День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday

Рецензии — День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
Взбалмошный механик Руфус вернулся, чтобы пошатнуть само время.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
День помойного сурка. Обзор Deponia DoomsdayДень помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday

Deponia Doomsday, в точности соответствуя своему содержанию, напоминает временной парадокс, труд проказника, подчиняющего себе континуум. Ее не должно быть — потому что в конце классической трилогии историю Руфуса, механика-недотепы с мусорной планеты, завершили безо всякой возможности подать апелляцию.

Руфус мертв, но это нисколько не мешает ему быть главным героем новой игры.

Не думай о секундах свысока

Нет, он не воскрес. Нет, он не призрак, не зомби и не иная нежить.

Просто Deponia Doomsday начинается до первой Deponia. Руфус собирает очередной агрегат для побега на Элизиум — роскошный орбитальный модуль для эвакуации с Депонии и колонизации планеты с говорящим названием Утопия. Руфус как генномодифицированный мечтатель, лишенный страха смерти, снова пробует туда попасть — на сей раз на воздушном шаре.

Претворению в жизнь безупречного плана помойного кулибина неожиданно мешает некий Макхроникл, который... ну, вы уже догадались по фамилии. Он странствует во времени, и он об этом пожалеет.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
► Неуверенный в себе Макхроникл причинит еще тонну неприятностей, идя на поводу у Руфуса.
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
► Отец Тони — просто идеальный тесть для Руфуса: податливый (и боится дочери до ужаса), щедрый, хозяин магазина со взрывчаткой.

Усатый Макхроникл понимает, что нарушил некую цепь событий... а еще нечаянно поссорил Руфуса с его невыносимой девушкой Тони. И вдобавок перечеркнул события всей предыдущей трилогии, равно как ее своеобразный хэппи-энд.

Вместе они пробуют все исправить, но делают только хуже. Потом еще раз. Наконец становится ясно, что некая сила им препятствует, а Элизиум вместе с Депонией почти неизбежно будут разрушены. Количество временных последовательностей перестает поддаваться исчислению, а Руфус попадает во временную петлю. Кто-то отчаянно мешает спасению уютного мирка от очередной катастрофы, и чем дальше, тем сильнее герои запутываются в поступках и их следствиях.

Неизбежность беды

Deponia Doomsday сплетает множество вероятностей в один безумный протокол вмешательств в реальность. Помните объяснения дока Брауна насчет Биффа, подарившего альманах самому себе? Здесь подобное на каждом шагу. Руфус роняет банку себе в карман в прошлом, чтобы достать в настоящем. Включает телевизор ребенку, чтобы в будущем получить его очки (зрение-то испортилось). Передает бесценную информацию о шляпной моде через посредника — а потом сам же ее получает в другом времени и месте.

В конце концов Daedalic вылетает за пределы собственных возможностей и путается. Ближе к финалу, когда нужная развязка напрочь пропадает из поля зрения, студию подводит упование на многослойность сюжета о темпоральных завихрениях как на единственную опору.

Происходит страшное: теряется симпатия к героям, завоеванная с большим трудом. Цель расплывается, будущее возвращается и снова исчезает, кульминацию смазывают новые временные петли — вам же нравится «День сурка», правда? — а финал оставляет в душе пустоту. Не опасаясь спойлеров, смело признаемся: мы вернемся ровно туда, откуда начали. Просто поймем, чего избежали.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
► Руфус недолго пробудет преподавателем в университете Пуэрто-Ржаво. И вовлечет студентов в свои зловещие темпоральные опыты.
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
► Энтузиазм Руфуса иссякает с каждым циклом временной петли. Даже в зоне развлечений Элизиума!

Накала той степени, что есть в других частях, здесь не ждите. Не ждите и фирменного для Daedalic отрезвления — когда и мы, и Руфус неожиданно осознавали, что натворили, ирония сменялась хандрой, словно похмельем. Хотя поступки героя временами чудовищнее всех прежних, в Doomsday вас не окатывают ледяной водой, как в старой трилогии или в схожей по эмоциональному наполнению Edna & Harvey. Остается лишь искусно связанная, вынуждающая нас все время наступать себе на хвост история о предназначении, свободе выбора и триумфе долга над эгоизмом.

Сам себе создатель

Deponia Doomsday опирается чуть ли не на все темпоральные теории сразу. Устройство Макхроникла просто перематывает время. Другие (а их много!) открывают червоточины в пространстве-времени. Третьи влетают в нужную точку, но ограничены детерминистским подходом: прошлое изменить нельзя, а порой вдобавок приходится приводить в исходный вид. Нашлось место даже промежуточному измерению, своего рода «Зен» из Half-Life, только вне времени, а не вне пространства.

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
► Изо всех эпох и вероятностей в город Парадокс сыплются люди и мусор. Путешествия во времени для обитателей города — рутина.

В фантазии Daedalic не откажешь, только острить в пределах темпоральной темы им удается не так часто, как хотелось бы. С куда большим энтузиазмом они издеваются над привычными для Депонии вещами, вроде комически раздутой бедности городишка Кувак, где вместо фигур для настольной игры используются гнилые фрукты.

Что куда важнее, создатели наконец-то проехались тяжелым катком сарказма по Элизиуму, утопающему в блажи, роскоши и спокойствии. Руфус поставит крест и на первом, и на втором, и на третьем — а как иначе? Где Руфус, там всегда бедствие.

Как ни странно, регулярные возмущения континуума почти не нарушают логику игры. Doomsday следует собственной же привычке снабжать поиск решений подсказками в контексте: если Руфус мечтает выдрать зуб щипцами — знайте, беда роялю, потому что его клавиши напомнят Руфусу зубы.

Где-то и подсказок не надо, а где-то — напротив. Целый уровень в парке развлечений — возмутительный масштабный затык, в котором фантастически непросто уловить логику. Прочие эпизоды проходятся в меру заковыристо, а мини-игры пропускаются. Даже такие отборные, как рекомбинация ДНК (один из самых пробирающих до костей моментов во всей игре, кстати).

День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
► Наскоро собрав команду, Руфус окунается в опасный мир партийных ролевок древности. Зеркальный лабиринт не терпит слабаков!

Жаль, что нельзя пропустить QTE. Они моментально сбиваются с панталыку. И это единственное геймплейное отличие от прежних частей — кроме таймера, временами отсчитывающего нам время на манипуляции.

* * *

Достойные квесты старинного образца, с заваленным инвентарем и двумерными экранами, всегда будут в чести, и Deponia Doomsday из их числа. Но в контексте всей эпопеи возникают опасные вопросы: зачем продолжать уже завершенную историю? Почему игра не меняет почти ничего? Стоило ли вообще выдергивать Руфуса с того света, чтобы водить по кругу?

И наконец, где гарантия, что на этом всё? Что мешает другому Макхрониклу разбить другие бокалы в другой временной последовательности и дать толчок развитию другой истории? Ничего, кроме заявленной в финале морали. Нам, как и в прошлый раз, чертовски жаль расставаться с таким ярким и глубоко прописанным героем, как Руфус, — но пора же и честь знать.

Порадовало
Огорчило
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
  • хитросплетения путешествий во времени;
  • привычный для Daedalic острый черный юмор;
  • тончайшие намеки и отсылки внутри игры;
  • логика здесь, по сравнению с трилогией, выправлена.
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
  • продолжение притянуто за уши...
  • ...и завершается нелепо;
  • нить повествования теряется из-за перебора с временными сдвигами;
  • Руфуса перестали спускать «с небес на землю».
Как мы играли
Во что: игра куплена незадолго до релиза.
На чем: PC
Сколько: двенадцать часов по нашему исчислению, или 12 х 1025 лет по депонийскому (учитывая разницу между промежуточным, настоящим и абсолютным временами).
«Ачивка» редакции
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
Хузза, обойдусь и без вас!
Петь заставочные песни вместо филонящего Поки.
День помойного сурка. Обзор Deponia Doomsday
Оценка сайта
7,5
Хорошо

Вердикт

Возвращение на Депонию после трехлетнего перерыва лишено должных оснований, но нам все равно весело. Хоть временами и не понятно, зачем и отчего.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Евгений Баранов
Евгений Баранов
Автор «Игромании.ру» и гуманитарий просто-таки до мозга костей. Однажды был укушен вторым Warcraft, с тех пор болеет стратегиями, хоть в целом и всеяден. Газетчик, радийщик, верный супруг, любит жаловаться на жизнь за рюмкой коньяка.