Таинственный остров. Обзор Oxenfree
Близкие по духу
Рассказы Р. Брэдбери
Пятеро подростков отправляются на необитаемый остров, чтобы провести там ночь за выпивкой и глупостями. Ни с кем не знакомый Джонас чувствует себя лишним, инфантильный Рен лелеет надежду завязать романтические отношения со скромницей Ноной, а красноволосая Кларисса, словно пороховая бочка, готова вспыхнуть от одного присутствия Алекс: некогда одно трагическое событие возвело между ними стену.
Все меняется, когда Алекс и Джонас обнаруживают в пещерах таинственную аномалию, реагирующую на радиоволны. Настроившись на нужную частоту, они сталкиваются с чем-то потусторонним и зловещим.
Очарование
Oxenfree покорила меня первым же трейлером. Обезоруживающая непосредственность ее героев, чарующая атмосфера таинственного острова, завораживающая встреча со сверхъестественным — Oxenfree стала для меня одной из самых ожидаемых игр 2016 года.
И ее первая половина под стать завязке. После происшествия в пещере герои оказываются раскиданы по всему острову, и в роли Алекс мы пытаемся разобраться в происходящем. С чем именно она столкнулась? Куда занесло ее друзей? Всё ли с ними хорошо? Алекс вскоре встречается с Джонасом, и они вместе отправляются блуждать по острову в поисках товарищей и ответов.
► Иронии и самоиронии героям Oxenfree не занимать.
Джонас и Алекс — сводные брат и сестра, только что встретившиеся впервые. Во время своего омраченного паранормальными явлениями путешествия они знакомятся друг с другом, делятся сокровенным, сближаются — если того, конечно, захочет игрок, выбирающий за Алекс все ее реплики.
В диалогах и кроется сила Oxenfree — они написаны и сыграны столь живо, столь естественно, что ощущение того, что перед нами настоящие подростки, не пропадает.
► Слова-паразиты, сбивчивая речь, неловкие паузы, постоянные подначки — все как в реальной жизни.
Ярким получилось и первое знакомство с локациями. Заброшенная военная база, так и не превращенная в музей, скалистые тропы, одинокая избушка в лесной глуши, место для кемпинга, покинутое словно бы минуту назад, — все они окутаны ореолом таинственности, словно скрывают некую нерассказанную историю.
Oxenfree мастерски удается заинтриговать, заставить проникнуться ситуацией, в которой оказались герои. Погружению в атмосферу игры способствует и радио — то самое, из-за которого Алекс и ее друзья вляпались в эту передрягу. Тут это ключевая вещь, способная влиять на всевозможные аномалии и даже открывать замки: достаточно найти нужную частоту. А можно и просто слушать радиоэфир, в котором эхо современных мелодий перемежается с отголосками передач из прошлого и чем-то потусторонним и по-настоящему жутким.
► Хотя персонажи и выполнены в виде простеньких низкополигональных моделек, это не бросается в глаза благодаря всегда держащейся на расстоянии камере.
Недвусмысленность
Студия Night School Games основана выходцами из Telltale, и это заметно. Oxenfree достаточно линейна, и, по сути, единственное, чем в ней приходится заниматься, — это ходить и выбирать реплики.
Диалоговая система Oxenfree напоминает о The Walking Dead : три варианта ответа и возможность промолчать. Болтовня продолжится и без участия Алекс — более того, велик шанс, что она выбранной репликой кого-то перебьет (в отличие от героев TWD, она не дожидается конца чужой фразы и начинает говорить сразу же, как только вы нажмете на желаемый вариант).
► Почти все время Алекс проводит с Джонасом, а другие персонажи, увы, почти не раскрываются.
У выборов есть последствия, хоть Oxenfree , в отличие от работ Telltale, об этом и не напоминает. Так, можно со всеми разругаться (за это даже достижение дают) или же, наоборот, всем помочь и со всеми сдружиться. Последний вариант выбрали более чем две трети игроков, и это не делает игре чести. Какой смысл в нелинейности, если подавляющее большинство выбирает одно и то же?
Oxenfree слишком не хватает неоднозначности. Дилемма, сводящаяся к «быть подлецом или нет», — это все равно что отсутствие дилеммы. А ведь игры от Telltale запоминались именно непростыми решениями!
Разочарование
Обиднее всего, что Oxenfree , кажется, не понимает сама, к чему стремится. Ей удаются задушевные разговоры, но краеугольный камень сюжета и основная интрига кроются вовсе не в них, а в чертовщине, с которой сталкиваются герои. Но ее объяснение оказывается предсказуемым, а развязка конфликта — тривиальной и недостаточно драматичной. Но, главное, вся эта линия ничего не дает персонажам, не показывает их с новой стороны.
► Иногда Oxenfree смахивает на настоящий ужастик, но низкая интерактивность и отсутствие последствий сводят эффект от таких участков на нет.
Не удалось этой стороне Oxenfree и раскрыть свой потенциал как хоррору (а потенциал есть — визуальные и аудиоэффекты тут просто потрясающие). Пожалуй, самое показательное тут — реакция Алекс: уже к середине игры, стоит ей понять, что опять что-то не так, она пожимает плечами и сокрушенно вздыхает: «Боже, еще одна аномалия, когда же это кончится». То, что должно было поражать, удивлять и вызывать мурашки по коже, превращается в рутину, лишенную всякого смысла.
При помощи потусторонних сил, однако, можно повлиять на концовку сильнее, чем простым налаживанием или, наоборот, порчей отношений с товарищами. И одно из возможных изменений позволяет буквально переписать прошлое, отменив событие, которому львиная доля Oxenfree обязана своей драматичностью.
От такого остается лишь развести руками. Зачем? В чем смысл игры про трудности жизни после потери близкого человека, про обиды, про горечь утраты, про сложность выстраивания новых взаимоотношений, про чувство вины и сожаления о невысказанном, если игра эта позволяет отменить причину всех этих проблем?
* * *
Oxenfree , начавшаяся так многообещающе, заканчивается на минорной ноте. Во второй половине игры открываются опциональные записки, слегка проливающие свет на истоки местных сверхъестественных сил. Записки эти раскиданы по всему острову, и игра откровенно намекает на то, что самое время заняться их сбором, — только вот разговаривать героям уже не о чем, и поиски кусочков предыстории оборачиваются унылым блужданием по пустым локациям под гробовое молчание.
Впрочем, если и не собирать записки, все равно придется заново возвращаться в уже знакомые (и более не кажущиеся удивительными) места. Повествование же в это время все больше уходит от личных вопросов героев в сторону фантастики, которая в лучшем случае ничего не дает истории, а в худшем — ставит крест на ее самых выразительных моментах.
Похвально, что Oxenfree вообще ступает на не проторенную играми дорогу подростковых триллеров, — аналогов ей не сыскать. К несчастью, у нее не получается довести до ума ни одно из своих начинаний.
- восхитительная актерская игра и звукорежиссура
- правдоподобные и живые диалоги.
- слабая вторая половина игры
- развязка обеих сюжетных линий очень огорчает.
Во что: копия игры приобретена автором.
На чем: PC
Сколько: восемь часов на полное прохождение.
По завету Марка Твена
Обнаружив себя, по итогам принятых решений, на стороне большинства, остановиться и задуматься.