28 декабря 2016
Обновлено 17.05.2023

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - изображение обложка

Конец года — время подводить итоги и делать прогнозы. Давайте сейчас вспомним, какие события поразили нас в уходящем 2016-ом. Как говорится, «что сделало наш год». Без лишних слов — начнем!

Индустрия в 2016 году

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 1

Виртуальная реальность года

Когда в будущем историки игровой индустрии будут писать свои многотомные труды, 2016 год они обозначат как начало эпохи виртуальной реальности. В том, что это будет именно эпоха, а не короткий всплеск интереса, мы уже не сомневаемся. Хотя ожидаемой революции так и не произошло.

Именно в этом году все устройства от основных игроков рынка поступили в широкую продажу. Прием предзаказов на потребительскую версию Oculus Rift был открыт еще 6 января, а до релиза шлем добрался в марте. Еще через пару недель вышел HTC Vive от Valve. Ну а Project Morpheus, переименованный в PlayStation VR, Sony выпустила только в октябре.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 2
Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 3

Реальными цифрами по продажам ни одна из компаний все еще не делится. Но аналитики из SuperData в начале декабря обнародовали свои прогнозы, и, если им верить, энтузиазм публики оказался весьма умеренным. Миллион устройств ни одна из компаний до конца года так и не продаст. На первом месте будет PS VR — 750 тысяч, на втором HTC Vive — 450 тысяч, ну а Oculus купят только 355 тысяч человек. Сравнение, может, и не очень уместное, но даже консоль Wii U, которую принято считать не очень успешной, продалась лучше.

Причины понятны: цена, что у Oculus Rift, что у HTC Vive, весьма кусачая, а системные требования предполагают наличие очень мощного компьютера. Для шлема от Sony не нужно ничего, кроме PS4 и камеры к ней, да и стоит он на порядок меньше, но по качеству картинки конкурентам явно проигрывает.

Что важнее, полноценных игр для виртуальной реальности пока что очень и очень мало. Львиную долю библиотеки всех устройств составляют простенькие проекты, в которых геймплея на час или два. А дорогие и масштабные хиты разработчикам пока создавать невыгодно. Их просто некому покупать. Последствия этого ощутила на себе компания Crytek , которая испытывает большие финансовые трудности после релиза Robinson: The Journey.

Но все же шлемам виртуальной реальности удалось главное — они открыли новый способ рассказывать истории и взаимодействовать с игроком. Надеемся, что в следующем году на VR все-таки выйдет гораздо больше игр и шлемы не будут пылиться без дела.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 4

Покемономания года

Когда в прошлом году Nintendo показывала трейлеры своей мобильной игры про покемонов, мы и представить не могли, во что все это выльется. Выглядело, конечно, занятно, но вряд ли кто-то всерьез полагал, что проект в дополненной реальности по-настоящему сведет планету с ума.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 5
Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 6

Перечислять все рекорды, которые поставила Pokemon Go, можно долго. За неделю с момента своего релиза в начале июля игра заработала четырнадцать миллионов долларов. За месяц — двести миллионов. Она стала самой скачиваемой мобильной игрой за всю историю США, оставив позади и Angry Birds , и Flappy Bird , и Candy Crush. На пике популярности было зафиксировано, что слово «покемон» в Google ищут чаще, чем порно. Акции компании Nintendo в первые дни взлетели на десять процентов, а после — на восемьдесят шесть, благодаря чему корпорация натурально гребла миллиарды. Правда, потом акции резко обрушились, стоило японцам признать, что непосредственно к разработке они не имеют никакого отношения и за все ответственна Niantic , но это уже совсем другая история.

Летом целые толпы людей бродили по улицам в поисках редких карманных монстров. Некоторые смельчаки не стеснялись ловить покемонов в церквях, музеях, в том числе и музее Холокоста, в домах незнакомых людей. Всяческих казусов за два месяца безумной популярности игры произошло немало. О самых ярких и запоминающихся мы рассказали в ролике «Покемономания».

Уже в начале осени эпидемия благополучно закончилась. Сейчас в Pokemon Go играют разве что самые матерые фанаты. Но пока о карманных монстрах говорили все, голливудские боссы успели заключить важную сделку. Кинокомпания Legendary Pictures , ответственная за «Тихоокеанский рубеж» и франшизу «Голодные игры» , приобрела права на фильм про покемонов. Причем экранизируют они одну из самых странных игр в серии — «Детектив Пикачу» , где знаменитый желтый зверек разговаривает и расследует преступления. Сценарий пишут Николь Перлман, соавтор марвеловских «Стражей галактики» , и создатель мультсериала «Гравити-Фолз» Алекс Хирш. Когда именно мы увидим на большом экране существ, что свели мир с ума, пока не известно.

