиться от боли или пережить что-то терзающее, Акира попадает в топ плейлиста. Поэтому на концерт я шел с тем чувством, с каким религиозный человек идет в церковь. Ведь там есть то, чему я доверяю все свои сокровенные тайны.

Танцпол перед сценой постепенно заполнялся гудящей в полутьме толпой. На протяжении часа ожидания я невольно слушал разговоры окружающих. Кто-то обсуждал выходные, кто-то строил планы, другие вспоминали Silent Hill и заводили непременные споры о том, какая часть лучше. Были и полные энергии молодые люди, прямо там, на танцполе, обсуждавшие концепты своих будущих игр. Публика подобралась соответствующая, хоть порой и мелькали люди, намного опередившие средний возраст аудитории.

А потом на сцене появились виновники торжества. Зазвучало инструментальное вступление, и меня тотчас проняло. После вышла Мэри и завязала разговор с людьми. Благодаря постоянному общению концерт воспринимался очень легко — как «квартирник», только в темном зале и со множеством людей, объединенных одной страстью. Музыкальный интим.

Первая часть концерта была заполнена хорошо знакомыми песнями, которые есть в плейлисте каждого ценителя. Насмотревшись YouTube, я слегка опасался за вокал, но Мэри приехала в лучшей форме и выкладывалась на все сто. Неудивительно, что в какой-то момент я настолько отдался переживаниям, что пустил слезу. Правда, я был не единственным.

А после случилось что-то иное: появилось чувство общего праздника и единства. Катарсис и переживания, связанные с сериями игр, ушли на второй план. Осталась лишь волна радости, в такт которой двигались руки над головами. И началась вторая часть программы, разбавленная песнями, прежде не исполнявшимися вживую.

И самое поразительное — это полная отвязка от игр. Музыканты не опирались на Silent Hill, как на некий фундамент, что только подчеркивало индивидуальность Акиры Ямаоки. Со мной были люди, которые слыхом не слыхивали о Ямаоке, но музыка сделала свое дело. Пробрало всех.

И вдруг в музыке Ямаоки появился новый смысл. Искренность, добро, тепло — все это окутывало в тот вечер пришедших на концерт. Новый сокровенный опыт, становление культа добра и открытости. Чтобы понять музыку Ямаоки без самого Silent Hill, нужно было быть там, рядом с людьми на сцене — людьми, которые просто любят свое дело и наполняют его бесконечной радостью и любовью.

Так для меня начался новый виток восприятия мира.

Фотографии взяты из сообщества организатора мероприятия.

You are awesome!

Где: культурная столица России — Санкт-Петербург, клуб «Зал ожидания»
Когда: 20 ноября
Кто: Алексей Сигабатулин

В том, что в день концерта Акиры Ямаоки в Петербурге стояла дождливая погода и туман, определенно есть нечто символичное (впрочем, такая погода у нас не редкость).

Однако все это неважно. Холод, завывающий ветер, лужи под ногами, надрывный кашель прохожих — все мгновенно забылось и стало незначительным, стоило лишь переступить порог клуба. С одного взгляда становилось понятно, зачем здесь собрались все эти люди. То тут, то там звучали разговоры о творчестве Ямаоки, споры про любимые части Silent Hill и лучшие песни из саундтрека.

Казалось бы, во времена интернета пора бы уже понять, что единомышленников во всем мире множество, но, когда оказываешься в одной комнате с людьми, которые любят то же самое, что и ты, тоже знают все песни наизусть и готовы потратить часы на дорогу и стояние в очереди, лишь бы взглянуть на кумира, — испытываешь невероятный душевный подъем.

Сам концерт начался чуть позже, чем планировалось. Публика несколько раз начинала скандировать «Акира!», пока на сцене наконец не появились они: несравненная Мэри-Элизабет Макглинн, барабанщик Израэль Уллоа, басист Митихиро и, конечно же, сам Акира Ямаока.

Начали традиционно с Overdose Delusion и Theme of Laura. Но настоящий концерт открыла именно Waiting for You, когда Мэри-Элизабет встала у микрофона. Ямаока и в одиночку звучит потрясающе, но тандем «гитара-голос» просто поражает воображение. Такой оживленной атмосферы в зале я не видел очень давно. Очень приятно, что не было такого, когда все поголовно достают телефоны и начинают записывать концерт (отдельные индивиды все-таки нашлись, но это мелочи). Все просто наслаждались музыкой.

Мэри постоянно вела диалог с залом, помаленьку училась русскому и делилась впечатлениями от поездки. Забавный случай произошел, когда толпа после очередной песни начала скандировать: «Мо-лод-цы!» Никто из группы не понял, что это значит (сперва подумали, будто зал кричит «We want pizza»), а никто из посетителей не мог решить, как понятнее объяснить. В итоге сошлись на варианте «You are awesome!». И этот перевод мне видится самым удачным.

Фотографии взяты с официального сайта клуба «Зал ожидания».

Пирамидоголовый с гитарой

Где: столица России — Москва, клуб Volta
Когда: 21 и 24 ноября
Кто: Денис Майоров, Сергей Серебрянский

В свое время один из наших коллег посетил пресс-конференцию с Акирой Ямаокой, когда тот приезжал в Москву в 2013 году. Точнее, композитор должен был присутствовать, но не успел — за него пришлось отдуваться агенту. После мероприятия наш коллега ушел с визиткой агента, рассчитывая взять интервью. Увы, не получилось, зато потом визитка попала в руки к знакомым из концертного агентства, которые как раз подумывали привезти одного известного японского композитора, автора музыки к Silent Hill...

Помню, как на форумах в 2005 году я заходил в темы, посвященные игровой музыке, и очень удивлялся, когда каждый первый своим любимым игровым композитором называл Акиру Ямаоку. «Как же так? — думал я, увлеченный на тот момент музыкой Нобуо Уэмацу из серии Final Fantasy. — Кто это вообще такой, и почему он так популярен?» Спустя много лет мне довелось встретить его лично и понять почему.

Разумеется, Ямаока прекрасно осознает, что именно милее всего сердцам его давних поклонников, а потому репертуар московских концертов состоял по большей части из композиций, льющихся из колонок при игре в разные части серии Silent Hill. Но не обошлось без сюрпризов.

Атмосферу зловещего туманного города на сцене создавала не только отзывавшаяся в самой глубине души музыка, но и ожившие кошмары проклятого города. По залу, распугивая зрителей, расхаживал пугающе правдоподобный Пирамидоголовый в сопровождении трех жутких медсестер. Да, те самые, кого мы (и организаторы концерта) заприметили на последнем «Игромире».

Но не только зрители могли воочию столкнуться с монстрами. Тем вечером они вышли на сцену, чтобы под инструментальные композиции из Silent Hill разыграть несколько кошмарных сцен. К счастью, жертвой монстров стали не артисты, а Алекс — главный герой Silent Hill: Homecoming. Правда, когда уже казалось, что ужасная смерть неминуема, Пирамидоголовый вдруг простил героя и даже обнялся с ним.

Но самым ярким моментом стал выход героев игры на сцену во время исполнения одной из песен. Напуганные артисты, косясь на расхаживающих чудовищ, не переставали играть, в то время как Пирамидоголовый изображал гитарные запилы прямо на своем огромном тесаке.

В саундтреке Silent Hill немало бодрых рок-композиций. Тем удивительней, что вживую они исполняются не то чтобы часто. Но пришедшие в тот вечер зрители услышали все лучшие мелодии. Помимо обязательной Theme of Laura (сам Ямаока называет эту композицию своей любимой) прозвучали Waiting for You (с более тяжелым звуком неумолимо напомнившая Enter Sandman группы Metallica), Tender Sugar, I Want Love и многие другие. Музыканты сыграли даже Silent Scream из фильма «Сайлент-Хилл 2».

Акира часто похищал все внимание зала, выдавая настоящую стену звука с помощью своей гитары. Особенно ярко звучали инструментальные вещи. Оба концерта начинались с Overdose Delusion, а на бис были исполнены Promise, Love Psalm и легендарная Silent Hill, с которой когда-то начиналась история туманного городка. Во время последней на обоих концертах овации почти заглушали музыку.

Свою порцию славы получили и остальные артисты. Барабанщик Израэль перед вторым актом исполнил длинное соло, басист Митихиро устроил импровизированную нойз-сессию, а Мэри-Элизабет, несмотря на усталость после перелетов, активно разогревала публику, призывая скандировать имена участников группы.

Настало время сюрпризов. На заключительном концерте тура прозвучала Different Perspectives из игры Shadow of the Damned, над которой Ямаока работал уже после ухода из Konami. К удивлению самого композитора, песню публика узнала и подпевала не менее рьяно, чем куда более известным хитам.

Но одного эксклюзива для завершающего выступления музыкантам было мало, а потому сразу после Room of Angel были впервые исполнены акустические версии Alex Theme, Letter и Hole in the Sky. Очень необычные вариации получились, мы такого не ожидали, но тем не менее чудесные. А после эдакого финта даже кавер на Snake Eater из Metal Gear Solid 3 не показался таким уж удивительным. Музыканты отметили, что эти песни вживую до сих не слышал никто в мире.

Концертные версии песен вообще немного отличались от того, что мы слышали в записях. Все композиции игрались с более напористым ритмом и куда более тяжелой партией гитары, да и Мэри прибавила силы голосу и пела заметно экспрессивнее. Благодаря этому в зале не затихало движение, люди танцевали, прыгали и подпевали.

Но даже спокойные романтичные композиции зазвучали иначе. Тонкие интонации знакомого голоса, призвуки гитар и другие нюансы живого выступления создают совершенно иную звуковую картину, так что каждую мелодию мы слушали буквально «как в первый раз».

Сами музыканты тоже не стояли на месте, много танцевали и вообще наравне со всеми наслаждались моментом. Почти после каждой песни Мэри тепло общалась с публикой, отвечала на вопросы, училась у публики говорить по-русски. Пару раз и сам Ямаока, расчувствовавшись, сказал в микрофон: «Спасибо» — по словам организаторов концерта, это огромная редкость.

В искренней любви к слушателям артисты признавались чуть ли не через каждую композицию, так что в их скором возвращении можно не сомневаться.

Фотографии: Денис Майоров.

Эта музыка живет в нас

Где: столица Урала — Екатеринбург, концертная площадка Tele-Club
Когда: 22 ноября
Кто: Олег Чимде

Это был самый теплый, нежный и добрый концерт в моей жизни. Никогда не думал, что скажу такое про что-то, связанное с Сайлент-Хиллом, самым пугающим городом на Земле.

В Екатеринбурге шел снегопад, и машина еле-еле плелась по тесной колее. «Кто выступает то?» — спрашивает меня таксист. «Японец», — отвечаю я. «А что играет?» — «Сложно сказать... пусть будет индастриал и рок». Удивление и смех, конечно же.

Музыку Акиры Ямаоки сложно характеризовать, про нее почти невозможно внятно рассказать словами. Ее нужно слушать. Раньше я не воспринимал творчество Ямаоки отдельно от Silent Hill, хотя в моем плейлисте оно уже много лет. Было как: играет Room of Angel — перед глазами умирающая Синтия, наивно полагающая, что все это лишь страшный сон. Включается Promise, и я вижу лицо Джеймса, глядящего на свое отражение в мутном зеркале.

Но теперь все иначе. После великолепного — пожалуй, одного из лучших в моей жизни — концерта я наконец-то услышал любимую музыку отдельно от Silent Hill, и это ощущение меня просто потрясло. Все в зале слилось в единое целое: и многочисленная толпа, и неподражаемый голос Мэри-Элизабет Макглинн, и гитарные запилы Акиры Ямаоки, и пьяные признания в любви к Мэри бородатого мужика у барной стойки.

И я понял — эта музыка действительно трансцендентна. Она выходит за пределы Сайлент-Хилла, она звучит не откуда-то извне, она звучит в нас. Всегда, где бы мы ни находились, что бы ни делали. Она всегда в нас.

«У вас всегда столько снега?» — игриво спрашивает Мэри со сцены. Зал отвечает ей криками, которые звучат одновременно и как «Да», и как «Мы вас любим». «Прямо как в Сайлент-Хилле!» — говорит Мэри, и зал вновь наполняют крики и признания в любви.

И я вдруг понимаю: Сайлент-Хилл — это всего лишь город, равно как и Екатеринбург. Точка на карте, хоть в случае с Сайлент-Хиллом — очень абстрактная и расплывчатая. Но эта музыка... она нечто большее. Она родилась в нас. Она живет в нас. Она звучит в нас. Она и есть мы.

Фотографии взяты с информационно-развлекательного портала Weburg.net.

* * *

Если вы и не попали на концерт Акиры Ямаоки, то наверняка сможете это сделать в ближайшие годы. В восторге были все: и поклонники, и сами музыканты. Ямаока написал в «Фэйсбуке» так: «Ваша энергия изменила мою жизнь; наполнив ее, она придаст мне силы в будущем. У меня не хватает слов благодарности вам за такой восхитительный опыт. С нетерпением жду следующей встречи!»

Кто-нибудь сомневается в том, что эта встреча скоро состоится?

Благодарим Delta Mekong Concerts за предоставленные аккредитации

Комментарии
Загрузка комментариев