Юркий радиоуправляемый автомобильчик мчит по извилистому треку, то уходящему вертикально вверх, то описывающему мертвую петлю. Секундомер заставляет гнать все безрассуднее. Поворот. Прыжок. Финиш. Машинка с рекордным результатом врывается на первое место в «международной формуле на время» — именно так в игре называют безумные заезды по умопомрачительным трассам. Эти заезды такие стремительные, что, пока вы читали этот абзац, кто-то вполне мог десяток раз сойти с маршрута или пройти гонку.
Словом, это та же «Трекмания», что и тринадцать лет назад. У нее грубый дух «старой школы», современное воплощение, а задора и веселья хватит, чтобы дать фору многим современникам.
Ой, кто-то успел пройти еще один заезд.
«Вставьте монетку или нажмите X, чтобы продолжить» — так встречает нас Trackmania, незатейливо отдавая дань аркадным гонкам 1990-х, на которые она опирается. Конечно, сходство с Outrun или Chase H.Q. едва уловимо, а то, что редактор трасс скроен по образу и подобию Stunts и Racing Destruction Set, имеет лишь историческое значение. Куда важнее то, как она использует их наследие и что она приносит в настоящий день.
Ответ элементарный — сложность. Это гонка, бросающая вызов.
Главная задача «Трекмании» — поставить игрока в предельно некомфортные условия и заставить приспосабливаться. Эта игра может указать «езжай сюда» и тем самым отвлечь внимание от поворота направо, ее трассы извиваются ужом, перетекают из одной плоскости в другую, испытывают мертвыми петлями и захватывающими дух трамплинами и больше всего напоминают американские горки. Только тут не подневольно едешь на вагончике, а сам ведешь машинку и из-за ошибки можешь разбиться об бордюр или после затяжного прыжка улететь в овраг.
В одиночных заездах нет противников, кроме времени, хотя и оно дает жару не хуже десятка виртуальных оппонентов. В большинстве своем Trackmania — набор испытаний на скорость и реакцию. И если, скажем, в серии Trials еще можно было остановиться, подумать и оглядеться, то здесь часики тикают в турборежиме и нужно только жать на газ, успевать реагировать, путем проб и ошибок учиться проходить маршрут как можно быстрее.
По результатам удачного заезда выдаются медальки. Про стимул тоже не забыли: чтобы открыть соревнования посложнее, нужно проходить всё хотя бы на серебро, самые сложные — на золото. То есть все двести трасс откроются, если каждую проехать идеально. Впрочем, сложность соревнований повышается постепенно, и каждый найдет испытание себе по силам.
Соревнования проходят в четырех разных местах. Поведение каждого из четырех автомобилей вписали в локации, к которым они привязаны. При переходе из одной в другую обязательно приходится менять тактику и привыкать к другой физике.
Lagoon сочетает в себе песчаные пляжи с магнитными дорогами, похожими на американские горки. По Valley едешь вновь на багги, но уже по грязи, асфальту и травяным полям. Canyon — дрифт на обыкновенных с виду машинах по узким дорогам и широким бетонным полурампам. Stadium — футуристические трассы и болиды, на которых нужно аккуратно работать в поворотах с газом и тормозом.
Сложность, нарастающую вместе с напряжением игрока, тут компенсируют несерьезным отношением к происходящему. Стоит только зацепить ограждение или смачно поцеловать отбойник, как закадровый голос ехидно попросит «не портить покрасочку». Эта игра может посоветовать «защекотать друга в кооперативном режиме» или вывести на загрузочный экран слова Наполеона, Конфуция, Гомера Симпсона и мистического Голландца. Их высказывания сводятся к единой мысли: «нет ничего невозможного».
В этом, если что, и заключается суть «Трекмании».
Не важно, соревнуешься ли ты только со временем или хочешь показать лучший результат в мультиплеере, игра проверяет тебя на прочность. А делать это она может бесконечно, потому что испытания здесь не заканчиваются. Серьезно! Исколесив все треки, можно сразиться по сети с сотней игроков, которые призраками разбегутся по трассе после команды «GO!».
И это будет задачка посложнее борьбы с таймером.
Сегодня, когда игры все больше привязывают свои сервисы к онлайну и отказываются от разделенного экрана, странно видеть в гонке столько режимов для соревнования за одним экраном. Самый простой — Split\Screen на четверых. Самый безумный — классический «трекманский» Double Driver, где игроки берут под контроль один автомобильчик и пытаются координировать свои действия. Сколько мы с другом за все тринадцать лет существования Trackmania ни пытались научиться управлять одной машинкой, все у нас шло через пень-колоду, и каждый заезд превращался в балаган с перетягиванием вожжей.
Самое интересное кроется в Secret Mode. Мало того, что он запускается чит-кодом, так еще все четыре режима, скрывающиеся за разными комбинациями клавиш, — это отсылки к играм на аркадных автоматах. Mono-Screen предполагает кооперативный заезд на одном экране (который не делится!), прямо как в Micro Machines. В Smash, чтобы ускоряться, нужно как можно чаще нажимать условную кнопку X — привет, Track and Field. В Bonus игроков время от времени «награждают» разными эффектами: это может быть блокировка руля или уменьшение транспорта до микроскопических размеров. Ну а в Stunt за исполнение трюков в воздухе активируют турбо, хотя приземлиться на четыре колеса ой как непросто.
А еще испытания тут не закончатся никогда, потому что для любого из вышеперечисленных режимов можно сгенерировать случайный трек или построить свой. В конструкторе Trackbuilder трассы собираются из тучи заданных элементов, но это никак не ограничивает потенциал. Мне, к примеру, удавались две простые: грунтовая раллийная и песчаная вдоль морского побережья, почти как Kanaloa Bay в MotorStorm: Pacific Rift. Но я уверен, что при должном старании можно повторить изгибы какого-нибудь аттракциона вроде Intimidator 305 или придумать что-то более сложное.
И, пожалуй, лучшей гонки для игры с друзьями сейчас не найти.
Но лучше всего поглощать «Трекманию» небольшими порциями. Трассы тут короткие, стремительные и достаточно быстро выжимают из игрока все соки. Через пару часов вы рискуете потерять концентрацию и начать злиться на игру. А вот когда на свежую голову одолеваешь пять-десять заездов — напротив, кажется, что нет аркадной гонки лучше.
Понятно, что «Трекмания» не про бодание с соперниками, но хотелось бы посмотреть, как ей пойдут соревнования с ботами в одиночной кампании и физическими противниками вместо призраков в сетевых соревнованиях.
За время существования серии Trackmania формула игры только совершенствовалась и, кажется, подошла к пику. Прошлые части Trackmania, начиная с Nations, рано или поздно становились киберспортивными дисциплинами, и у Turbo тоже есть все шансы, а пока это самая подходящая гонка для вечеринки.
Только не вздумайте садиться за руль в нетрезвом виде.