Лучшие телесериалы 2015 года: «Метод», «Сорвиголова», «Ганнибал»
О номинации: в этой номинации представлены самые значимые телепроекты, имеющие отношение к гик-культуре, поэтому ситкомов и драм в чистом виде не будет. Не рассматриваем мы также анимационные сериалы (простите, поклонники «Гравити-Фолз» и «Времени приключений»!) и сериалы, которые еще не завершили сезон. Номинированные ранее «Флэш» и «Готэм» подпортили впечатление о себе слабыми финалами сезонов.
2015-й телевизионный год оказался не слишком щедр на громкие новинки. Почти все каналы, кроме разве что Netflix, будто решили придерживаться принципа «улучшить и расширить, вместо того чтобы изобретать».
Не прошло и двух лет после окончания однозначно культового «Во все тяжкие» , как подоспел приквел «Лучше звоните Солу» , посвященный проныре-адвокату в исполнении блистательного Боба Оденкерка. Тем, кто до сих пор не может прийти в себя после финала криминальной эпопеи, сериал прольет бальзам на душу. Мы же воздержимся от дифирамбов. Это хоть и превосходно сработанная, но все же спекуляция на чувствах поклонников.
Второй сезон « Настоящего детектива » с чувствами ценителей оригинала, напротив, не церемонится. Это не просто другая история с другими героями, как бывает в той же «Американской истории ужасов», это, без преувеличения, другой сериал. Одним он может прийтись по вкусу, других способен разочаровать с первого эпизода. И вторых, как показывают отзывы критиков и зрителей, в этот раз оказалось немало.
«Ходячие мертвецы» обзавелись неплохой предысторией-ответвлением «Бойтесь ходячих мертвецов». Те, кому уже приелись мытарства Рика и прочих выживших, могут своими глазами увидеть, как мир скатился в адскую бездну зомби-апокалипсиса. Новые герои не вызывают никаких симпатий, но зато очень человечны.
«Игра престолов» привычно оккупировала на десять недель рейтинги по весне, убила нескольких героев, породила пару мемов и скрылась на год. Всё как обычно.
Смелую новинку представил Netflix. Сериал Sense8 от Энди и Ланы Вачовски оказался по-настоящему оригинальным и откровенным, к тому же поражает размахом — съемки велись в восьми частях света, это вам не шутки. Однако история обрывается, едва успев раскачаться, а половина сюжетных линий уходит в пустоту. Отличное начало, но все зависит от того, сумеют ли Вачовски держать марку во втором сезоне.
Тот же Netflix совсем недавно выпустил великолепную «Джессику Джонс» по мотивам комиксов Marvel. Она прекрасна от начала и до конца и однозначно стоит просмотра, но в тройку лидеров не попадает, поскольку идет по тропинке, проторенной другим роскошным ТВ-комиксом.
Теперь о победителях. В этом году вперед вырвались сериалы, имеющие, скажем так, исключительное историческое значение. Подобные проекты натурально становятся вехами в истории телевидения, а говорить о них продолжают и много лет спустя.
3-е место: «Метод»
Поверьте, мы удивлены не меньше вас. Да, российский сериал оказался в нашем списке на третьем месте. Пару месяцев назад нам самим это показалось бы невероятным и вообще абсурдным.
В «русского Декстера», как окрестили «Метод» сразу после анонса, не верил почти никто, невзирая на продюсерское чутье Александра Цекало, режиссерское мастерство Юрия Быкова («Жить», «Майор», «Дурак») и несомненный талант Константина Хабенского.
Ну не умеют у нас снимать сериалы не про войну и не про советское время, ну не получается, с этим все давно смирились. Всякие «народные хиты» канала ТНТ, вроде «Интернов», «Физрука» и «Чернобыля», смотреть можно только изо всех сил зажмуривая глаза на сомнительный юмор и часто отвратительную актерскую игру при относительно неплохих сценариях. Но после настоящих больших сериалов тратить время на подобные творения нет никакого желания.
И тут появляется «Метод» — со стильными открывающими титрами, вылизанной картинкой, запоминающимися диалогами и обаятельным протагонистом, который не просто органично вписывается в ряд телевизионных антигероев последних лет, но дополняет и украшает его.
Родион Меглин, следователь, судья и палач в одном лице, придумывался по принципу персонажа комиксов. У него совершенно нереалистичная биография, собственное логово (почти бэт-пещера) где-то на окраине Москвы, помощник-хакер и целый набор запоминающихся привычек, атрибутов и деталей: от вечно мятого плаща а-ля Джон Константин и кепки-лужковки и до портсигара исключительно с чужими сигаретами.
Истории из эпизода в эпизод тоже довольно комиксные, зато маньяки, которых ловит Меглин, почти все настоящие. С серийными убийцами у СССР и России особая история, полная кровавых страниц, поэтому сценаристам и придумывать ничего не пришлось: большая часть злодеев имеет реальные прототипы.
«Метод» совсем не идеален, и сценарных косяков в нем хватает, но для всего российского телевидения это настоящий прорыв. Исполненный на мировом уровне сериал, который не стыдно смотреть и не стыдно советовать посмотреть.
2-е место: «Сорвиголова»
«Сорвиголова» от Netflix — проект, имеющий огромное значение не только для Marvel и супергеройских сериалов, но и для кинокомиксов вообще. Фактически это первое кинематографическое произведение, где демонстрируется, как супергерой устает во время драки, истекает кровью и испытывает серьезные моральные терзания.
« Пипец » мы не считаем, ибо он пародия, в экранизации « Хранителей » эти моменты не докручены, а в трилогии Нолана про « Темного рыцаря » куда больше комиксных и киношных условностей, чем все привыкли считать. Серьезно, за все три фильма Бэтмен был избит лишь однажды — Бэйном. В одной-единственной сцене Брюс Уэйн зашивал рану, а в третьей части и вовсе сумел восстановиться после перелома позвоночника без всяких видимых последствий.
А вот Мэтт Мэрдок оказывается на краю гибели каждый раз, когда ему противостоит маститый противник. После любой серьезной заварушки Сорвиголова хромает, харкает кровью и выдыхается. Зритель видит, что ему на самом деле больно и тяжело, что он действительно человек с железными принципами и несгибаемой волей, а не всемогущий и неуязвимый рыцарь ночи, гарантированно защищенный от любой опасности.
В том, что касается проработки персонажей и постановки, «Сорвиголова» не имеет себе равных среди супергеройских (и не только) сериалов. Снятая одним дублем сцена драки в коридоре из второго эпизода уже вошла в историю мирового телевидения.
К тому же сериал украшают просто потрясающие актеры. Чарли Кокс воплотил на экране сложного и достоверного героя, а мэтр высшей голливудской лиги Винсент д’Онофрио блестяще отыграл неоднозначного антагониста, чей во многом трагический образ многократно превосходит по глубине образы всех прочих злодеев кинематографической вселенной Marvel.
К слову, о ней. «Сорвиголова» со своей мрачностью, приземленностью и реализмом открыл в MCU множество совершенно новых граней, сделав ее интересной взрослому зрителю, и проложил дорогу целому ряду проектов Netflix, первым из которых стала недавняя «Джессика Джонс».
1-е место: «Ганнибал»
Закрытие оригинальных и качественных, но не рейтинговых сериалов — всегда трагедия. При воспоминании о «Светлячке» Джосса Уидона у многих ценителей космоопер до сих пор слезы на глаза наворачиваются.
И хорошо если создатели изыскивают средства на полнометражный фильм вроде «Миссия “Серенити”» или дополнительный эпизод, чтобы хоть как-то подвязать концы и помочь зрителям смириться с утратой, но в большинстве случаев все проще и страшнее: «сюжетный крючок», ведущий в пустоту, будет терзать ваше сердце до конца дней. «Ганнибал» Брайана Фуллера — пример того, как следует уходить красиво.
Эстетский триллер про взаимоотношения Уилла Грэма и доктора Лектера никогда не предназначался для широкой аудитории. Слишком неспешно, слишком остро, слишком высоко. Сериал, который не получится включить после работы, чтобы расслабиться и отдохнуть. «Ганнибала» нужно смаковать, как он смакует сам себя, погружаться в него, позволять ему играть со своими чувствами и взглядами.
Понятно, что далеко не все способны принять правила игры. Расчет создателей на семь сезонов не оправдал себя уже в середине третьего. Канал NBC, рискнувший предоставить «Ганнибалу» эфирное время, объявил, что далее проектом заниматься не будет. Были петиции, были репосты и твиты с просьбами спасти сериал, были переговоры с другими каналами — всё без толку. Это был конец.
Но помирать — так с музыкой.
Во второй половине сезона «Ганнибал» выдал всё, на что был способен, жахнул изо всех орудий. Это был тот финал, который мы заслужили. Много крови, много страсти и сцены, которые вы еще долго не забудете и будете снова и снова прокручивать в голове. Сериал выполнил ловкий маневр и ушел из-под топора палача. «Ганнибал» останется в памяти поклонников не как очередная безвременно оборвавшаяся история, а как завершенное и цельное произведение искусства.
Прогноз на 2016 год
Следующий год обещает продолжить ностальгическую тенденцию года нынешнего, но уже на телевидении, поскольку из небытия возвращается легенда научной фантастики — « Секретные материалы ». Канал MTV неожиданно для всех намерен покорять аудиторию высокобюджетным фэнтези « Хроники Шаннары », а Syfy выпустит « Волшебников » — сериал про магию, но не для детей. Издательство комиксов Vertigo, что при DC, собирается влить в нескончаемый поток экранизаций две новинки: « Проповедник» и « Люцифер ». Сами же DC готовят любопытный кроссовер под названием « Легенды завтрашнего дня », объединяющий в себе героев и злодеев из сериалов «Стрела» и «Флэш». И, конечно, ждут своего часа второй сезон «Сорвиголовы», с участием Карателя, и сольное шоу Люка Кейджа. Без громких премьер не останемся.