Экранизация года

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 7

В этом году состоялся первый эксперимент компании Blizzard в настоящем большом кинематографе. Ведь она не просто продала права на экранизацию Warcraft — нет, Blizzard Entertainment тщательно контролировала все стадии создания фильма, который, напомним, провел в производственном аду целых десять лет. И конечный результат не разочаровал фанатов. Но, к большому сожалению, ни капли не впечатлил кинокритиков. Рейтинг картины «Варкрафт» на популярном сайте Rotten Tomatoes — всего 28%.

Такие разгромные оценки прессы не могли не повлиять на сборы фильма. В домашнем прокате «Варкрафт» с треском провалился, собрав лишь сорок семь миллионов долларов при бюджете в сто шестьдесят. Зато мировой прокат позволил картине окупиться по крайней мере дважды.

Ну и, конечно, совершить революцию в экранизациях видеоигр фэнтезийный блокбастер не смог. Сами мы считаем, что это действительно хороший фильм — особенно на фоне других попыток перенести игровые сюжеты на большой экран. Но общая ситуация в этой области все так же печальна. Надеемся, что Blizzard не оставит попытки создавать не только отличные игры, но и классные фильмы по своим вселенным.

Overwatch года

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 8

Тем более что с играми у Blizzard все замечательно. В мае, спустя полтора года после анонса, состоялся релиз сетевого шутера Overwatch — первой новой IP авторов Diablo и Warcraft за последние десять лет.

Когда игру впервые показали на BlizzCon 2014 и объявили, что компания будет заниматься именно ею, а не загадочным проектом «Титан», многие игроки испытали разочарование. Overwatch начали сравнивать с Team Fortress и упрекать в неоригинальности. К тому же у Blizzard почти не было опыта в создании шутеров. Но уже на этапе бета-тестирования игра начала набирать популярность, а после релиза и вовсе взорвала игровое сообщество. К концу первой недели в Overwatch играли семь миллионов человек. Еще через неделю — десять миллионов, а к октябрю это число перевалило и за двадцать. Боевик был назван мультиплеерным проектом с наибольшим темпом роста игроков в индустрии.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 9

Про оценки прессы и говорить нечего. На Metacritic у Overwatch 91 балл. Мы поставили игре заслуженные десять из десяти. Также проект получил премию The Game Awards как лучшая игра года.

В общем, Blizzard в очередной раз удалось покорить почти всех и сотворить однозначный хит.

Пустое небо года

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 10

No Man’s Sky была одной из самых амбициозных и ожидаемых игр 2016-го, а в результате стала главным разочарованием. Для простых игроков, для журналистов и для самого Шона Мюррея, идейного лидера Hello Games. Кажется, он так сильно верил в свой проект мечты, что заразил этой верой всех остальных. Напомним, что он обещал в игре мультиплеер, разнообразную и живую вселенную, реалистичную физику, флору и фауну, живущую по реальным законам биологии. В общем, много всего. Не удивительно, что потенциальным фанатам настолько не терпелось прикоснуться к шедевру, что Мюррей даже получал письма с угрозами после переноса даты релиза.

Ожидание было настолько невыносимо, что игру выкрали за неделю до выхода. Самый нетерпеливый фанат выкупил диск за тысячу долларов. Он же заронил в игровом сообществе сомнения, описав свои первые дни в игре. Опасения подтвердились сразу после выхода — в No Man’s Sky не оказалось и половины всего того, что обещал Шон Мюррей. Игровая пресса была готова к такому повороту событий, поэтому судила итоговый продукт, а не гипотетический. В результате на Metacritic у игры умеренная оценка в 61 балл.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 11
Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 12

Но геймеры были беспощадны. Волна возмущения и разочарования игрового сообщества поднялась так высоко, что в Великобритании в отношении Hello Games даже возбудили дело по обвинению в недостоверной рекламе. Впрочем, расследование показало, что все обещания давал только сам Шон Мюррей. В трейлерах и промоматериалах ничего такого не было. Поэтому весь свой гнев игроки могли выражать только через возврат денег в Steam.

Сейчас Hello Games периодически выпускают большие патчи, которые постепенно наполняют No Man’s Sky контентом. Возможно, однажды она превратится в некое подобие той игры, что нам обещали. Но, как говорится, первое впечатление можно произвести только один раз.

Анонс года

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 13

А вот самой ожидаемой игрой 2017-го и, наверное, 2018 года можно уже сейчас назвать Death Stranding Хидэо Кодзимы. Отмена Silent Hills и расставание геймдизайнера с компанией Konami были в числе самых громких новостей прошлого года. Уже тогда создатель серии Metal Gear заявил о том, что намерен основать собственную студию и заняться неким большим проектом.

И вот на выставке E3 2016 Кодзима представил трейлер эксклюзива для PlayStation 4, с трудно переводимым названием Death Stranding. Там мы увидели Нормана Ридуса, звезду сериала «Ходячие мертвецы». Напомним, что именно он должен был сыграть главного героя в отмененной Silent Hills.

Что именно нам показали на E3, мы так до сих пор и не поняли. Почти во всех игровых изданиях и на форумах в сети появились многочисленные теории и трактовки загадочного ролика. Все последующие месяцы Кодзима мизерными дозами скармливал публике информацию о концепции своей игры, но не вдавался в подробности. Известно лишь то, что это будет экшен от третьего лица с какой-то инновационной формой мультиплеера.

А еще Death Stranding подстегнула армию интернет-детективов. Анализируя твиты и посты в Instagram, те выяснили, что в проекте участвует Мадс Миккельсен, известный по сериалу «Ганнибал». Это подтвердилось гораздо позднее, на вручении премии The Game Awards, где Кодзима представил второй трейлер игры.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 14
Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 15

Помимо Миккельсена в ролике засветился единомышленник японского геймдизайнера — Гильермо дель Торо. Также ходят слухи, что на участие в проекте подписалась целая команда голливудских звезд первой величины, в числе которых Идрис Эльба и Райан Рейнольдс. А недавно Кодзима сообщил и некоторые технические подробности о Death Stranding. Игра делается на том же движке, что и ожидаемая Horizon: Zero Dawn. Разработчики из студии Guerrilla Games геймдизайнеру эту технологию подарили. Уникальный для индустрии случай.

Вероятность того, что Death Stranding выйдет в следующем году, почти нулевая. Но мы не сомневаемся, что в течение ближайших месяцев узнаем от Хидэо Кодзимы немало интригующих подробностей.

Консоль года

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 16

Еще одним громким анонсом уходящего года стала консоль Switch, ранее носившая кодовое название NX. О том, что компания Nintendo работает над новой системой, еще весной 2015-го объявил ныне покойный Сатору Ивата. Что именно она будет собой представлять, было не ясно до нынешнего лета, когда в сеть утекли концепт-арты устройства. Как выяснилось позднее, весьма достоверные.

Официально же Nintendo Switch была представлена в конце октября. Новая разработка японцев — первый в своем роде гибрид консоли домашней и портативной. У него есть база, через которую Switch подключается к телевизору, и переносной экран со съемными контроллерами Joy-Con. Отдельно можно будет приобрести более привычный геймпад Nintendo Switch Pro. Позже стало известно, что в основу консоли лег модифицированный чип Tegra от Nvidia , на котором работают многие топовые смартфоны. По мощности Switch будет превосходить Wii U, но до той же PS4, к сожалению, не дотянет.

Свою поддержку консоли уже выразили Activision , Electronic Arts , Ubisoft и Bethesda. Стартовая линейка Switch постепенно дополняется, но уже понятно, что главным «system seller» станет The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Nintendo Switch поступит в продажу в марте 2017 года.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 17
Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 18

Киберспорт года

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 19

Уходящий год стал чрезвычайно важным для отечественного киберспорта, ведь его снова признали на государственном уровне. Теперь мероприятия по компьютерному спорту могут проходить под эгидой Министерства спорта, а участники соревнований — бороться за звания мастера спорта России, мастера спорта международного класса и заслуженного мастера спорта России. Правда, какие турниры необходимо выиграть, чтобы получить звания, пока не известно.

Ранее также сообщалось, что киберспорт может быть включен в программу Олимпиады. Международная федерация киберспорта надеется урегулировать этот вопрос к 2020 году. Именно тогда пройдут летние Олимпийские игры в Токио.

Нельзя забывать и про невероятные успехи команды Albus Nox Luna. Ребята дошли до четвертьфинала чемпионата мира по League of Legends , одного из крупнейших на международной киберспортивной арене соревнований. До ANX ни одному коллективу из СНГ не удавалось зайти так далеко. Теперь прецедент создан, так что ждем в 2017 году новых громких побед.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 20

Потери года

В 2017 году игровая индустрия снова не досчитается целого ряда разработчиков и проектов.

Компания Sony в марте закрыла студию Evolution , известную по гоночным симуляторам World Rally Championship и MotorStorm. Причиной стал проблемный запуск и прохладный прием автосимулятора DriveClub.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 21

Microsoft отменила разработку онлайновой ролевки Fable Legends и распустила знаменитую Lionhead Studios. Напомним, что на счету команды, основанной Питером Молинье, такие известные проекты, как Black and White , The Movies и, конечно же, серия Fables.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 22

Прекратила свое существование студия United Front Games , разработавшая Sleeping Dogs.

Компания Disney прекратила поддержку проекта Disney Infinity, закрыла свое игровое подразделение и объявила, что больше не будет заниматься видеоиграми напрямую.

Из-за низкого онлайна без поддержки остался сетевой боевик Evolve от Turtle Rock Studios.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 23

Один из «отцов» Warcraft, Diablo и StarCraft — геймдизайнер Крис Метцен — вышел на пенсию в возрасте сорока трех лет, чтобы посвятить себя семье. Overwatch стал его последним проектом в игровой индустрии. По состоянию здоровья был вынужден уйти в отставку и создатель Deadly Premonition Хидэтака Суэхиро, более известный как Swery-65.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 24

На днях не стало кинорежиссера Гордона Ханта, который также занимался съемками роликов с применением технологии захвата движений. На его счету знаменитые проекты Legacy of Kain , God of War и Uncharted. Хант скончался во сне в возрасте восьмидесяти семи лет.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 25

«БЫСТРОНОВОСТИ»

Найти что-то качественное в Steam с каждым годом все сложнее и сложнее из-за переполненности. Шутка ли, 40% всех игр в магазине поступило в продажу в 2016 году! А если учесть, что контроля качества в Steam как не было, так и нет, большая часть этих сорока процентов — поделки, сляпанные чуть ли не на коленке.

Самое важное, что случилось в игровой индустрии за 2016 год - фото 26

В свою очередь и с крупными PC-проектами ситуация стала только хуже. Если в прошлом году игроков больше всего огорчил «Бэтмен» , то в этом к нему присоединились уже упомянутый No Man’s Sky, Mafia 3 , Hitman и некоторые другие. Помимо спорного содержания, все эти игры на старте выдавали неприемлемо низкую частоту кадров и полнились багами.

Игровая культура 2016 года

В этом году вышло множество потрясающих фанатских работ по культовым видеоиграм и не только. Мы постарались вспомнить самые впечатляющие и качественные творения.

Дивизия года

Экранизация Tom Clancy’s The Division от Ubisoft уже снимается. Главные роли в ней исполнят Джейк Джилленхол и Джессика Честейн. Вот только когда именно фильм выйдет, пока остается загадкой. Чтобы не терять времени даром и не изнывать от ожидания, три крупнейших фанарт-каналаYouTube объединили усилия и с официального одобрения Ubisoft сняли потрясающий веб-сериал.

The Division создан силами команд Corridor Division, Devin Supertramp и RocketJump. Четыре короткометражки рассказывают истории разных людей, пытающихся выжить в зараженном городе. Истории разные по тональности и по жанру. Одна — напряженный триллер, другая — боевик, а третья и вовсе комедия. Объединяет их лишь высочайший уровень исполнения. Пожалуй, только жители Нью-Йорка смогут догадаться, что короткометражки сняты не на Манхэттене, а в Миннесоте. Там дешевле и снег найти проще. И уж точно мало кто сообразит, что сериал создан энтузиастами, а не крупным телеканалом.

Пиццерия Фредди года

Еще один потрясающий фанатский сериал подарил нам пока только один эпизод. Ну, вернее, полтора, так как у него две концовки, и одну из них зритель может выбрать сам. Зато какой получилась эта серия!

Проект студии Golden Lane вышел ровно таким, каким должен быть фильм по мотивам популярной серии игр Five Nights at Freddie’s. По сюжету некий исследователь в химзащите блуждает по заброшенной пиццерии, где его не ждет ничего хорошего. Только злобные аниматроники, ждущие своего часа.

Когда выйдет продолжение и выйдет ли оно вообще, пока что, к сожалению, не ясно. Зато команда уже выложила трейлер своей следующей работы по FNAF — фильма Red Beast.

Звездный Марио года

«Звездные войны» снова на пике популярности. Ну а водопроводчик Марио с этого пика, кажется, и не сходил. Аниматоры из студии Dark Pixel решили объединить эти две культовые франшизы в одну и за год создали замечательную зарисовку под названием Star Cart.

В ней одновременно воспроизводятся механика гоночных игр про друзей усатого водопроводчика и гонки на Татуине из первого эпизода звездной саги. Необычный кроссовер, но смотрится на удивление органично. Может, Марио пора записаться в джедаи?

Битва за тортик года

А вот встреча Гордона Фримена из Half-Life и Челл из Portal весьма предсказуема. Ведь оба они — персонажи игр компании Valve. Рано или поздно это должно было произойти. Правда, по версии канала Nukazuka, все закончилось бы дракой с применением гравицапы и портальной пушки. С чего бы вдруг? Да из-за тортиков, конечно!

Видео получилось зрелищным, а трюки с пространством и вовсе взрывают мозг. В конце очаровательная Челл в одиночку уплетает вкусности, а Гордон Фримен остается ни с чем. И правильно — он и так уже десять лет без дела сидит.

Уличный боец года

Трюкачи и любители кровавых спецэффектов с канала Rakka Rakka в этом году порадовали нас веселым роликом по мотивам Street Fighter , видимо, приуроченным к выходу пятой номерной части культовой серии.

Здесь все как всегда: опасные для жизни трюки, достойные спецэффекты и море черного юмора. Трэшово и задорно. В конце видео Рю и Кен по традиции разбивают в хлам автомобиль. Вот только он не пиксельный, а настоящий. Откуда ребята его взяли, остается загадкой. Надеемся только, что владелец машины дал на это добро.

Звездный лис года

В этом году компания Nintendo выпустила пятнадцатиминутное аниме по мотивам своей знаменитой серии игр Star Fox. Получилось неплохо, но цель у проекта была одна — прорекламировать новую Star Fox Zero. А вот независимый аниматор Мэтью Гэффорд целых шесть лет создавал первую серию мультфильма о приключениях звездного лиса. И двигала им одна лишь фанатская любовь.

Fox in Space — яркий пример безукоризненной стилизации. Анимация, цветовая палитра и даже звук — все будто прямиком из фантастических мультфильмов семидесятых-восьмидесятых годов. Смотрится просто великолепно. С нетерпением ждем второго эпизода.

R-Type года

Не менее дотошную стилизацию, только уже под фантастические аниме девяностых, нам в этом году подарил аниматор Пол Джонсон с канала Mashed. По сюжету короткометражки Game Master: R-Type, главного героя затягивает в классический сайдскроллер. Он лихо уклоняется от всех препятствий и расстреливает вражеские турели, но, как и всегда, застревает на первом же боссе. Каждая секунда мультфильма содержит семнадцать отрисованных кадров. Выглядит все не хуже, чем творения ведущих японских студий конца прошлого века.

Мечта года

А вот Мэтт Винс в своей работе ориентировался на конкретного японского мастера — Хаяо Миядзаки. Аниматор нарисовал трейлер к экранизации The Legend of Zelda, которую в какой-то параллельной вселенной все-таки сняла легендарная студия Ghibli.

Ролик продолжительностью меньше двух минут разбередил сердца сотен тысяч фанатов Хайрула по всему миру и немало их опечалил. Ведь именно такая адаптация приключений Линка была бы идеальной. К сожалению, ее не существует, и вряд ли она когда-нибудь появится. Но, как говорится, мечтать не вредно.

Маска Маджоры года

А вот и самая свежая фанатская работа, покорившая интернет буквально месяц назад. И снова по мотивам The Legend of Zelda. Над Terrible Fate трудился уже не талантливый одиночка, а целая команда профессионалов из Ember Lab. Но тоже исключительно из любви к серии.

Короткометражка про жуткую маску Маджоры создавалась по тому же принципу, что и большинство современных блокбастеров. Прекрасный дождливый лес снимали на натуре, после чего в него подселяли нарисованных персонажей. Конечный результат восхитил уже три миллиона зрителей и в который раз поднял вопрос — почему Nintendo все еще не занимается экранизацией любимой народом франшизы?

На этом с индустриальными итогами всё! Но скоро мы продолжим рассказывать обо всем самом важном, что было в 2016 году, оставайтесь на связи!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь