«Сомния»: самый добрый из ужастиков, самая страшная из сказок
Диалог с подсознанием походит на попытку договориться со стеной о том, чтобы она сдвинулась чуть левее и перекрасилась в зеленый цвет. Вы можете сколько угодно кричать, требовать, просить и умолять, но, пока сами не возьметесь за дело, ничего не поменяется. Человеческий мозг способен запросто перепутать право и лево, хотя знает ответ, так что добиться от головы должной работы можно только прилагая к тому усилия.
Иное дело — сновидения. В них мозг работает не так, как при бодрствовании, и тут уже довольно сложно хоть как-то участвовать в его воспитании. Остается расслабиться и смотреть картинки, наутро посмеиваясь над тем, какую чушь ваше подсознание показывало вам ночью.
Жанр : фильм ужасов, драма, фэнтези Режиссер : Майк Флэнеган В ролях : Кейт Босворт, Джейкоб Трамблэ, Томас Джейн, Аннабет Гиш, Скотти Томпсон Премьера в России : 28 апреля 2016 года Возрастной рейтинг : 16+
Неспящий художник
Автор «Окулуса», сценарист, режиссер и вообще талантливая личность по имени Майк Флэнеган не любит простые фильмы. И к триллерам относится совсем не так, как, скажем, Майкл Бэй и его продюсерская контора. Флэнеган через призму обычного и привычного создает картины, рушащие нормы жанра.
Подобно скульптору, он обрабатывает исходный материал, создавая из шаблонов вещи, достойные экспозиции в галереях и музеях. Увы, именно поэтому многие его работы недолюбливают. «Делаешь фильмы про привидений — вот и делай про привидений, зачем нам столько сюжета? Я что, на ужастики думать прихожу?!» — вопрошает недовольный кинозритель.
В «Сомнии» такого рода публика видела нечто в духе «Слэндера», скрещенного с «Кошмаром на улице Вязов». А автор взял и смешал «Лабиринт Фавна», «Приют» и «Виноваты звезды», сопроводив выразительной музыкой от автора «Кошмара перед Рождеством». Этого типичный ценитель хорроров совсем не ожидал, особенно насмотревшись на постеры, явно намекающие на то, что его ждет очередной «Астрал».
В результате кино раскритиковали в пух и прах, вместо того чтобы похвалить автора за смелость, за подход и за великолепнейший сценарий, дающий зрителю куда больше, чем упомянутый «Астрал».
► Вопреки предположениям, это не очередная история в духе «Знамения».
Инсомния
Живет на свете маленький мальчик, для которого каждая ночь — испытание твердости духа. Ложась в постель, он делает все возможное, чтобы не уснуть: читает книжки, пьет энергетики и крепкий кофе. В его возрасте подобные эксперименты со здоровьем опасны, но выхода у него нет, ведь все его сновидения становятся явью, пусть и только пока он спит.
Приемная семья мальчика очень удивилась, когда их дом однажды заполонили красочные бабочки. И еще больше — когда к ним вернулся давно умерший сын, чей образ через фотографии запечатлело приемное чадо. Казалось бы, все счастливы: и родители могут проститься с погибшим ребенком, прежде чем навсегда отпустить, и бабочки вреда не приносят.
Почему же приемный мальчик так не любит спать?
► Увы, мальчику снятся не только эти милые бабочки.
Вот тут и вмешивается жанровый фактор. Далеко не все сны мальчика безоблачны и прекрасны, кошмары детям тоже снятся. Во снах к мальчику порой приходит жутковатый скелетообразный тип, имеющий привычку пожирать всех, кто есть в доме. Собственно, именно поэтому нынешняя семья мальчика уже далеко не первая.
В попытках разобраться, что к чему, как спастись от монстра и как уберечь ребенка от него самого, новые родители пройдут через очень многое, наделают массу ошибок и даже смогут часть из них исправить. Концовка даст под дых чугунной кочергой и заставит явственно прочувствовать, что в мире все неоднозначно. Финал будет неожиданным, не характерным для подобных историй. Если он сможет вас растрогать, значит, режиссер справился со своей задачей.
► Этому промокадру верить никак нельзя. В фильме сцена куда более жуткая благодаря специальной графике, да еще и символизмом полна до краев.
Анализ сновидений
Разбор хитросплетений здешнего сюжета походит на поиск ключей на полу в темной комнате: никогда не знаешь, где найдешь, что найдешь и понадобится ли тебе вообще то, что ты с таким трудом отыскал. Флэнеган раскидал по фильму уйму подсказок. Одни проявляют себя сразу, другие — только к финалу. Если зритель соберет в голове все элементы головоломки, ничего не упустит и все запомнит, то в конце он получит полную картину произошедших событий и предельно ясное виденье развязки.
На словах все сложно и запутанно, по факту же главное, чтобы у зрителя было желание разобраться и понять, что лишних диалогов и элементов в фильме попросту нет. Да, режиссер иногда финтит, подбрасывая кусочки головоломки, не подходящие по размеру, но только чтобы зрителю было интереснее. Поэтому смотреть этот фильм куда приятнее, чем картины, целиком и полностью состоящие из скримеров. «Сомнию» нужно изучать и анализировать, наслаждаясь процессом.
За наслаждение частично отвечает саундтрек Дэнни Элфмана, вернувшегося на свою волну. Он создал по-настоящему сказочный звуковой ряд, сотканный из радостных рождественских мелодий… исполненных похоронным оркестром: с одной стороны, музыка полна надежды, а с другой — печали в ней нисколько не меньше.
Как и все прочее в «Сомнии», это непривычно, можно даже сказать — неправильно для подобных проектов. Но оно опять же, вопреки логике, идет на пользу, создает должный, совсем не пугающий настрой, окончательно отодвигая жанр ужасов подальше.
► Отпустить старое и принять новое — или продолжать наполнять свою жизнь иллюзиями? Мало кто хотел бы оказаться перед таким выбором в реальности.
«Сомния» уходит от клишированных ужастиков в сторону мистических драм, успешно балансируя где-то посередине. Одной рукой режиссер создает чудовищ и вставляет скримеры, а другой — наполняет пространство чудесами, волшебством и понятными, жизненными историями, в которых есть как трагизм, так и радость.
При таком умении управляться с кучей элементов сразу режиссер мог бы стать жонглером или ходить по канату в цирке. К счастью, он принадлежит миру кино и творит там по-настоящему удивительные вещи.
Вот как раз такие.
Полный романтики, доброты и приятной грусти фильм ужасов, который может изменить ваше мнение о жанре в целом.