Кто старое помянет... Обзор Master of Orion

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion

Рецензии — Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
Master of Orion обещала стать дословным повторением второй части двадцатилетней давности, но благоразумно передумала.
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кто старое помянет... Обзор Master of OrionКто старое помянет... Обзор Master of Orion
Кто старое помянет... Обзор Master of Orion

Задолго до того, как Master of Orion появилась в «раннем доступе», нам говорили, что возрождение серии не будет отступать от канонов эталонной второй части (третья была куда более комплексной, зато и почти недоступной для массового игрока). Дескать, никаких жанровых свершений не будет — просто реинкарнация старичка в юном теле.

Так Master of Orion во всеуслышание отказалась от конкуренции с современными стратегиями. Знаете, на войне тоже можно отказаться от конкуренции, но это не спасет от пуль и снарядов. Мы, собственно, к чему ведем: все это время жанр 4X-стратегий развивался бурно, породив множество направлений, и Master of Orion никуда от этой среды не деться.

Тесная галактика

Помните то обещание — каноны, традиции, скрепы? В общем, отчасти Master of Orion все же освободилась от всего этого. Нет, основа основ уцелела. Есть галактика, полная звезд, вокруг звезд вращаются планеты, которые мы будем колонизировать, строить там здания и добывать пищу, налаживать промышленность, воплощать научные идеи и, конечно же, зарабатывать кредиты. Планеты разные — уютные земного типа, неуютные засушливые, совсем гадкие — радиоактивные, и тому подобное. И приносимая польза напрямую зависит от типа и размера планеты.

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
► Заселить другие планеты нельзя без колонизаторского корабля, однако можно помочь им избытками пищи, если построить администрацию.

Вот и первое отступление — вам не отыскать аборигенов даже на самой захудалой планетке, и записать дикарей в фермеры не получится: нет их.

Темп освоения галактики тоже изменился. Прежде всего, потому что нельзя порхать по открытому космосу как вздумается. Системы связаны трассами гиперпространства, и это порождает сразу две проблемы: трудность перелета между системами, не связанными этими ниточками, и защита путей.

Приграничные входы-выходы с этих трасс предстоит прикрывать боевыми станциями, иначе каждый встречный-поперечный сможет летать посреди вашей империи и даже заселять планеты в ваших системах. Задача демаркации границ, которой в оригинале и не пахло, в новой части становится одной из важнейших, если только вы не живете на самом отшибе галактики.

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
► Системы, обведенные кружочком, защищены от проникновения. Другие цивилизации будут регулярно выпрашивать право прохода (чтобы захватить свободные планеты) и страшно обижаться из-за отказа.

ЭТО ВАЖНО: некоторые трассы непроходимы с самого начала — так галактика «рубится» на несколько частей, что позволяет еще быстрее нажить себе врагов.

Антаресская ничья

Как и раньше, нет искусственных ограничений на захват планет, а вот естественные еще как имеются. Колония на токсичной планете, конечно, выживет, но толку от нее не будет очень долго — пока не вырастет население и не появятся необходимые здания. За это время ваши конкуренты, более придирчивые в выборе новых земель, вырвутся вперед и начнут подумывать о недружелюбных действиях.

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
► Даже доведя собеседника до ненависти, вы не гарантируете скорую войну. Но призывать к оружию вас будут часто.

Отговорить их, впрочем, теперь куда проще, чем на ранних этапах тестирования. Хотя дипломатия и мало чем выбивается за пределы жанровых стандартов, ее отличает относительное спокойствие участников. Если вы не дали заметную слабину, никто не будет кидаться с кулаками от переизбытка чувств.

Напротив, даже с самыми воинственными соседями можно завести теплые дружеские отношения, особенно если дружить вместе против кого-то. Это отличает Master of Orion от других игр жанра: ИИ весьма болезненно реагирует даже на самые безобидные дипломатические акты по отношению к его врагу. Простой обмен технологиями за спиной соседа злит его так, будто вы бросили ему в лицо грязный носок.

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
► Перекос в отраслях исследований достаточно тяжко сказывается на универсальности империи.

Немного изменился и подход к научным исследованиям. Когда-то вы изучали отрасль и получали с нее либо одну выбранную технологию из нескольких, либо случайную — если раса не креативна, либо все сразу — если раса креативна.

Все это в прошлом: новый формат прогресса — стандартное древо технологий, словно слизанное у Civilization. Различий между расами и подавно не наблюдается: что древний силикоид, что пламенный булрати движутся по общим научным рельсам. Единственный осколок ушедшей в прошлое системы — после некоторых научных прорывов на выбор даются две прикладные технологии. Впрочем, фатальной важности в подобном решении нет, вторую технологию всегда можно выкупить у соседей (или они отдадут сами, если засекут в вашей системе подозрительно большую флотилию).

Кровь в вакууме

А уж коль случилось неизбежное и беззвучно загремели корабельные орудия... Тогда вы увидите, что и здесь Master of Orion не находит в своем предке источника вдохновения. Пошаговые бои тогда, конечно, доводили до исступления, если их было много и все какие-то незначительные, но такой судьбы они не заслужили. Простенькая свалка кораблей, куча мала, где лучшая тактика — обвести рамкой и отправить на смерть. Проще только в Stellaris, где даже такой тактики нет, просто разборки стенка на стенку.

Впрочем, потеря не столь уж печальная, если наблюдать картину издалека: в 4X-стратегиях талант полководца все равно значит куда меньше, чем талант управленца, а могучая экономика за спиной армады важнее регалий ее капитана.

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
► После очередного технологического прорыва конструктор сам улучшает основные проекты, и одной кнопкой эти улучшения применяются к флотам. За деньги, конечно.

ЭТО ПОТЕРЯ: лидеры и адмиралы, увы, отправились на свалку истории. В то время как Endless Space и Stellaris их, наоборот, вытащили на свет божий.

По-хорошему — если придираться — список утрат можно продолжать. Многие расы не дожили до релиза. Угрозы антарессцев больше нет. Тем не менее достаточная для комфортной игры основа сохранена — о ней мы уже поговорили. Искусственный интеллект, правда, не блещет ни тактическими изысками, ни индустриальным гением: мы продолжаем мириться с противниками-читерами в TBS и RTS. Благо на высоких сложностях здешний компьютер все-таки показывает зубы, и ниже «сложной» выбирать не рекомендуем.

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
► Если вы не совершенствовали качество вашей разведки, агенты будут попадаться через раз.

Зато появилась славная система шпионажа, которая позволит при желании держать в страхе всю галактику: тут и воровство технологий, и саботаж, и бунт, и всякие дипломатические диверсии. При этом агенты кушать не просят, а регулярно выпускаются из академии безо всяких затрат со стороны игрока. Шпионь — не хочу. Правда, лучше сразу приготовиться к последствиям. Разок поймают за руку — простят, но потом могут и объяснить, что подглядывать нехорошо. Бомбардировкой столицы, очень доходчиво.

Еще «чекистов» можно рассадить по своим планетам, чтобы там мышь не проскочила (актуально для тех, кто и без разведки впереди галактики всей).

* * *

Самое время ныть про брошенные на ветер слова: возврат к корням состоялся не в полной мере. Но то было бы скверное, старческое нытье, сродни плачу по ламповым компьютерам и перфокартам. Master of Orion не побоялась впитать в себя новое — так сказать, экстерном пройти тот курс, что прошли все современные серии. Потому она играется приятно и долго — опять же вопреки обещаниям — и невероятно затягивает.

Другое дело, что разные механики у конкурентов получаются куда лучше. За конструктором кораблей ступайте в Galactic Civilizations 3, за битвами — в Sins of a Solar Empire, за политикой, конечно, в Stellaris. А Master of Orion не пытается нигде никого обогнать, оставаясь средней во всем — кроме общей компактности, складности устройства, цельности.

Высшая ценность Master of Orion, пожалуй, педагогическая: из всех современных 4X-стратегий про космос творение NGD Studios самое дружелюбное и доступное для освоения — не говоря уже о Stellaris, ведь игры Paradox никогда не отличались доступностью. Когда ваш братец или сынишка спросит, что происходит там, на этих маленьких звездочках в ночном небе, Master of Orion будет лучшим ответом.

Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
Порадовало
Огорчило
Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
  • NGD Studios не стали цепляться за архаизмы;
  • в совокупности все механики работают прекрасно.
Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
  • игре нечем блеснуть перед конкурентами;
  • чего греха таить, «олдфаги» уже наточили и нацелили топоры за массу отброшенных мелочей.
Как мы играли
Во что: игру предоставил издатель
На чем: PC
Сколько: 26 часов.
«Ачивка» редакции
Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
«Мистер Фортуна»
Захватить Орион и не спасти его от взрыва.
О локализации
Полный перевод текста и озвучки. Все прибрано и прилизано, строки никуда не вылезают, ошибок нет. Претензия лишь одна — в английской версии персонажей озвучили Марк Хэмилл и другие именитые артисты, а в локализации поработали российские актеры озвучки, которых с западными звездами и сравнивать нечего.
Кто старое помянет... Обзор Master of Orion
Оценка сайта
7,5
Хорошо

Вердикт

Master of Orion пытается догнать поезд, который увозит ее трон. Увы, короны ей пока не видать, но играть в нее достаточно приятно, чтобы этот факт не так огорчал.
Комментарии
Загрузка комментариев  
Об авторe
Евгений Баранов
Евгений Баранов
Автор «Игромании.ру» и гуманитарий просто-таки до мозга костей. Однажды был укушен вторым Warcraft, с тех пор болеет стратегиями, хоть в целом и всеяден. Газетчик, радийщик, верный супруг, любит жаловаться на жизнь за рюмкой коньяка.