16 августа 2016Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Куда исчез былой задор аркадных гонок

Куда исчез былой задор аркадных гонок - изображение обложка
Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 1

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Гонки изменились.

Когда-то, в 1974 году, все началось со схематичных заездов пиксельных конструкций по абстрактным кругам. Пролетели годы, прошли десятилетия. Современные технологии позволяют создавать масштабные фестивальные соревнования в открытом мире, симуляторы учат водить, а один из них близок к тому, чтобы стать официальной автоспортивной дисциплиной. Все это просто здорово!

Печалит другое. Гонки многого достигли, но вместе с тем многое и многих мы потеряли. Я уже писал, о каких сериях скучаю, но еще больше мне недостает былого задора гоночных игр, особенно аркадных. Об этом я и хочу поговорить.

Как гонки менялись

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, пулей промчусь по истории гоночных игр.

Основоположниками гоночного жанра считаются SPEED RACE от создателя Space Invaders Томохиро Ниcикадо и GRAN TRAK 10. Обе вышли в 1974 году и — тогда еще весьма схематично, в черно-белой пиксельной графике, — воспроизводили спринт и заезд по кольцевой трассе.

► Gran Trak 10

В последующие пятнадцать лет формировались поджанры гоночных игр. Появились первые симуляторы, а один из них, Indianapolis 500, уже в 1989 году показывал достаточно правдоподобную физику, чтобы в нем тренировались гонщики «Формулы-1». Тогда же было положено начало культовым сериям OutRun и Test Drive.

► Indianapolis 500

► OutRun (1986)

Расцвет жанра пришелся на девяностые. Gran Turismo, Need for Speed, Ridge Racer, Twisted Metal, Colin McRae Rally, Driver, Super Mario Kart — все эти знаменитые серии родом из того времени. Это была пора экспериментов и смелых решений. Тогда появились самые жестокие и самые чокнутые гонки.

Да и для симуляторов время тоже было хорошее — Grand Prix Legends до сих пор вспоминают как одну из самых сложных гонок в истории.

► Gran Turismo

► Twisted Metal

В последующее десятилетие жанр продолжал бурлить. Midnight Club еще до «Форсажа» обратилась к теме уличных гонок, а затем ее подхватил и популяризовал Need for Speed: Underground. Вместе с тем сама серия Need for Speed на несколько лет захватила умы миллионов, став чуть ли не главной аркадной гонкой в индустрии.

Серии Burnout и FlatOut развили тему зрелищных аварий и соревнований на выживание. Появилась первая онлайновая гонка Motor City Online. Развивались «полусимуляторы», вроде ранних частей Forza Motorsport и Project Gotham Racing. MotorStorm бил по сусалам сложностью и заставлял заучивать свои вариативные трассы, а серия TrackMania делала то же самое для коротких, но замысловатых, как американские горки, треков.

► Need for Speed: Underground

► MotorStorm

Теперь же ряды аркадных гонок тают. Последний Driver вышел пять лет назад, последний Burnout — восемь. FlatOut оказалась не в тех руках, а будущее Twisted Metal и Midnight Club туманно. Преемников, увы, тоже не видно. Хорошо хоть Mario Kart, TrackMania и Need for Speed продолжают выходить.

Зато появляются новые любопытные вещи вроде Assetto Corsa, Project CARS, Driveclub, The Crew и серии F1. Да и старые симуляторы чувствуют себя хорошо — Gran Turismo и Forza Motorsport все еще в строю.

Словом, жанр проходит тот же период становления, что и другие: он сужается, а разработчики выводят популярные и выигрышные формулы.

► Assetto Corsa

К чему мы пришли

Сегодня окончательно наступила эпоха симуляторов. Их выходит едва ли не больше, чем аркадных гонок. Они охватывают почти все дисциплины автоспорта и предлагают физику разного уровня сложности и реалистичности.

Это меня радует. Я и сам постиг основы вождения в первых частях Gran Turismo и с тех пор далеко руль не убираю. Я достаю его, чтобы промчаться по опасным спецучасткам в DiRT Rally, покататься на «Феррари» по Нюрбургрингу в Assetto Corsa и разогнать наскаровский болид в iRacing. В этих симуляторах весьма правдоподобная модель поведения автомобилей, а потому и просто ездить в них приятно.

Точно так же, как благодаря примитивной, но своеобразной физике было приятно кататься в старых аркадных «гоночках». У каждой был свой стиль. А сейчас так почти не делают, и это радовать уже не может. Простые развлечения тоже нужны, а аркадные гонки все больше равняются на симуляторы. Конечно, машина в аркадах должна сама притормаживать где надо, да и сцепление с дорогой на резких поворотах ей терять нельзя, но все же поведение авто должно быть реалистичным.

Аркадные гонки теряют индивидуальность, «тактильные» ощущения от вождения не меняются от игры к игре. Кругом псевдореалистичность. А она нам нужна?

Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 2
Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 3
Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 4
Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 5

► Четыре скриншота из популярных гонок последних лет. Все как на подбор! Только вот отгадаете ли вы эти игры?

Взять хотя бы Forza Horizon 2. В ней невообразимо живописный открытый мир и море занятий: от поиска раритетных авто до заездов наперегонки с поездом. При этом физика с некоторыми упрощениями перенесена из старшей симуляторной серии Forza Motorsport. Машины тяжелые, неповоротливые и вместо радости от управления скорее доставляют проблемы в безумных соревнованиях. Мы тут с поездами соревнуемся, к чему эти сложности? Веселье умирает, не успев толком начаться. А раз нет веселья, то зачем вообще возиться с урезанной копией Forza Motorsport?

Контрпример — последняя Need for Speed. Игра использует заезженный, но проверенный подход к аркадной физике машин. Те здесь очень легко уходят в скольжение и позволяют проходить все повороты в эффектном управляемом заносе. В этом, конечно, нет запала OutRun или Ridge Racer, но трюк все еще работает и берет за живое из-за доступности механики. К тому же, заглянув в игру из какой-нибудь Forza Motorsport 6, моментально чувствуешь разницу. Чувствуешь, что это совсем другая игра.

Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 6

► В серии Asphalt, при общей схожести концепции с концепцией Burnout, лицензированные машины. Они по понятным причинам почти не бьются. И это все портит.

Но в физику машин все не упирается. Большинство игр жанра в последнее время страдают от еще одной общей проблемы — они стали слишком серьезными. Веселье заменил ледяной пафос. Все аркадные гонки сегодня ровно об одном и том же: покатушки на новеньких дорогих тачках на фоне шикарных «открыточных» видов.

Почти все гоночные игры в наше время относятся к автомобилям исключительно как к дорогим роскошным продуктам. У них есть марка, производитель, может быть, даже история и другие скучные вещи. Разработчиков заботит, чтобы эти «продукты» выглядели вкусно и сексуально, чтобы мы любовались ими и фотографировали их на фоне какой-нибудь красоты.

Словом, нам продают машины.

Чего мы лишились

Раньше аркадные гонки не стеснялись показывать машины так, как любой видел их в детстве. До того, как сам купил себе одну. До того, как начал задумываться о практичности, комфорте и экономичности. Когда-то в четырехколесном транспорте все мы видели «бибику», которая делает «врум-врум», слетает с кухонного стола и вдребезги разбивается об стенку.

Ровно такими же «бибиками» машины были в старых аркадных гонках. Они сминались в гармошку и провоцировали массовые аварии в Burnout. Они месили грязь в MotorStorm. Они рокотали своими мощными движками в Driver и входили в повороты, оглушая диким визгом шин и выпуская дым из-под колес, как в фильмах семидесятых, вроде «Исчезающей точки» и «Детектива Буллита».

Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 7
Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 8
Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 9
Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 10

► А вот несколько скриншотов гонок прошлых лет. Даже если вы их не знаете, то все равно сразу поймете, что это разные игры.

Современным гонкам не хватает смелости. В них более не уместны аварии и смертоносные пушки — прощайте, Burnout и Twisted Metal. Размазывание пешеходов по асфальту в новом Carmageddon уже не кажется таким зверски жестоким и не будоражит кровь. Даже водитель больше нигде не вылетает через лобовое стекло (последнюю часть FlatOut вспоминать не хочется).

В нынешних гонках, похоже, совсем не осталось места задору и дурачеству. В них пассажиры такси не платят за безумную езду без правил, как в Crazy Taxi. В них не прокатишь девушку с ветерком на кабриолете, как в OutRun. Что уж говорить о разбросанных по трассе по-хорошему дурацких бонусах, как в Blur, Mashed или Rock n’ Roll Racing.

Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 11

► Положение отчасти спасает здравствующая серия Mario Kart, но она понятие машин как игрушек возводит в абсолют.

Куда исчез былой задор аркадных гонок - фото 12

► Игры серии TrackMania тоже все еще способны веселить своими фантастически изобретательными трассами. К тому же это одни из последних гонок с офлайновым кооперативом.

Создается впечатление, что сегодня гонки делают для, извините, мажоров, богатых бизнесменов и прочих людей, одетых от кутюр и с иголочки. Но не все же автолюбители такие. Среди них тоже есть большие дети. Вы посмотрите на бывших ведущих Top Gear. Их же и любят за то, как они дурачатся. Эти старые балбесы (двоим из них уже за пятьдесят) в каждом новом выпуске воплощали в жизнь (и продолжают это делать в The Grand Tour) подростковые грезы: жгли резину, соревновались с восходом и попросту разбивали машины в хлам. Мало кому удастся совершить такое в жизни. А теперь не удается даже в играх.

* * *

Я устал от чересчур серьезных гонок, от сексуальных холеных автомобилей с лоснящимися корпусами, от пафосного стритрейсинга. Я хочу больше дурацких вещей. Я хочу бонусов из Mario Cart, суперсил из Midnight Club, безумных трасс из TrackMania, сложности из MotorStorm. Зрелищных аварий, наконец!

Если вы, как и я, тоскуете по старым гонкам — поделитесь наболевшим в комментариях. Расскажите, чего вам не хватает в современных. И давайте вместе скрестим пальцы и будем надеяться, что финны из Bugbear в скором времени закончат Wreckfest, Reflections таки возьмутся за Driver, а новый проект Three Fields Entertainment будет похож на Burnout.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь