14 марта 2016
Обновлено 17.05.2023

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - изображение обложка
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 1

Близкие по духу

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 2
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 3
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 4
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 5
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 6

Рэй Брэдбери, «И грянул гром»

Deponia Doomsday , в точности соответствуя своему содержанию, напоминает временной парадокс, труд проказника, подчиняющего себе континуум. Ее не должно быть — потому что в конце классической трилогии историю Руфуса, механика-недотепы с мусорной планеты, завершили безо всякой возможности подать апелляцию.

Руфус мертв, но это нисколько не мешает ему быть главным героем новой игры.

Не думай о секундах свысока

Нет, он не воскрес. Нет, он не призрак, не зомби и не иная нежить.

Просто Deponia Doomsday начинается до первой Deponia. Руфус собирает очередной агрегат для побега на Элизиум — роскошный орбитальный модуль для эвакуации с Депонии и колонизации планеты с говорящим названием Утопия. Руфус как генномодифицированный мечтатель, лишенный страха смерти, снова пробует туда попасть — на сей раз на воздушном шаре.

Претворению в жизнь безупречного плана помойного кулибина неожиданно мешает некий Макхроникл, который… ну, вы уже догадались по фамилии. Он странствует во времени, и он об этом пожалеет.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 7

► Неуверенный в себе Макхроникл причинит еще тонну неприятностей, идя на поводу у Руфуса.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 8

► Отец Тони — просто идеальный тесть для Руфуса: податливый (и боится дочери до ужаса), щедрый, хозяин магазина со взрывчаткой.

Усатый Макхроникл понимает, что нарушил некую цепь событий… а еще нечаянно поссорил Руфуса с его невыносимой девушкой Тони. И вдобавок перечеркнул события всей предыдущей трилогии, равно как ее своеобразный хэппи-энд.

Вместе они пробуют все исправить, но делают только хуже. Потом еще раз. Наконец становится ясно, что некая сила им препятствует, а Элизиум вместе с Депонией почти неизбежно будут разрушены. Количество временных последовательностей перестает поддаваться исчислению, а Руфус попадает во временную петлю. Кто-то отчаянно мешает спасению уютного мирка от очередной катастрофы, и чем дальше, тем сильнее герои запутываются в поступках и их следствиях.

Неизбежность беды

Deponia Doomsday сплетает множество вероятностей в один безумный протокол вмешательств в реальность. Помните объяснения дока Брауна насчет Биффа, подарившего альманах самому себе? Здесь подобное на каждом шагу. Руфус роняет банку себе в карман в прошлом, чтобы достать в настоящем. Включает телевизор ребенку, чтобы в будущем получить его очки (зрение-то испортилось). Передает бесценную информацию о шляпной моде через посредника — а потом сам же ее получает в другом времени и месте.

В конце концов Daedalic вылетает за пределы собственных возможностей и путается. Ближе к финалу, когда нужная развязка напрочь пропадает из поля зрения, студию подводит упование на многослойность сюжета о темпоральных завихрениях как на единственную опору.

Происходит страшное: теряется симпатия к героям, завоеванная с большим трудом. Цель расплывается, будущее возвращается и снова исчезает, кульминацию смазывают новые временные петли — вам же нравится «День сурка», правда? — а финал оставляет в душе пустоту. Не опасаясь спойлеров, смело признаемся: мы вернемся ровно туда, откуда начали. Просто поймем, чего избежали.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 9

► Руфус недолго пробудет преподавателем в университете Пуэрто-Ржаво. И вовлечет студентов в свои зловещие темпоральные опыты.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 10
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 11
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 12

► Энтузиазм Руфуса иссякает с каждым циклом временной петли. Даже в зоне развлечений Элизиума!

Накала той степени, что есть в других частях, здесь не ждите. Не ждите и фирменного для Daedalic отрезвления — когда и мы, и Руфус неожиданно осознавали, что натворили, ирония сменялась хандрой, словно похмельем. Хотя поступки героя временами чудовищнее всех прежних, в Doomsday вас не окатывают ледяной водой, как в старой трилогии или в схожей по эмоциональному наполнению Edna & Harvey. Остается лишь искусно связанная, вынуждающая нас все время наступать себе на хвост история о предназначении, свободе выбора и триумфе долга над эгоизмом.

Сам себе создатель

Deponia Doomsday опирается чуть ли не на все темпоральные теории сразу. Устройство Макхроникла просто перематывает время. Другие (а их много!) открывают червоточины в пространстве-времени. Третьи влетают в нужную точку, но ограничены детерминистским подходом: прошлое изменить нельзя, а порой вдобавок приходится приводить в исходный вид. Нашлось место даже промежуточному измерению, своего рода «Зен» из Half-Life, только вне времени, а не вне пространства.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 13

► Изо всех эпох и вероятностей в город Парадокс сыплются люди и мусор. Путешествия во времени для обитателей города — рутина.

В фантазии Daedalic не откажешь, только острить в пределах темпоральной темы им удается не так часто, как хотелось бы. С куда большим энтузиазмом они издеваются над привычными для Депонии вещами, вроде комически раздутой бедности городишка Кувак, где вместо фигур для настольной игры используются гнилые фрукты.

Что куда важнее, создатели наконец-то проехались тяжелым катком сарказма по Элизиуму, утопающему в блажи, роскоши и спокойствии. Руфус поставит крест и на первом, и на втором, и на третьем — а как иначе? Где Руфус, там всегда бедствие.

Как ни странно, регулярные возмущения континуума почти не нарушают логику игры. Doomsday следует собственной же привычке снабжать поиск решений подсказками в контексте: если Руфус мечтает выдрать зуб щипцами — знайте, беда роялю, потому что его клавиши напомнят Руфусу зубы.

Где-то и подсказок не надо, а где-то — напротив. Целый уровень в парке развлечений — возмутительный масштабный затык, в котором фантастически непросто уловить логику. Прочие эпизоды проходятся в меру заковыристо, а мини-игры пропускаются. Даже такие отборные, как рекомбинация ДНК (один из самых пробирающих до костей моментов во всей игре, кстати).

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday - фото 14

► Наскоро собрав команду, Руфус окунается в опасный мир партийных ролевок древности. Зеркальный лабиринт не терпит слабаков!

Жаль, что нельзя пропустить QTE. Они моментально сбиваются с панталыку. И это единственное геймплейное отличие от прежних частей — кроме таймера, временами отсчитывающего нам время на манипуляции.

* * *

Достойные квесты старинного образца, с заваленным инвентарем и двумерными экранами, всегда будут в чести, и Deponia Doomsday из их числа. Но в контексте всей эпопеи возникают опасные вопросы: зачем продолжать уже завершенную историю? Почему игра не меняет почти ничего? Стоило ли вообще выдергивать Руфуса с того света, чтобы водить по кругу?

И наконец, где гарантия, что на этом всё? Что мешает другому Макхрониклу разбить другие бокалы в другой временной последовательности и дать толчок развитию другой истории? Ничего, кроме заявленной в финале морали. Нам, как и в прошлый раз, чертовски жаль расставаться с таким ярким и глубоко прописанным героем, как Руфус, — но пора же и честь знать.

Вердикт

Возвращение на Депонию после трехлетнего перерыва лишено должных оснований, но нам все равно весело. Хоть временами и не понятно, зачем и отчего.

Достоинства
👍
  • хитросплетения путешествий во времени
  • привычный для Daedalic острый черный юмор
  • тончайшие намеки и отсылки внутри игры
  • логика здесь, по сравнению с трилогией, выправлена.
Недостатки
👎
  • продолжение притянуто за уши... ...и завершается нелепо
  • нить повествования теряется из-за перебора с временными сдвигами
  • Руфуса перестали спускать «с небес на землю».
Как мы играли

Во что: игра куплена незадолго до релиза.

На чем: PC

Сколько: двенадцать часов по нашему исчислению, или 12 х 1025 лет по депонийскому (учитывая разницу между промежуточным, настоящим и абсолютным временами).

Ачивка редакции
Хузза, обойдусь и без вас!

Петь заставочные песни вместо филонящего Поки.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь