14 декабря 2015Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Vainglory. Мобильность — следующий этап популяризации киберспорта?

Vainglory. Мобильность — следующий этап популяризации киберспорта? - изображение обложка
Vainglory. Мобильность — следующий этап популяризации киберспорта? - фото 1

Последние несколько дней я провел в Катовице, на европейском киберспортивном турнире по одной популярной MOBA. Пятеро толковых комментаторов из США, Канады и Великобритании, профессиональная трансляция с кучи камер, призовой фонд в 15 000 долларов, восемь команд с участниками из России, Франции, Китая и Англии. В чем подвох? Эта игра — Vainglory. И она мобильная.

И она на удивление неплоха.

► Подборка эпизодов, взятых из одного из матчей Vainglory International Premier League.

Меньше — значит меньше

Если совсем коротко — это League of Legends , только не 5х5, а 3х3, и с одной линией вместо трех. Героев пока всего два десятка, а играть во все это нужно пальцами. Разработчики из студии с идеальным названием Super Evil Megacorp еще несколько лет назад уяснили для себя, что на настольных компьютерах очередная такая игра никому не нужна, сколь бы особенной она ни была. Чтобы пробиться на мобильники, понадобилось вложить много сил в собственный движок. Популярные технологии (в первую очередь Unity и Unreal) разработчикам не подошли, поскольку не удовлетворяли их требованиям по оптимизации (что особенно актуально в случае с версией для Android, с десятками поддерживаемых устройств).

Но все-таки главной загвоздкой было управление — чтобы герой моментально реагировал на ваши указания, чтобы в интерфейсе все было под рукой, но в то же время не загораживало обзор. Нельзя сказать, что сейчас Vainglory идеально играется на смартфонах — все-таки размеров экрана часто не хватает, — но на фаблет-«лопатах» ситуация постепенно выправляется, и на устройстве с габаритами iPad Mini желания все бросить и схватиться за мышку не возникает. Хотя, само собой, без горячих клавиш приходится немного повозиться, чтобы привыкнуть.

Vainglory. Мобильность — следующий этап популяризации киберспорта? - фото 2

Мартин Маркварт (MYQ), капитан и менеджер состава SK Gaming по Vainglory, считает мобильность большим плюсом: «У нескольких миллиардов людей во всем мире есть мобильное устройство, поддерживающее игры. Не нужны ни мышь, ни коврик, ни наушники, ни клавиатура. Скачал и начал играть. Я увидел в этом большой потенциал, мне сразу понравилась Vainglory, и я начал посвящать ей много времени».

То, что телефон есть у каждого, — сильный аргумент. Однако, чтобы вы смогли играть профессионально, ваш планшет или смартфон должен не просто запускать игру, но выжимать из нее максимум. Большинство игроков на 2015 Autumn Finals использовали устройства Apple, хотя тут вряд ли есть закономерность порядка «айфоны тянут лучше». Петр (lookatme), капитан российской команды Team Snow, догадывается, в чем причина: «Игра изначально вышла на iOS, на Android ее перенесли только этим летом. Думаю, многие просто привыкли к своим девайсам и без существенной причины не хотят их менять. На устройствах с Android играть так же комфортно».

Team Snow, к слову, не сумели пробиться в плей-офф, хотя показали весьма яркую игру: «Не смогли собраться. Играем мы хорошо, но настроиться удается не всегда. Будем продолжать участвовать в турнирах и улучшать свои выступления. Организация этого турнира мне понравилась, хороший уровень».

Vainglory. Мобильность — следующий этап популяризации киберспорта? - фото 3

Что до второй команды из России — Black Hawk, — то они в плей-офф попали, но проиграли в первом же матче коллективу Media Pixel eSport и боролись уже только за третье место. Забавно, что в стыковом матче их противниками оказались SK, с которыми они играли до этого. Еще забавнее, что в составе SK есть русский игрок — Владимир Королёв (WalDeMar). Многие зрители из России испытывали смешанные чувства, но на игру это не повлияло. Матч за третье место оказался даже жарче и куда более непредсказуемым, чем финал, потому что в финале фаворит был виден сразу.

Второй экран

У Vainglory хватает специфических особенностей, и даже в отрыве от мобильности играется она достаточно своеобразно: на карте всего одна линия с «крипами» и башнями, зато очень большой нейтральный лес, откуда можно разными способами воздействовать на ситуацию. Значительная часть стычек проходит там, и динамика образуется любопытная. Представьте себе, что было бы, если б матчи в LoL наполовину состояли из стычек «лесников», старающихся застать друг друга врасплох.

И тут можно было бы рассказать в подробностях о том, как проходил каждый матч, какими средствами команды добивались победы в командных замесах, кто собирал самые неожиданные драфты… но это мы оставим другим. Эта игра и этот чемпионат интересны как прецедент. Пока турнир по мобильной MOBA всем видится диковиной, но на самом-то деле это почти то же самое, что чемпионаты по Heroes of the Storm или Dota 2 , изменился только экран, на который смотрят игроки. Удастся ли Vainglory (или тому, кто последует за ней) заставить публику принять киберспортсменов с планшетами и телефонами? Или в итоге все побалуются, пока не пропадет эффект новизны, да успокоятся? Это интересно.

Vainglory. Мобильность — следующий этап популяризации киберспорта? - фото 4

Мировое сообщество только-только начинает свыкаться с мыслью, что с киберспортом необходимо считаться, фигуры вроде Алишера Усманова и Виктора Кислого, компании уровня Amazon и Tencent активно вкладывают деньги в его развитие. А тут небольшая, но дерзкая калифорнийская студия пытается поскорее захватить нишу, пока это не сделал кто-нибудь еще. Многие пробовали — даже CD Projekt RED со своей The Witcher Battle Arena , — но мало кто дорастал до того, чтобы их «мобы для мобильников» воспринимали всерьез.

Vainglory избегает главной ошибки: в ней стараются построить сообщество. Без сообщества даже того живительного маркетингового пинка, который игра получила на одной из прошлогодних конференций Apple, вряд ли хватило бы надолго. Тут есть система гильдий, есть опять же соревновательная экосистема. В этом году призовые на турнирах по этой игре в Европе, США, Китае и Южной Корее составят больше двухсот тысяч долларов.

Super Evil Megacorp верят в проект, и им очень надо. Возможно, это часть глобального плана по захвату мира (название ни в коем случае не намекает), но, скорее всего, калифорнийцы понимают, что им, как некогда Riot, по силам поймать момент и вырваться вперед.

Vainglory. Мобильность — следующий этап популяризации киберспорта? - фото 5

P.S. Перед началом финального матча между Media Pixel eSport и Rebirth of Empire я разговаривал с Ясоном Пацация из Black Hawk (его ник — Sosiska — породил множество роскошных фраз комментаторов, вроде «Damaging fire coming from Sosiska is EVERYWHERE!»). Сошлись на том, что выиграют французы. «Мы наблюдали за ними, общались… Они очень хорошо готовились, много тренируются. Отличная командная игра. Есть к чему стремиться», — признался Ясон.

Media Pixel действительно выиграли со счетом 3:0. Их победа в турнире была закономерной — во всех матчах они не оставляли соперникам ни единого шанса.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь