Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear

Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear

Рецензии — Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
Польская студия задумала показать мир глазами безумного художника, но так и не решила, для кого она это делает.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Галерея ужасов. Обзор Layers of FearГалерея ужасов. Обзор Layers of Fear
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear

Если посадить за Layers of Fear неподготовленного человека, поначалу он и не заметит подвоха. Мужчина ходит по особняку, читает письма, роется на полках, вертит в руках предметы — никак перед нами продолжение Gone Home.

В доме поселилась семья талантливого художника... но что-то случилось. В письмах то жалеют хозяина дома, то сетуют на его вспыльчивость. Шкаф ломится от спиртного, углы заставлены мышеловками, а на столе лежат забракованные иллюстрации для «Красной Шапочки» — кошмарные, как сама реальность.

Что-то случилось в этой семье. Не могло не случиться.

Все меняется, когда вы проникаете в святая святых художника — его мастерскую. Вашу мастерскую.

Дверь не выпускает вас, а накрытый мольберт ждет своего часа.

Пора сдернуть покров с холста. Пришло время закончить свой magnum opus.

Искусство спасет мир

Все, что происходит дальше, напоминает одновременно Gone Home и P.T.. Художник бродит по особняку, открывает двери и роется в шкафах. Пару раз даже решает «головоломки». Но комнатам и коридорам из пролога теперь отведена роль красок: они сменяют друг друга на ходу, преображаются и образуют сочетание за гранью логики и привычной геометрии.

Поначалу разница почти незаметна: тасуются комнаты, двери больше не ведут туда, откуда вы только что пришли. Залы и коридоры повторяются, картины на полотнах преображаются и накладываются друг на друга.

Но время идет, и происходящее вокруг начинает меняться прямо на ходу. Стоит покрутить камерой, и на месте коридора может возникнуть стена, а на месте стены — дверь. И будьте уверены, это самые будничные перемены из возможных. На первых порах поворачивать голову здесь действительно страшно — ведь не знаешь, что или кто может оказаться за спиной.

Цель всегда одна: найти некий предмет. После этого ближайшая дверь приведет вас обратно в мастерскую, где можно будет продолжить работу над картиной. А пока художник бродит по запутанным коридорам, с помощью записок и памятных предметов нам по крупицам раскрывается его непростая жизнь, омраченная семейной трагедией.

Постепенно краски сгущаются, кусочки складываются во все более тягостную картину, одни догадки сменяют другие. Происходящее в письмах, рисунках и воспоминаниях героя перекликается с образами и событиями вокруг него. За происходящей шизофазией проступают метафоры и символы, в голове выстраивается концепция. Неужели появился «умный хоррор» в эпоху скримеров?

Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
► Судя по отражениям в зеркале, главный герой не пользуется своей тростью, но покачивание камеры и ритм шагов выдают в нем хромого.
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
► Для декора использовали настоящие картины: от мрачных работ Рембрандта до кошмарных полотен Гойи и Босха. Одни просто смотрят вам в душу и создают антураж, другие намекают на судьбу художника и его семьи.
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
► Некоторые найденные предметы помещаются в мастерскую, где их можно снова изучить. Мастерская здесь вообще играет роль «тихой гавани», как та самая комната в Silent Hill 4: The Room.

Красота требует жертв

Над Layers of Fear работали если не одержимые, то, по крайней мере, вдохновенные люди. Залы, комнаты и коридоры хочется разглядывать, выбирая удачный ракурс, и увековечивать на скриншотах. Работа с цветами, освещением и сочетанием образов порой завораживает. Под стать и звук: шорохи, скрипы половиц, крысиный писк, стук в дверь, плач, великолепный эмбиент. В лучшие моменты в Layers of Fear погружаешься с головой.

А чтобы игрок не утонул в атмосфере, его то и дело хватают за волосы и бесцеремонно вытаскивают. Пытаясь подражать P.T., разработчики порой заходят слишком далеко. Дело не в многократном использовании «петли» из одинаковых коридоров (этот трюк здесь обыгран по-разному и прекрасно оттеняет безумие художника). И даже не в присутствии озлобленной покойницы-жены, которая всячески изображает из себя Лизу из P.T. и время от времени стремится обнять героя.

Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
► В поисках сюжетных подробностей постоянно приходится лазать по бесчисленным полкам, большая часть которых заполнена обычным хламом.

В P.T. ощущался расчет на стримы и летсплеи, и ей это можно простить — «ходячий» трейлер как-никак. Но в Layers of Fear с первых минут настраиваешься на «умное», созерцательное путешествие в чертоги безумия. Однако авторы не брезгливы и регулярно развлекают дешевыми скримерами, основная масса которых испугает только самых впечатлительных.

«Лобовых» пугалок тут не очень много: разъяренная жена и резкие звуки по расписанию. Но столкновений с женой легко избежать, а если не получилось, вы просто встаете и идете куда шли. Стоит это понять, и вся острота сходит на нет: в отсутствие страха за жизнь скримеры только раздражают, а объятия жены (каждый раз одинаковые) приедаются быстро. Чувствуешь себя так, будто зашел не в галерею безумца, а в «комнату страха».

Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
► Происходящее можно интерпретировать как борьбу творца с собственными страхами и переживаниями. С этой точки зрения жена и дочь превращаются в препятствия, которые пытаются отвлечь художника от великой цели.
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
► Постепенно реальность искажается все сильнее. В одной из версий поместья все изрисовано карандашами и мелками, потом им на смену придут ведра разлитой краски...
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
► Случайных образов и деталей в Layers of Fear нет. Безумие художника начиналось с мнимых шорохов и воображаемых крыс, и отражение этой паранойи показано в игре в самых разных обличиях.

Вместо того чтобы полностью сосредоточиться на великолепной концепции и сюжете, сделать историю одержимого художника по-настоящему проникновенной, Layers of Fear просто перебирает декорации. Здесь нет напыщенности Amnesia: A Machine for Pigs, но и ее трогательности и глубины достичь тоже не удалось.

Layers of Fear пытается быть философским и трагичным «Портретом Дориана Грея», однако больше напоминает готические рассказы Эдгара Аллана По — вроде «Овального портрета», «Береники» или «Черного кота». Жуткие, выразительные, развлекательные рассказы, где форма царит над содержанием. Вы можете собрать все кусочки сюжетной головоломки и получить удовольствие от сюжета...

Но по-настоящему привязаться к героям и проникнуться их бедой вряд ли получится.

Однако... Когда фортепиано начинает играть под руками несуществующей жены и все предметы вокруг плавно взлетают к потолку, неумолимо падая при каждой фальшивой ноте, — в Layers of Fear понемногу влюбляешься и уже закрываешь глаза и на пресные скримеры, и на «лишние» комнаты, набитые пустыми шкафами, потому что понимаешь, что это значит в контексте истории.

И таких моментов в игре достаточно, чтобы так или иначе сгладить ее неприятную сторону.

Порадовало
Огорчило
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
  • эстетика отвратительного;
  • логика сна во всей красе;
  • внимание к мелочам;
  • яркий подход к отображению шизофрении;
  • концовки отлично дополняют друг друга.
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
  • откровенное и не всегда уместное цитирование P.T.;
  • одни методы разработчиков создают атмосферу, другие разрушают ее;
  • много лишних комнат, слишком много пустых полок;
  • ближе к концу трансформация реальности перестает удивлять, а новых приемов нет;
  • для полного понимания задумки игру стоит пройти не менее двух раз, но механики едва хватает на один.
Как мы играли
Во что: финальная версия предоставлена издателем за день до релиза.
На чем: PC
Сколько: восемь часов на два прохождения.
«Ачивка» редакции
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
Я так вижу
Рисуй печенью.
Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
Оценка сайта
7,0
Хорошо

Вердикт

Концептуальный, обворожительный, безумно (ха!) красивый симулятор ходьбы, который не смог окончательно выбрать приоритеты. Он быстро перестает пугать, а сюжетная драма не вызывает настоящий отклик в душе. Но это все равно увлекательный психологический триллер, авторам которого будто бы не хватило решимости, чтобы в полной мере раскрыть оригинальную задумку.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Артемий Котов
Артемий Котов
Играет в видеоигры столько, сколько себя помнит. Больше всего ценит интересную историю, глубокую атмосферу и тактическую свободу. А если там ещё и мужик в коробке прячется, тогда точно игра года. Любитель научпопа, психологической прозы и философской болтовни.