02 августа 2016
Обновлено 17.05.2023

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - изображение обложка
Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 1

Близкие по духу

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 2
Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 3
Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 4
Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 5
Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 6

)

«Светлячок» (сериал)

Вниманию всех членов экипажа! Уровень сближения: критический. Сравнение с Terraria неизбежно. До цели три секунды, две, одна…

Сходство с Terraria ожидаемо и не удивительно: главный разработчик Starbound участвовал в ее создании. Пожалуй, общего тут даже слишком много. При большом желании можно нащупать в Starbound самостоятельную центральную идею: например, здесь появился сюжет, межзвездные путешествия, чуть больший акцент сделан на выживание (читай — потребность время от времени питаться).

Но центральной идеей тут на самом деле не пахнет. Это все та же хорошо знакомая двумерная песочница про строительство и спелункинг, хотя к ней и прикрутили массу вещей, которые ей в таком исполнении, пожалуй, не слишком-то нужны.

Повторение — мать приключения

В отличие от Terraria и Minecraft с их абстрактными тоннелями Порчи и криперами, в Starbound сеттинг обозначен четко и ясно: далекое будущее с межзвездными полетами и колонизацией планет. Хотя среди высоких технологий встречаются анахронизмы вроде луков и копий с каменным наконечником, а для выкапывания больших объемов горной породы сложно найти что-то лучше старой доброй алмазной кирки.

Сюжет — главное, наверное, новшество — незамысловат: в день, когда наш герой окончил военную академию, его планету уничтожили гигантские тентакли. На угнанном с ближайшей стоянки космическом корабле он бежит на соседнюю планету, ремонтирует свой звездолет, а затем путешествует по галактике, собирает квестовые артефакты и готовится к работе по специальности — битве с генералом тентаклей.

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 7

► Звездолет — родной дом космического исследователя. Внутри космические корабли можно обставлять по собственному вкусу.

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 8

► Небоскреб из стекла и бетона в мегаполисе скоро придется променять на домик в лесу. Или в пещере. Или на астероиде.

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 9

► Планеты различаются геологией, климатом, гравитацией и продолжительностью суток.

По идее, квесты должны помочь сориентироваться, аккуратно провести вас от одной механики к другой (в Terraria с ее полным отсутствием целеуказаний новичок рисковал заблудиться). Вот только «наставник» из миссий никудышный. Некоторые ключевые моменты вообще не объясняются (за этими знаниями приходится лезть в фанатские энциклопедии или на YouTube), а NPC не стесняются посылать туда не знаю куда, в расчете, видимо, на то, что вы наткнетесь на поставленную цель случайно.

В конце концов, задания попросту скучны, особенно бесконечные (хотя и необязательные) поручения в стиле «принеси-убей», гордо именующиеся «процедурно генерируемыми». Тексты простейшие (а проматывать их почему-то нельзя), интрига… да какая интрига? Сюжет, пожалуй, самая слабая сторона Starbound.

С другой стороны, он дает хороший повод для знакомства с народами галактики. Их семь, и они весьма колоритны: бороздящие космос на паровозах космические ковбои, чрезмерно разумные обезьяны, воинственные гуманоидные растения, роботы, притворяющиеся средневековыми рыцарями… У каждой расы свой стиль звездолетов, мебели, архитектуры и речи. Исследовать и разглядывать их куда интереснее, чем просто двигаться по сюжетным рельсам.

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 10

► На Заставе мы встречаем торговцев, берем задания и получаем новые способности.

Но Starbound подозрительно любит рельсы. Иногда история заводит нас на отдельные статичные уровни, отличающиеся от обычных локаций лишь тем, что там нельзя копать и строить. В этих миссиях песочница превращается в обыденный платформер в тематическом подземелье: пробеги кросс с препятствиями, перебей врагов, победи босса. При этом механика движения и боя не так уж сильно изменилась со времен Terraria (платформер из нее не самый отзывчивый), а главной фишки тамошних стычек Starbound лишилась.

Вспомним боссов из Terraria: ареной для битвы с ними был весь мир. Стратегическое терраморфирование — строительство и копание прямо в ходе боя, а также использование заранее спланированных фортификаций — ключ к победе над самыми заковыристыми противниками.

Но в Chucklefish зачем-то решили распихать боссов по специально отведенным комнаткам, и вместо того, чтобы усиливать акцент на свободу, они ее будто бы стыдятся и силком загоняют игру в рамки. Была яркая боевая песочница — остался платформер, подобных которому тысячи.

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 11

► Кристалл-убийца предусмотрительно повис прямо над единственным оружием, способным его уничтожить.

Сто двенадцать стульев

В том, что касается исследования мира, Starbound все равно впечатляет. На планетах множество необычных существ, поселений, растений, ресурсов, секретов и любопытной добычи, и все это способно вызвать детский восторг… если за плечами у вас нет десятков часов, проведенных в Terraria.

Слишком хорошо знакомыми оказываются те элементы, что должны вызывать самые сильные эмоции: процедурно сгенерированная геология и архитектура, блуждание в темных лабиринтах пещер, строительство базы вместе с друзьями, разведка незнакомых мест и постепенное развитие героя. Бесчисленные планеты перестают манить, как только понимаешь, что один мир ничем не интереснее любого другого. И весь тот океан деталей, что годами клепали разработчики, служит либо косметическим целям, либо для создания одноразового эффекта «посмотрите, у нас можно делать и вот это тоже!».

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 12

► При ветре капли падающего под углом дождя, как положено, обрезаются рельефом, а во время урагана вода долетает до середины комнаты, если оставить дверь открытой.

С другой стороны, на славу постарались художники: почти в любом закоулке вселенной есть на что поглядеть. С орбиты открывается вид на саму планету и ее спутники, поверхность небесных тел встречает величественными пейзажами, а недра — разнообразными подземными биомами, от обычных рудников до пещер из чьих-то костей и плоти.

Обустройство собственного жилья заставляет вспомнить The Sims : одних только разновидностей стульев в игре больше сотни, а сколько еще другой мебели, постеров, бытовой техники, фонарей и всяких экзотических предметов интерьера — глаза разбегаются! Любители создавать домашний уют будут в восторге… если, конечно, им хватит усидчивости, потому что мебель придется либо выковыривать из чужих жилищ, либо крафтить из собранных ресурсов. В отличие от Minecraft, в Starbound нет «творческого» режима, но эта проблема частично решается модами (какая же песочница без модов?).

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 13

► На поверхности часто можно найти пустующие хижины — живи себе, Дядя Федор!

Чемоданчик с инструментами

Некоторые механики здесь попросту не получают шанса раскрыться. Например, персонаж способен превращаться в маленький мобильный шар — прямо как в Metroid. В такой форме можно пролезать в узкие щели, а также сверхзвуковым синим ежиком скатываться с наклонных поверхностей. Звучит интересно, но применяется до обидного редко и в основном для проникновения в «секретные» комнаты во время миссий, когда игра запрещает ломать стены.

Возможность держать оружие и инструменты в обеих руках позволяет создавать полезные комбинации: одной рукой метаем копья, в другой держим фонарик и освещаем себе дорогу в пещере. Или хватаем парные крюки-кошки и получаем мобильность Человека-паука. Или попросту деремся двумя мечами. Сражения здесь довольно динамичные и требуют от игрока какого-никакого навыка. Но есть одна закавыка: убойная сила оружия все-таки важнее умения ловко маневрировать.

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 14

► Некоторые фишки не вошли в релиз. Например, таких мехов теперь можно создавать только с помощью консольной команды.

Процедурная дегенерация. Обзор Starbound - фото 15

► Обитатели флоранской деревни были настроены дружелюбно, пока я не начал ломать их дома.

А вот что точно хорошо — местами Starbound удобнее Terraria. Блоки раскапываются быстрее и с большего расстояния. Миры зациклены: если долго идти в одну сторону, окажешься там, откуда пришел, что сильно упрощает путешествия по поверхности планеты, да и попросту логично — мы же на круглой планете, а не в аквариуме. Разделение инструментов на топоры, кирки и молоты упразднено — для всех строительно-разрушительных работ у героя есть универсальный манипулятор материи. Конечно, кирки и буры остались, но в качестве ситуативной альтернативы: они эффективнее манипулятора, однако ломаются со временем.

* * *

Главная проблема Starbound в том, что, пытаясь сочинять что-то новое, она распадается на множество идей-осколков, связанных лишь тонкой ниточкой фантастического антуража. Недостает целостности: песочница и приключенческий платформер, прекрасно уживавшиеся в Terraria, вдруг стали жить порознь. Игровые механики не работают сообща, не создают новых уникальных ситуаций. Их много, но они сами по себе.

Но Starbound очень сильно менялась в процессе разработки, равно как и Terraria, которую обновляют уже пять лет. Так что мы уверены — конец этой истории еще не наступил.

О локализации

Только английский язык. Частичную русификацию сделало сообщество.

Вердикт

Стоит ли вам погружаться в Starbound, зависит от того, прошли ли вы Terraria вдоль и поперек. Если Terraria давно наскучила, то и в Starbound делать будет особенно нечего. Если же вы еще не испорчены копательными платформерами, то в этой галактике можно застрять надолго.

Достоинства
👍
  • любовно отрисованные спрайты
  • галактика, полная милых народцев
  • преизрядное количество занятий
  • обилие модов
  • неплохой саундтрек.
Недостатки
👎
  • многие механики сделаны чисто для галочки
  • откровенно скучная сюжетная линия, лучше бы ее не было вообще
  • от сравнений с Terraria никак не отделаться — и часто они будут не в пользу Starbound.
Как мы играли

Во что: релиз с GOG.com.

На чем: PC с Debian Linux

Сколько: двадцать часов.

Ачивка редакции
«Петька, бей черно-белых!»

Расстрелять из бластера войско пингвинов-милитаристов.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь