«Игра престолов» vs «Мор. Утопия». Нам не нужен сериал!

«Игра престолов» vs «Мор. Утопия». Нам не нужен сериал!

Прямым текстом — «Игра престолов» vs «Мор. Утопия». Нам не нужен сериал!
Поклонники Мартина и HBO собаку съели на проведении параллелей, но мы предлагаем вам воистину особенное и необычное сравнение.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Прямым текстом
«Игра престолов» vs «Мор. Утопия». Нам не нужен сериал!

Шестой сезон «Игры престолов» начнут показывать только в конце апреля, а дата выхода шестой части книжной саги «Песнь льда и пламени», как водится у Джорджа Мартина, when it’s done, и живите до сей поры на иголках как хотите. Но всегда можно найти вещи, которые или скрасят ожидание, или, возможно, даже... заменят припозднившуюся новинку.

Вы наверняка удивитесь, но на свете на самом деле уже давно есть русская версия «Игры престолов» — она обходится без гомосексуализма и инцестов, зато приятно горячит умы, прочищает разум и способствует расширению сосудов не хуже, чем запотевшая бутылочка с твирином.

Да-да, я говорю не о чем ином, как об овеянной легендами, загадочной и многослойной игре «Мор. Утопия», у которой, если присмотреться, найдется много общего с «Игрой престолов» по части персонажей и событий. Не верите? Сейчас поясню.

Семья. Долг. Мор

В «Море» нет белых ходоков, но есть разумная болезнь, десятками косящая людей. Безымянный степной Город очутился между молотом и наковальней: с одной стороны — поджидающая под каждым кустом смерть (от болезни, от рук бандитов или просто от голода), с другой — интриги местной знати, которая вместо того, чтобы сообща бороться с напастью, продолжает увлеченно грызться за власть.

Но основная каша, конечно же, заваривается после смерти местного некоронованного короля. Роль Роберта Баратеона в «Море» исполняет персонаж по имени Симон Каин. Его никто и никогда не избирал в правители, но все боялись и уважали. И, когда он умер, в Городе буйным цветом расцвели подковерные интриги.

► На Роберта мы хотя бы успеваем посмотреть перед его смертью — в отличие от Симона, чье существование даже не доказано.

По идее, власть должна была перейти к среднему брату Симона, тоже несгибаемому, но при этом совершенно не идущему на компромиссы Георгию, однако его вряд ли могли бы назвать таким же великим, как старший брат. Он жесткий человек с обостренным чувством собственного достоинства и справедливости. А еще он, пусть и нехотя, все-таки верит в высшие силы, стоящие над человеком.

Как и положено, у Георгия есть свои советники. В одно ухо ему нашептывает здравомыслящий и добрый Виктор, в другое — властная и жестокая Мария, обладающая даром предвидения. За глаза многие называют ее ведьмой. Если и после этого Георгий вам не покажется похожим на Станниса, то я очень удивлюсь.

► Виктор и Мария, Давос и Мелисандра. Имена разные, как и родословные, но суть одна — ангел и демон, сидящие на плечах у правителя.

Прокачавшись, крепнем

Теперь же вспомним о главных героях игры «Мор. Утопия» — бакалавре Данииле Данковском, гаруспике Артемии Бурахе и самозванке Кларе.

Даниил прибывает в Город, чтобы найти себя, изжить внутреннюю пустоту и исполнить свое предназначение, но находит лишь боль, страдания, трудности и немного любви. Его история перекликается с судьбой Джона Сноу: на него возложили больше ответственности, чем он способен выдержать, он становится первой линией обороны на пути эпидемии и при этом, судя по его сюжетной линии, вообще ничего не знает и уж тем более не в состоянии сделать. И на его сердце тоже претендуют сразу две женщины — эксцентричная Ева и та самая Мария, что символизирует еще один реверанс в сторону семейства Станниса, то есть, простите, Георгия.

► Даниил разбирается во многом, но все равно вечно оказывается в дураках. Джон Сноу хотя бы честно это признает.

Второй герой, Артемий Бурах, напрашивается на сравнение с Тирионом Ланнистером. Его вечно винят в том, в чем он не виноват, и порой даже не особенно стараются найти причину, чтобы его возненавидеть. Но сам этот герой отличается умом и многими умениями и, не в пример Даниилу, предлагает не радикальные, а вполне действенные решения. И не гнушается при необходимости обагрить руки кровью.

Что символично, ему покровительствует семейство Ольгимских, которое вполне можно назвать местными Ланнистерами: они богаты, влиятельны, надменны, порой излишне жестоки. У главы семейства тоже есть сын и дочь, которые, правда, не испытывают друг к другу противоестественной склонности, но не то чтобы это можно было назвать недостатком.

► Тириону пригодился бы талант Артемия к самогоноварению.
► Богаты, властолюбивы, воинственны. Пролетевшие года не сломили Тайвина и Влада, скорее наоборот, сделали их куда крепче, чем в юности.

И, наконец, Клара. О, Клара — это Дейенерис местного розлива. Маленькая зашуганная девочка, которая оказалась в очень странном месте и непонятно с какой целью. Ее гоняют, ею помыкают, а если что-то идет не так, делают козой отпущения. Как и Дени, ее пытаются убить. Как и Дени, ее винят в распространении болезней (только не кровавого поноса, а песчанки), против нее строят козни и заговоры. И, как в первой книге саги «Песнь льда и пламени», от покушений на жизнь ее спасают «Старки».

► У Дейенерис немного сторонников, как и у Клары. Разница в том, что Клару теоретически можно сжечь.

Вот тут аналогия, признаю, слегка притянута за уши, но архетипы очень похожи. Место Старков в «Мор. Утопия» занимает семейство Сабуровых, которые издавна занимались охраной правопорядка в Городе. Глава семейства Александр (Эддард) — человек решительный, хладнокровный, но совершенно не умеющий играть в престолы и плести интриги.

Собственно, и уважают его только за то, что его род древний и обладает определенной долей власти. И даже имя жены Александра — Катерины — созвучно с именем Кейтилин Талли, жены Эддарда Старка. Совпадение?

► Как и в «Песни льда и пламени», все начинается с того, что супруга Сабурова решает повести свою игру.

Но имена не просто похожи. Кое-где и в саге, и в игре они пересекаются. В «Море» есть, например, бандит по кличке Гриф, такой же нахальный, как Юный Гриф — предположительно наследный принц из семейства Таргариенов.

► Дерзкие, самовлюбленные, себе на уме — вот каковы Грифы. Просто один обычный бандит, а второй — наследник королевского рода. Якобы.

Есть в «Море» и своя Ласка. Это имя носила и Арья Старк, и даже деятельность у них похожа: и Арья из «Песни», и Ласка из «Мора» занимаются самыми настоящими могильными делами.

► Имена совпадают, а вот характер...

Чума близко

Но основное здесь, конечно же, большая политическая игра. Как и у Мартина, все персонажи, считающие себя игроками, тянут одеяло на себя, управляя персонажами-фигурами, но не подозревая, что и сами, в свою очередь, могут оказаться марионетками в чьих-то руках. В этом смысл и саги, и нескольких основных развязок игры «Мор. Утопия». Сколько бы герой ни считал себя пупом земли, скорее всего, он окажется такой же пешкой, как и прочие. И ощущения при любом раскладе столь живые и глубокие, что порой радуешься, что «Мор» — это не книга, а игра. Ведь книга не обеспечит такого эффекта присутствия, не отправит вас в свободное плавание по разворачивающемуся перед вами на страницах миру. И уж конечно, не даст возможности сделать свой маленький, но важный выбор.

► Автор арта: Виктория Райнова.

Мир и количество героев «Мор. Утопия» куда меньше, чем в «Песни льда и пламени». Это далеко не такое масштабное и эпическое полотно, как то, что создает Джордж Мартин. Его сагу уже начинают преподавать в британских и американских университетах, по ней учат молодых литераторов, а исторических параллелей, загадок и тайн в ней столько, что впору писать сопроводительные тома комментариев, как к древним священным текстам.

«Мор. Утопия» вряд ли станет  предметом преподавания в школах и в университетах, но она ничуть не менее многогранна, необъятна и трудна для понимания. Играя в первый раз, невозможно уяснить себе и десятой доли всего богатства смыслов, что там есть, но с каждым новым прохождением в «Море» отыскиваются новые смыслы, новые интересные сведения, встают новые философские вопросы о жизни, обществе и... театре.

► «Игре престолов», пожалуй, не хватает таких персонажей, как Марк из «Мора». Он-то знает, что весь мир театр, а люди в нем...

С одной стороны — большая сага с огромным количеством персонажей, событий и неожиданных развязок, но сага, вопросы в которой еще долго не найдут ответов, с другой — игра, позволяющая игроку самому докопаться до истины и не дающая при этом никаких подсказок, чтобы не испортить ему удовольствие.

Но выбирать из них на самом деле незачем. Ни одно произведение из двух не хуже и не лучше другого. Оба они особенные, сами по себе. Оба в равной мере влияют на умы и оставляют след в нашей современности. Различает их разве что масштаб, но не им ведь единым.

Нам же остается только радоваться предложенному богатству и переключаться с одного на другое в поисках новых слоев содержания. Ведь они всегда найдутся — даже те, которые авторы не закладывали. Таково свойство всех талантливых творений.

Комментарии
Загрузка комментариев