«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

Кино — «Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»
Школьники бегают от монстров, играют в Dungeons & Dragons и слушают The Clash. Все замечательно.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»
,«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

Если вы читали «Оно» Стивена Кинга, то знаете: самый экранизируемый писатель придумал самую неэкранизируемую сцену в популярной литературе (да, речь про групповушку) и сделал ее ключевой. Поэтому киношникам волей-неволей придется рассказывать эту историю по-своему.

Но братьям Даффер очень хотелось этим заняться.

«Мы просили Warner Bros доверить нам ремейк, — говорит Мэтт Даффер в интервью Hollywood Reporter. — Я буквально умолял. Говорю "ну пожалуйста!", а они — нет, и всё тут». Но пыл и фанатизм не пропали зря. Вместо «Оно» братья сняли Stranger Things. Они же «Очень странные дела» (перевод из разряда «если никто не предложит название получше, я назову фирму "Яблоко"»).

Жанр: триллер, мистика, музей эпохи
Продюсеры: Мэтт Даффер, Росс Даффер
В ролях: Вайнона Райдер, Дэвид Харбор, Финн Вулфард, Милли Бобби Браун, Гейтен Матараццо и другие
Премьерный показ: 15 июля 2016 года
Продолжительность: 8 серий по 50 минут

Это мини-сериал из восьми серий — идеальный, по мнению Дафферов, формат для экранизации «Оно». История про маленький американский городок, где завелось таинственное зло. Жуткий монстр крадет детей, правительство мутит темные делишки, девочка с суперспособностями прячется от преследования. Они клином разрезают провинциальную идиллию и затягивают жителей в роковую воронку.

Выглядит и звучит это так, будто снимал молодой Спилберг после споров с Карпентером и Крейвеном о Кинге. Даже хуже — как будто ИИ на нейросетях уже научился выдавать продукт по загруженным в него образцам. Учебники сценарного мастерства — 3 шт., романы Кинга — 15 шт., фильмы Спилберга — 2 шт.

Интересно ли смотреть, как кто-то перебирает все, что посмотрел и прочитал в юности? Да это просто офигенно!

Верните мой 1986-й

Хотя это еще тот вопрос: почему вдруг имеет успех мешанина из уже отработавших свое штампов. Может, работают живые персонажи и подбор актеров? Как сказать. Если штампованной вам показалась завязка и тема, то учтите, это еще цветочки. Стандартных героев здесь как жуков под гнилым пнем.

Шериф с трагическим прошлым работает спустя рукава. Пацаны-лузеры (лидер лузеров, чернокожий, толстяк) играют в D&D и гоняют на велосипедах. Тупые хулиганы их достают. Хорошая девочка флиртует с красавцем-козлом у школьных шкафчиков. Страшненьная подружка-ботаник ее увещевает. Странный одиночка украдкой фотографирует... Продолжите ассоциативный ряд и даже не думайте удивляться, когда увидите это на экране.

Но актеры, как в костюмы, на лету запрыгивают в эти образы и производят неплохое впечатление. Например, Вайнона Райдер всерьез кажется неадекватной: психует, истерит на грани переигрывания. Это наполняет ее сцены дискомфортом и недоверием, который испытывают находящиеся рядом другие герои.

«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

Зато шериф... С ним хочется выпить пару бокалов, хлопнуть его по плечу и пожаловаться на соседа. Но, когда он берется за серьезное дело, совсем не чувствуешь уверенности в успехе.

И особенно хороши дети. Химия между мальчиком и найденной в лесу молчаливой девочкой бурлит так, что аж ладошки потеют. Смотришь и понимаешь, что готов завтра же признаться однокласснице в любви (сперва побрив зазнобу налысо), но потом вспоминаешь, что уже давно вырос и женат.

Естественно, это заслуга не только героев. Здесь живые сцены, приятные диалоги. Функции фраз закамуфлированы под вполне естественные реплики. При этом сюжет — одна из самых парадоксальных составляющих сериала. На первый взгляд, он перегружен вводными. История начинается с вороха завязок и нескольких тем, а заканчивается резонным вопросом — о чем вообще был этот фильм? О взрослении? Или, наоборот, о том, что важно сберечь в себе внутреннего ребенка? О дружбе? О том, что нельзя отбирать у детей детство? Или о том, что взрослым нельзя терять надежду?

«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

Когда идут финальные титры — хоть после глубокой истории, хоть после простой, — в голове должно прозвучать: «Сегодня я понял...». Но когда фильм обо всем — он одновременно ни о чем. С другой стороны, когда разгребаешь в голове кучу поднятых тем, все же остается одна общая: «уютный мирок окружен ужасами реальности. И не известно, когда и где образуется дыра и в нее затянет».

Парадокс в том, что до финальных титров многочисленные темы ни разу не сбиваются в кучу. Ни одной запинки, резкого скачка и провисания. Здесь кроется главная прелесть — работа режиссеров, их уверенность и энергия. Сериал настолько ловко жонглирует вниманием, что его физически трудно не проглотить зараз.

Технически Stranger Things совершенен, как итальянский суперкар, от которого еще пахнет сборочным цехом. Картинка — глаз не оторвать. В музыке хочется раствориться. Развитию сцен и переходам следует хлопать стоя. Диалоги, монтаж и напряжение создают ритм барабанного переката. А удар по тарелке — уже начало следующей сцены.

А как виртуозно вписаны в контекст флэшбеки! Они понятны даже без специальной цветокоррекции.

«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

А еще это привет 1980-м — и не дань моде, а настоящая любовь к эпохе. Не китч, как, например, в Kung Fury (там тебе тыкают восьмидесятыми в лицо: «Смотри, у нас пленку зажевало. Смотри, какой шрифтик! Помнишь такой, а? Помнишь, помнишь?!»). «Очень странные дела» подают ностальгию вообще без капли самоиронии — на полном серьезе. Сегодня так не принято, ведь есть риск показаться пошлым. Но у братьев Даффер хватает вкуса не отвлекать от истории на средства ее выражения.

Потому и штампы не раздражают.

Это же не первый фильм с кучей клише. В наше-то время. Но «Странные дела» отлично иллюстрируют слова Джорджа Лукаса: «Штампы стали штампами, потому что работают». Если их умело использовать, добавим.

«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

Очень уютное прошлое

В демонстративной клишированности Stranger Things пугает другое. Проблема, выходящая далеко за рамки фильма, — референсное мышление. Это когда продукт не может существовать без опоры на свой источник вдохновения. Так же как пародия без оригинала становится лишь набором непонятных шуток.

«Оно» Кинга — это тоже смесь целого пласта культуры американской weird fiction, вековых страхов и классической истории о взрослении. Вот только та сцена... Групповушка. Ее не может и не должно быть, а она есть. Сидит в памяти и шокирует одним своим существованием. И она никогда и нигде, кроме книги, не появится. Сцена без аналогов.

«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

Референсное мышление же пропускает только сцены, что уже где-то были, где-то сработали. Возможно ли сейчас представить концепт-художника без надерганных отовсюду картинок-образцов? Сценариста без структурной матрицы от какого-нибудь гуру? И чтобы в комнате постпродакшена не висела куча скриншотов с пометками «сделай как здесь»?

Чисто теоретически представим: «Странные дела» — первая в истории кинострашилка про монстра, детей и маленький город. Была бы история так же хороша без отсылок к великим? Возможно. Но имела бы она успех? В том смысле, что ей ведь не дадут зеленый свет ни продюсеры, ни создатели. Ни, к сожалению, зрители.

Парадокс ожиданий — хочется чего-то новенького, но такого же. И второе всегда пересиливает.

«Оно» можно не снимать. Обзор сериала «Очень странные дела»

* * *

«Очень странные дела» — по-настоящему хорошее кино и одновременно музей жанра. Его приятно посмотреть, ностальгически улыбнуться. Но второй сезон... нет, хватит перекомпоновывать давно придуманное. Надо уже идти вперед.

Как обычно говорят в кино: «Иначе чем мы лучше машин?»

Кинохоррор из 1980-х, сделанный лучше, чем в 1980-х.
Комментарии
Загрузка комментариев