27 сентября 2016Спец
Обновлено 17.05.2023

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили?

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - изображение обложка
Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 1

Под занавес шестого поколения консолей игровая индустрия пребывала в депрессии — многим казалось, что эпоха консолей завершается, PS4 и Xbox One не выстрелят, и гостиные начнут пустеть. Именно в ту нелегкую пору Valve выступила с грандиозной идеей соединить вместе PC и консоль, дав людям возможность сидеть на диване, играя в свои любимые PC-игры, купленные в Steam.

Задача остановить извечное противостояние «консольщиков» и «пекарей» была поистине грандиозной и требовала совершенно нового геймпада — такого, чтобы позволял стрелять без снижения меткости и поддерживал даже те игры, где геймпад не предусмотрен в принципе. То есть мог прикидываться

И вот наконец амбициозное устройство под название Steam Controller добралось до российского рынка — за его распространение у нас отвечает « Бука ».

Жесткий старт

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 2

► Нижняя крышка устройства весьма функциональна: не только скрывает отсек с батарейками, но еще и отличается парой удобных дополнительных кнопок.

Итак, заветная коробочка прибыла в редакцию. Внутри лежит сам контроллер, пара батареек, шнур USB-Micro USB, устройство приема сигнала и hub для него — на случай, если от системного блока сигнал идет плохо. Ничего лишнего и сложного, сразу понятно, что куда втыкать, приступить к игре можно буквально за минуту.

Батарейки расположили с умом — сзади есть крышка на защелке, заодно играющая роль пары дополнительных клавиш управления. Батарейки крепятся под ней, но не в центре контроллера, а в утолщенных «боках». Когда батарейка встает на место, сверху выдвигается фиксатор — болтаться элемент питания не сможет. Для извлечения батарейки надо отжать фиксатор вверх — тогда она выпадает из своего углубления прямо в руку.

В редакции устройство вызвало примерно одинаковую реакцию у всех.«Ух ты! Тот самый контроллер от Steam? Ой, что-то пластик дешевый. И скрипит. А вот это будет пачкаться. Ну да, дизайнеры не из Apple». Приходится признать, что на фоне какого-нибудь DualShock 4 внешний вид контроллера не впечатляет.

Все выглядит дешево и незатейливо, словно перед нами не готовый серийный продукт за 50$, а концепт. Кнопочки достаточно свободно ходят в нишах, вызывая невольные ассоциации с контроллерами от Sega , стик жестковатый и не дарит тактильного восторга, как, например, стики от Sony.

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 3

► Вид спереди: левый трекпад, кнопка вызова карты и инвентаря, кнопка Steam, кнопка вызова меню, правый трекпад, стик, буквенные кнопки.

С другой стороны, во время игры эти придирки не играют роли: стик слушается отлично, кнопки нажимаются без усилий. Правда, поначалу из-за непривычного расположения я частенько терял клавишу Х, но со временем руки запомнили, где она располагается.

Кажется, что штуковина такого размера просто обязана быть громоздкой и неудобной — но нет, инженеры Valve сделали так, что геймпад лежит в руках идеально. После пятичасовых игровых сессий руки не затекали, даже никакой усталости не было.

Единственная серьезная претензия к эргономике — это бампера. Они непростительно жесткие: в игре иногда даже лишний раз в инвентарь не лезешь, лишь бы не взаимодействовать с ними. А в играх, где бампера используются очень активно (в нашем случае — GTA 5 ), и вовсе приходится менять хват: указательные пальцы ставить на бампера, а средние на курки. Не критично, но поначалу очень непривычно.

Специфические черты

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 4

► Вместе с контроллером можно купить Steam Link. По сути — устройство беспроводного подключения компьютера к экрану в гостиной.

Суть Steam Controller, понятное дело, не в бамперах, а в трекпадах. Сразу скажу, я убежденный ненавистник этого типа устройств ввода. Работая на ноутбуках, я не просто подключал мышку, я заклеивал тачпады картоном, если аппаратно их нельзя было отключить.

Так вот, трекпады у Steam Controller прекрасны! То ли дело в чуть вогнутой форме, то ли в обратной связи, но они не вызывают ни усталости, ни дискомфорта и к тому же неплохо понимают, что именно ты от них хочешь. И чем больше ты с ними общаешься, тем удобнее и точнее они становятся.

Пока устройство выключено, трекпады не активны — нажимаются с трудом, не дают отклика. Но после включения они становятся почти живыми: мягко прогибаются под пальцами, приятно поскрипывают, слегка вибрируют. Даже без разметки всегда четко понимаешь, в какой части правого трекпада сейчас находится твой большой палец.

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 5

► Вот так устройство выглядит в коробке. Непосредственно под ним — батарейки и USB-передатчик. А вот шнур, инструкцию и hub нужно искать под противоударной картонкой.

Отдельно отмечу ту самую пару нижних клавиш, образующихся крышкой. Это колоссальное подспорье, особенно для экшенов. Во-первых, потому что это еще две кнопки, на которые можно назначить важные команды. Во-вторых, нажимать эти нижние клавиши нужно незанятыми средним и безымянным пальцем (при альтернативном хвате — мизинцем и безымянным). Зачем это нужно? Поясню.

Если у вас по умолчанию спринт стоит на кнопке Y (или любой другой из правой нижней группы), то прожимать его приходится тем самым большим пальцем, отвечающим за правый трекпад (мышку). Поэтому быстро бежать и крутить головой не получается. А вот если назначить бег и прыжок на нижние клавиши — спокойно спринтуем и прыгаем, не теряя контроля над курсором.

Еще и стрелять можем одновременно. Получаем ту же степень свободы, что и на клавиатуре.

Настройся и играй

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 6

► Моя настройка под Diablo III. Названия действий по умолчанию сбивают с толку, но с геймпада их переименовывать было откровенно лень.

Поскольку контроллер должен позволять без промаха разить врага в шутерах, основные испытания прошли в новой Deus Ex. Не в стелсе, разумеется, а через агрессивный стиль — с ввязыванием в каждую драку и полной зачисткой враждебно настроенных персонажей на уровне.

Контроллер показал себя отлично — если вначале стрелять приходилось в основном из укрытий и очередями в тело, то к концу прохождения я уже довольно уверенно раздавал хэдшоты из пистолета одиночными выстрелами. Движущиеся цели удавалось вести довольно прилично, но вот с прицелами, особенно снайперским, все оказалось не так удобно: цель постоянно ускользала, трекпад за ней не поспевал.

Здесь и заметна главная проблема: при всем своем техническом совершенстве небольшая площадь трекпада все же не может на равных конкурировать с мышью и просторным ковриком. Или быстрые, но не слишком точные движения, или возможность целиться белке в глаз — но не на бегу, а из-за угла.

Если же сравнивать с обычными геймпадами, то у Steam Controller меткость явно выше. Если говорить про одиночные игры, то после перехода в гостиную уже через пару недель вы не будете чувствовать нехватки меткости или свободы движений. В сетевых придется привыкать дольше и наверняка потребуется углубиться в дебри настроек, «затачивая» контроллер под себя.

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 7

► Левый трекпад можно превратить в меню аж на шестнадцать кнопок. Мне больше девяти никогда не требовалось.

Со старыми играми из каталога Steam все обстоит занятно. На каждую из них уже есть предустановленные настройки, которые наверняка покажутся вам неудобными и потребуют доработки. И вот здесь контроллер раскрывает свои истинные возможности — в нем действительно можно настроить все! Например, левый трекпад можно «оформить» как девять отдельных виртуальных кнопок — и навесить на них цифры, чтобы менять оружие в Duke Nukem 3D. Не нужен стик? Давайте превратим его в круговое меню! В игре нет мышки? Давайте просто отключим правый трекпад! В общем, свобода такая, что впору закружиться голове.

Я пошел в экспериментах еще дальше — за пределы уютной среды Steam. И с третьей попытки собрал себе вполне удобное управление для Diablo III.

Правда, тут есть свои тонкости: контроллер сам переключает настройки только для игр из Steam, поэтому приходится загружать нужную раскладку самому, долго копаясь в не самых логичных меню. А переключать раскладки надо — то, что хорошо и удобно для перемещения по рабочему столу, совершенно не подходит для Diablo или Heroes 3.

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 8

► В квесты играть вообще одно удовольствие — знай перемещай себе курсор да кликай.

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 9

► Скриншот делается комбинацией кнопок Steam + правый курок. Удобно всегда, кроме тех случаев, когда вы хотите сделать скриншот во время стрельбы.

Как вариант можно попробовать добавлять сторонние игры в библиотеку; по идее, тогда Steam должен запоминать настройки для них. У меня, впрочем, это не сработало — настройки не переключались на базовые при выходе из игры, приходилось переставлять их самому. К слову, для многих популярных игр не из Steam уже есть готовые пресеты от сообщества — но не факт, что они придутся вам по вкусу. Мне вот, к примеру, совершенно не подошел их вариант раскладки для Diablo III.

Подытоживая

Нераспробованной оказалась только одна функция — гироскоп. По идее, это довольно крутое решение для гонок, но я не поклонник жанра, и тестировать оказалось не на чем.

Комплектных батареек при интенсивном использовании мне хватило на три дня — на мой взгляд, это мало, особенно по сравнению с живучестью DualShock. Подозреваю, заряд активно расходуют всяческие вибрации контроллера. Дальше я подключил шнур и благополучно играл по нему, а люди, не любящие провода, наверное, поставили бы аккумуляторы.

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 10

► Один из ранних прототипов контроллера выглядел вот так.

Steam Controller. Геймпад, который мы заслужили? - фото 11

► Те самые зажимы для батареек под задней крышкой.

Кстати, интересный момент — при подключении через шнур выключить контроллер, зажав на пять секунд кнопку Steam, не получится — только вынув шнур из USB-порта.

Общие же впечатления, несмотря на дешевый пластик и жесткие бампера, скорее положительные. Steam Controller оказался на удивление удобным и заметно более точным, чем контроллеры от Sony и Microsoft. Играть в современные игры из библиотеки Steam с поддержкой геймпадов — одно удовольствие, во все остальное тоже можно, но уже подгоняя настройки под себя. И да, если рассматривать Steam Controller не как простой геймпад, а как инновационный гаджет, то он явно стоит своих денег. Все его проблемы типичны для устройств первого поколения, по которым еще не прошлись напильником и шлифовальной машинкой.

Но дождемся ли мы второй итерации?

* * *

Устройству пока не хватает продуманной программной оболочки — покупатели геймпадов обычно любят включать и играть, а не тратить полчаса на калибровку настроек управления. Если вы убежденный поклонник PC и до этого с геймпадами дел не имели, то Steam Controller — очень неплохой вариант. Вас не будут раздражать недоработки дизайна и отпугивать настройки, а плюсы игры с дивана очень быстро перевесят дискомфорт от привыкания к новому.

И еще это отличное устройство для тех, у кого дома живут дружелюбные кошки. Типичная история — только сел поиграть, как приходит кот и укладывается на руки вздремнуть. Спустя полчаса пальцев уже не чувствуешь… Так вот, с контроллером проблема решилась — я теперь спокойно играю, положив руки на кота. И все довольны.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь