24 ноября 2016Особое мнение
Обновлено 17.05.2023

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - изображение обложка
Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 1

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Что мы хотели бы увидеть в формате VR? Хорроры? Here They Lie и демки седьмого Resident Evil к вашим услугам. Адреналиновые гонки с видом из кабины? Driveclub VR пытается справляться с этой задачей. Космос? EVE: Valkyrie , кажется, закрывает тему на ближайшее время. Порно? Ну, тут уж как-нибудь сами.

А как там ситуация с путешествиями на другие планеты? Это тоже один из обязательных пунктов программы минимум для виртуальной реальности, ведь почти в каждом игроке сидит маленький космонавт-исследователь. Не на этом ли строился невероятный ажиотаж вокруг No Man’s Sky? Увидеть своими глазами ландшафты иных миров, понаблюдать за диковинными зверушками, словно дедушка Дроздов, отыскать следы древних цивилизаций… Да почти что каждый подавляет в себе это желание, сидя в душном офисе, аудитории или классе.

Именно поэтому почти на самом старте PS VR вышло целых два проекта, посвященных путешествиям по иным планетам. Ну, или полтора.

Robinson: The Journey

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 2

Robinson: The Journey от студии Crytek был одним из самых ожидаемых VR-проектов, наравне с Batman: Arkham и уже упомянутой «Валькирией». Как известно, графика — ахиллесова пята шлемов виртуальной реальности, но кому как не немецким мастерам визуала исправлять положение? И трилогия Crysis, и Ryse: Son of Rome могли вызывать вопросы по части геймплея или сюжета, но картинка в них искупала если не все, то многие огрехи. Поэтому в случае с Robinson геймеры надеялись получить от Crytek самую красивую на сегодняшний день игру для VR. И они ее получили.

Название, конечно, отсылает нас к знаменитому роману Даниэля Дефо о злоключениях Робинзона Крузо. Завязка примерно та же: корабль терпит крушение, и главный герой оказывается на необитаемой территории, где и пытается выжить. Только вместо моря тут космос, вместо острова — планета, населенная динозаврами, а вместо умудренного жизнью путешественника — маленький мальчик по имени Робин. Ну а роль Пятницы делят между собой летающий шарообразный робот HIGS (судя по дизайну и поведению, дальний родственник Призрака из Destiny и Уитли из Portal 2 ) и ручной динозаврик Лайка (серьезно, ее так и зовут — Laika). Цель героев очевидна — не быть съеденными, сломанными или растоптанными и выбраться с безымянной планеты.

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 3

Выглядит Robinson: The Journey настолько хорошо, насколько это технически возможно на нынешнем поколении VR-устройств. Когда первый раз поворачиваешь голову и оглядываешь тропический лес, в памяти тут же всплывает самый первый просмотр «Аватара» Джеймса Кэмерона. Вроде бы ничего оригинального, джунгли как джунгли, но дух захватывает. Возможно, трепет перед первобытной средой, как две капли воды похожей на земную, заложен в нас природой. Картинка при этом почти полностью четкая и почти совсем не размытая. К сожалению, от этого самого «почти» пока что не способны избавиться даже Crytek, но достигнутые результаты все же впечатляют.

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 4

Если до этого у вас не было опыта игры в виртуальной реальности, то знакомиться с технологией посредством Robinson мы категорически не рекомендуем. Почему? Да потому что в ней вам приходится ходить. На примере этой в высшей степени глупо звучащей фразы очень легко объяснить, почему рассказывать про VR — дело неблагодарное и малополезное. В шлеме все ощущается иначе, особенно перемещение в пространстве.

Наш мозг, как выясняется на практике, очень легко обмануть. Даже если вы ни разу не сомневаетесь в том, что все происходит только на экранчике внутри пластикового шлема на вашей голове, вестибулярный аппарат в это верить категорически отказывается. И если речь идет о транспорте вроде автомобиля, танка, звездолета, да хоть боевого робота, то все более или менее нормально, но как только вы начинаете перемещаться «на своих двоих», земля тут же уходит из-под ног — по крайней мере, в первые пять минут игры. Возможно, именно поэтому Робин ходит со скоростью восьмидесятилетней старушки и совершенно не способен бегать — мало ли, еще начнет игрока мутить. Замедлен даже спуск по веревке — от греха подальше.

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 5

► Вы можете сканировать местную живность, почти как в No Man’s Sky, но взамен получите только записи в энциклопедию.

Что касается геймплея, то тут все ровно так, как и обещали разработчики: 60% исследования мира и 40% решения головоломок. Причем исследовать придется все очень внимательно. Никаких подсказок и указателей нет и в помине, разве что HIGS может что-то посоветовать, но для этого надо прислушиваться к тому, что он там болтает, летая подле вас.

Впрочем, сами головоломки довольно простые: найти, куда ведут провода, вставить генератор, отыскать недостающие части механизмов. Иногда приходится привлекать и Лайку, всюду следующую за вами. Вообще, этот маленький динозаврик в легкую может завоевать звание самого очаровательного компаньона в истории видеоигр. Да, Элизабет в BioShock: Infinite красива и помогает в бою, но ей не сравниться с большеглазым ручным тирексом!

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 6

► Иногда вы взлетаете в небеса, чтобы перераспределить энергию между генераторами. В такие моменты кажется, будто вы разглядываете феноменально проработанную миниатюру.

Если оценивать Robinson: The Journey как простую видеоигру, то шесть-семь баллов — ее потолок. Это неплохой «симулятор ходьбы» с парой динамичных эпизодов и не особо сложными загадками. Другое дело, что в VR он ощущается совершенно иначе. Если вы уже приобрели себе шлем от Sony , то Robinson на данный момент — один из тех немногих проектов, что оправдывают покупку.

The Martian VR Experience

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 7

А вот с «игрой» по «Марсианину» Ридли Скотта ситуация иная. Оценивай ее как простую видеоигру или как VR-проект — итог все равно неутешительный. В Steam и PS Store за The Martian VR Experience просят почти полторы тысячи, но по-хорошему ключ на нее должен бесплатно прилагаться к Blu-ray с фильмом.

Общая продолжительность игры — полчаса, и треть их занимают вставки из кинокартины, совершенно не адаптированные под формат. Насчет каких-то там кат-сцен никто особенно ломать себе голову не захотел — все в лучших традициях старых добрых игр по фильмам. Сюжета как такового нет — нам просто пересказывают «Марсианина» от начала до конца, только некоторые эпизоды превращены в коротенькие геймплейные сцены.

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 8

Всего их семь. В каждой из них необходимо выполнить последовательность действий. Речь опять же не о загадках, а о достаточно очевидных задачах. К примеру, вот перед вами кран, вот батареи, вот грузовик. Что надо сделать? Правильно — погрузить батареи. Пятилетний ребенок разберется.

Новизну ощущений должны подарить, видимо, манипуляции с PS Move (или контроллеров HTC Vive), кстати, не задействованным в Robinson: The Journey. Но в процессе выясняется, что Crytek приняли правильное решение, оставив управление геймпадом. То, что творится с руками бедного Марка Уотни во время движения, вызывает неподдельный ужас. Они выгибаются под неестественными углами, проходят через объекты, распадаются на составляющие — в общем, во всей красе показывают несовершенство технологии.

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 9

Все, что касается графики, тоже очень печально. Например, если взглянуть на рукав скафандра, то вместо нашивки вы увидите размазанное нечто, а вместо поверхности Красной планеты красуется бурая каша. Да и вообще проект производит впечатление демки с Oculus Rift версии DK1, а никак не полноценной игры, вышедшей уже после массового запуска VR.

Один маленький шаг для человека... Впечатления от Robinson: The Journey и The Martian VR Experience - фото 10

* * *

Интересно, как почти в одно и то же время могут выйти проекты почти на одну и ту же тему, но с таким разным уровнем реализации, что они кажутся играми из разных эпох. Один продвигает VR вперед, выжимая из технологии максимум и успешно адаптируя под нее привычный геймплей, другой же остается на уровне аттракциона, способного впечатлить только тех, кто виртуальную реальность в глаза не видел. Остается надеяться, что первых будет со временем только больше.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь