27 декабря 2015
Обновлено 17.05.2023

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - изображение обложка
Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 1

Близкие по духу

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 2
Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 3
Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 4
Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 5
Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 6

Ралли

Правый четыре через трамплин. Длинный левый два. Очень длинный правый два, держись левее. Сужение. Левый два с прыжком. Правый три. Длинный правый закрытый четыре. Левый шесть через ворота. Узкая шпилька. Сто пятьдесят. Финиш!

После очередного заезда в DiRT Rally встаешь, чтобы передохнуть: перед глазами все плывет, на сетчатке отпечаток убегающей вдаль дороги через лес, суставы ломит, со лба капает пот, а в голове все еще звенят команды штурмана. И мысль: «Такого реалистичного ралли, таких сложных, не прощающих ошибок спецучастков не было давно».

Стенограмма гонки

После гламурного фестиваля гонок по бездорожью из прошлых DiRT, где постоянно играет задорная музыка, где меню — трехмерный трейлер, по которому мы ходим, выбирая режим игры, где в приоритете гонки на багги и других внедорожных автомобилях, проходящие в живописных местах или организованные как шоу для зрителей, — после всего этого DiRT Rally на контрасте выглядит серьезно и строго. При запуске нас встречает минималистский плиточный интерфейс и мелодичная электронная музыка.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 7

► Грязь, снег и пыль под колесами не превращаются в месиво и колеи, а вот с корпусов машин их, наверное, потом приходится долго отмывать.

DiRT Rally не пытается красоваться, да ей это и не нужно, потому что она прекрасна внутри, в соревнованиях. Раз выехав на трассу, как будто переносишься на десять-пятнадцать лет назад — к настоящему жестокому ралли, без лишнего лоска и показухи.

Разработчики из Codemasters, кажется, внезапно развернулись и поехали обратно, вспомнив о чем-то важном. Они вспомнили о Colin McRae Rally и, по их собственному признанию, с самого начала разработки в 2012 году опирались именно на ее концепцию.

В DiRT Rally во главу угла вновь поставлены спецучастки, маршруты по пересеченной местности, поделенные на сектора, которые нужно проходить предельно быстро. Трассы здесь узкие и опасные — не широченные полосы, как в предыдущих DiRT.

И все они основаны на настоящих раллийных треках: финский этап с его знаменитыми слепыми поворотами и затяжными прыжками, скоростной немецкий по асфальту, этап в горах Греции, со множеством шпилек и устрашающих обрывов, скользкая гололедица в Монте-Карло, снежная Швеция и лесная дорога Уэльса, где под колесами гравий мешается с грязью, а деревья буквально щекочут корпус машины.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 8

► Повторы не хуже телевизионной трансляции отражают напряженную погоню за лучшим временем. Особенно эффектно она выглядит, когда включается подвижная камера с вертолета.

Каждый участок неизменно становится испытанием на скорость и реакцию, их необходимо изучать, проходить, поглощать колесами раз за разом, пока они намертво не запечатлеются в памяти. Потому что ошибки тут не прощают. На первых порах сходы с трассы и разбитая машина неизбежны, и — никакой перемотки времени! — рестарт, рестарт, рестарт. Если в прошлых частях можно было выехать на трассу и освоить ее на лету, то в DiRT Rally никак не обойтись без предварительной подготовки в тренировочном заезде Shakedown.

На трассе, оставшись наедине с машиной и серией прямых и виражей, приходится полагаться только на свои навыки. А еще слушать штурмана — в ралли его еще называют вторым водителем, — единственного человека, который поможет разобраться в стенограмме гонки. Ведь даже назубок зная маршрут, сложно постоянно держать в голове цепочку из поворотов, особенно на участке длиной в пятнадцать километров. Вот почему подсказки штурмана на тему сложности следующего виража особенно ценны.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 9

► Где-то там внизу начинается «гонка в облаках».

Далеко не все в DiRT Rally крутится вокруг спецучастков. «Восхождение на гору» по шоссе Пайкс-Пик кажется легкой прогулкой по широкой дороге, неизменно идущей под уклоном до самой финишной черты на высоте в 4301 метр над уровнем моря. Так называемая «гонка в облаках» просто захватывает дух! Однако штурман в ней не участвует, и приходится опираться на свое знание трассы: никто не предупредит, что через двести метров асфальт сменяется грунтом и нужно выбрать другую тактику.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 10

► Пайкс-Пик в DiRT Rally и на Google Maps.

Ралли-кросс все же не смогли обойти стороной, но он представлен в несколько ином виде, нежели в последних частях серии. И хотя разница только в построении трасс, в таком исполнении кольцевые гонки с соперниками не кажутся лишними в игре про спецучастки.

Более того, Codemasters решила главную проблему прошлых DiRT — толкотню в поворотах, — для чего пришлось немного изменить правила. Точнее, взять их из чемпионата FIA World RX, где трассы и условия гонки таковы, что по ходу состязания каждый участник должен хоть раз проехать джокер, своего рода дополнительную петлю на треке.

Как и в настоящем ралли-кроссе, джокер успешно растягивает ряды гонщиков и в большинстве случаев спасает от толкотни. И хотя компьютерные соперники, как правило, ездят по идеальной траектории, редко подрезают и почти не проявляют характер, как в Grid 2, заезды получаются не менее напряженными, чем прохождение спецучастков, а на высокой сложности и вовсе приходится бороться за каждую позицию. Всё под стать самой дисциплине, в которой мощные хетчбэки носятся как угорелые, разметывая грязь и пыль, — то есть обеспечивая настоящее зрелище.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 11

► Ралли-кросс — это всегда зрелищные и напряженные заезды.

В сетевых соревнованиях Codemasters не показала ничего особенного. Главное, что онлайн стабильно работает и быстро находит соперников, позволяя выехать против людей, «пободаться» с ними и прочувствовать борьбу корпус в корпус. Как и ралли-кросс, это скорее приятное дополнение к основному раллийному пиршеству.

Зато асинхронный мультиплеер бросает вызов постоянно. Каждый день, неделю и месяц там появляются новые испытания класса «пройти спецучасток или серию на определенной машине». Они мало отличаются от обычных заездов на время, разве только ваш результат сравнивается не с тем, что наездили боты, а с выступлениями других игроков.

А еще можно пойти наперекор всему и создать собственную лигу в любой из дисциплин, сделать ее публичной или ограничить состав участников друзьями и самому управлять гоночным сезоном, выбирая новые испытания.

Технические детали

В отношении DiRT Rally нужно четко понимать следующее: игра заточена в первую очередь под руль. В последние годы игроки много жаловались на плохую поддержку гоночных контроллеров в играх Codemasters.

Так же было и на стадии раннего доступа к этой игре, но разработчики оперативно пошли игрокам навстречу, и сейчас DiRT Rally поддерживает рули всех основных производителей. А обратную отдачу сбалансировали так, что она больше не страдает от «эффекта гидроусилителя» и излишней чувствительности.

С другими устройствами водить намного сложнее. Конечно, можно подключить геймпад или по старинке мучить клавиатуру, но наклона стиков и тем более нажатия «вкл./выкл.» на стрелочках не хватает, чтобы как следует почувствовать автомобиль в повороте.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 12

► Проходить подобные повороты эффективнее всего в управляемом заносе.

Модель поведения машины в игре, физика покрытия и прочие технические детали для DiRT Rally переписывались с нуля. Разработчики начали с простого переноса механик из DiRT 3, но быстро поняли: что-то здесь неладно. Они следовали принципу «на средних скоростях раллийный автомобиль может водить кто угодно — вот на высоких это уже испытание».

Именно так машины и управляются. У каждой из них свой характер, а повышение мощностей не обязательно означает занос на дороге. Лишь культовая Lancia Stratos и другие заднеприводные машины ходят из стороны в сторону, приучая плавнее работать с педалью газа. Да и в целом скольжение здесь — не беда, а инструмент. Иногда в крутые повороты так заходить быстрее, а некоторые шпильки без ручника и вовсе не осилить.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 13

► Звучат машины очень натурально, но про рокот их движков часто забываешь, вслушиваясь в команды штурмана.

DiRT Rally отражает суть ралли как самой зрелищной и динамичной дисциплины автоспорта лучше, чем официальная WRC от итальянских разработчиков Milestone. Кого-то может огорчить невозможность примерить шлем любимого Себастьена Ожье и других раллийцев. Но от отсутствия отягощающих разработку лицензий DiRT Rally только выиграла. В первую очередь — с точки зрения геймплея.

Как и положено в этом виде автоспорта, нужно приспосабливаться под каждое покрытие трассы. И тут уж никакой фотореалистичный дождь с грозой из Project CARS или аквапланирование из Forza Motorsport даже в сравнение не идут со всеми ситуациями, возможными в DiRT Rally.

Сухой грубый гравий, вязкий гравий с грязью, пыльный грунт, цепкий асфальт, гололедица — с каждой поверхностью автомобили контактируют по-своему. Выезжая в ливень, осторожничаешь, в мокрый снег ко всему прочему добавляется туман, и начинает не хватать видимости. Что уж говорить о ночи, когда в непроглядной темноте, пропустив крутой поворот, улетаешь с обрыва…

Поломанную машину нужно чинить. Если она перестает заводиться в гонке, это можно сделать моментально, получив солидный штраф ко времени. В серии соревнований на ремонт мелких поломок между заездами накладывается лимит в условные тридцать минут или час, за которые не особенно-то много отладишь.

Процесс можно ускорить, наняв квалифицированных механиков. Это ускоряет и получение модификаций для автомобиля, открывающихся автоматически — достаточно проехать определенное количество километров, — а вот повышение той же мощности дает не такое значительное, чтобы этим озабочиваться.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 14

► Побитый бампер и треснувшее стекло здесь не так страшны, как повреждение ходовой или двигателя…

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 15

► …хотя остаться без покрышки или колеса тоже неприятно.

В условиях непрекращающихся испытаний, которые устраивает вам игра, большое значение приобретает настройка машины перед гонкой. Со временем понимаешь, как важно правильно менять баланс веса на грунте или гравии, насколько эффективна жесткая подвеска на асфальте. Главный вывод, к которому подводит игра, — настройками пренебрегать не следует, ведь правильно откалиброванная машина может отвоевать несколько лишних секунд.

Когда же видишь все именитые автомобили, начиная с эпохи шестидесятых и кончая современностью, то просто глаз радуется. Они поделены на классы, среди которых R4, F2, Group B, автомобили для «восхождения на гору» и ралли-кросса. Представлены чемпионские Subaru Impreza Колина Макрэя и Ричарда Бернса, Citroen C4 Себастьена Леба, все знаковые Lancia, старенький Ford Escort Mk.II, полноприводная Audi Quattro S1 и другие. Кажется, все любимые автомобили собрались, нам на радость, в одном месте. Не хватает разве что засветившейся в DiRT 3 Alpine-Renault A110, но это уже мелочи.

Лицо перемен

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 16

► Пол Коулмен — геймдизайнер, штурман в настоящих гонках и в DiRT Rally.

Эксперимента ради DiRT Rally выпустили в раннем доступе полгода назад. Тогда Codemasters переживала не лучшие времена. Увольнения, смена руководителя, финансовые проблемы — новости об этом появлялись чаще, чем сведения о новых играх англичан. Всего один неверный шаг мог обернуться крахом, поэтому они решили сперва прощупать почву — и не прогадали. Уже тогда после завершения очередного заезда закрадывалась мысль, что к проекту приложил руку профессиональный гонщик уровня Колина Макрэя.

И она оказалась недалека от истины. Не кто иной, как главный дизайнер проекта, регулярно участвует в ралли в качестве штурмана. Его же голос ведет нас по маршрутам в DiRT Rally. Зовут его Пол Коулмен. В Codemasters он с начала двухтысячных и в разработке Colin McRae Rally тоже участвовал.

Чуть позже, став штурманом, Коулмен, по его словам, по-новому взглянул на многие элементы гонок, которые не получалось должным образом реализовать в играх. С тех пор он загорелся идеей сделать самый реалистичный раллийный симулятор. Коулмен уверен, что сейчас время симуляторов, время перемен.

Эксперимент определенно удался, и мы полагаем, что о Поле Коулмене услышим еще не раз.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 17

► Та самая Subaru Impreza Колина Макрэя. На похожей выступает Пол Коулмен.

Хардкор

Проблема DiRT Rally кроется в ее неимоверной сложности. Еще на стадии раннего доступа игроки прозвали ее « Dark Souls от мира гонок».

Надо сказать, есть за что. Карьера здесь строится так: мы участвуем в нескольких соревнованиях и, набрав достаточное количество очков по итогам, переходим на следующую стадию. Но если поначалу мы сами не можем удержаться на узких маршрутах и финишируем с минутным отставанием, то по мере роста сложности приходит осознание того, что здесь мало чисто проходить участки — нужно проходить их быстро, очень быстро. А на то, чтобы этому научиться, может уйти добрый десяток часов.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 18

► Ночью спасают только фары. Не разбейте их!

На прекрасную подборку автомобилей большую часть времени в режиме карьеры облизываешься просто потому, что кредиты здесь зарабатываются ой как непросто. И при этом все машины сразу доступны в свободных заездах.

В мультиплеере же позволяют перезапустить лишь соревнования из серии спецучастков, но только заново, с самого первого маршрута. То есть пока не вызубришь все трассы, соваться в онлайн вообще не стоит. Вот уж и правда — Dark Souls от мира гонок.

Раллийный симулятор 2.0. Обзор DiRT Rally - фото 19

► Шоссе Пайкс-Пик есть в версиях с асфальтовым, со смешанным и с полностью грунтовым покрытием.

При этом нужно понимать, что сложность тут возмещает небольшое количество соревнований. Шесть стран, пусть и с длинными спецучастками (каждый проходится в среднем за 4—10 минут), шоссе Пайкс-Пик и три трассы для ралли-кросса: английский Лидден-Хилл, шведский Хeльес и норвежский Хелль — кажется, что этого мало… Правда, и на них мастерство можно оттачивать до бесконечности.

* * *

Теперь можно сказать однозначно: Codemasters удалось создать подлинную наследницу Colin McRae Rally — несколько иную, местами более жесткую и суровую, но отвечающую духу знаменитой предшественницы.

DiRT Rally заставляет упорно учиться, переживать свои неудачи, злиться на чрезмерную сложность и терпеливо копить на автомобили. Но как только ты здесь чего-то добиваешься, ты понимаешь — оно того стоило.

Мы получили ралли, которое заслужили, симулятор, который давно ждали, — DiRT Rally с протяженными, узкими, как лезвие бритвы, опасными спецучастками, с захватывающим дух «восхождением на гору», с динамичными кольцевыми гонками. Иронично, но гонка без лицензии на Чемпионат мира по ралли сумела обозначить новый уровень реализма в жанре!

О локализации

На данный момент игру не локализовали.

Вердикт

DiRT Rally — без сомнения, лучшая представительница жанра на данный момент. Она напоминает Colin McRae Rally, но при этом сложнее и многограннее предшественницы. В последние годы вышло немало скрупулезно проработанных автосимуляторов про кольцевые гонки, но по-настоящему реалистичным симулятором ралли можно назвать лишь один, и имя ему DiRT Rally.

Достоинства
👍
  • реалистичная, но доступная физика поведения автомобилей
  • множество покрытий на трассах и разные погодные условия
  • почти все знаковые раллийные автомобили
  • каждый день, неделю и месяц — новые суровые испытания в асинхронном мультиплеере
  • ралли-кросс по правилам World RX на нескольких трассах из его календаря.
Недостатки
👎
  • высокий порог вхождения для новичков
  • резкая смена курса порадует не всех
  • не так уж много трасс.
Как мы играли

Во что: автор купил игру задолго до релиза в версии раннего доступа.

На чем: PC с рулем Logitech G27

Сколько: в общей сложности около восьмидесяти часов в раннем доступе и после релиза.

Ачивка редакции
Дежавю, дураки и дороги

Перепутать немецкий этап с дорогой, по которой обычно едешь на дачу.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь