12 января 2017Кино
Обновлено 17.05.2023

«Викинг». The Return of the (Vi)king

«Викинг». The Return of the (Vi)king - изображение обложка
«Викинг». The Return of the (Vi)king - фото 1

Исторические фильмы — проекты крайне дорогие и малопонятные массовому зрителю. Чтобы остаться в плюсе, постановщикам приходится мешать факты с кинематографическим вымыслом (на благо цельности повествования и в угоду драматизму) и всеми силами «осовременивать» диалоги и пространство действия. Тем не менее отбить затраченные средства удается в редких случаях — те же « 300 спартанцев » Зака Снайдера и « Гладиатор » Ридли Скотта успешны и узнаваемы, но ни капли не историчны.

Но российский « Викинг » идет другим путем.

Жанр : исторический боевик Слоган: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить» Режиссер : Андрей Кравчук Продюсеры : Константин Эрнст, Анатолий Максимов, Леонид Верещагин В ролях : Данила Козловский, Максим Суханов, Игорь Петренко, Светлана Ходченкова, Владимир Епифанцев, Александра Бортич Премьера в РФ : 29 декабря Рейтинг: 18+

Три богатыря

«Викинг». The Return of the (Vi)king - фото 2

«Викинг» — история князя Владимира, вышедшего триумфатором из феодальной разборки и «крестившего» Русь (подоплека происходящего на экране изложена в нашем превью). Предыдущая лента этого режиссера, « Адмиралъ », принесла большой куш в прокате, так что продюсеры, надо полагать, без колебаний поддержали его новую инициативу. И не прогадали — при сумасшедшем для российского кино бюджете (1,25 млрд рублей) «Викинг» уже по итогам первой недели собрал 835 млн и, кажется, не намерен сбавлять темп.

События фильма разворачиваются во второй половине десятого столетия. Русь поделена между тремя сыновьями Святослава, терроризировавшего набегами Византию, — Ярополком, Олегом и Владимиром. Последний — бастард, так что ему достался «вольный» Великий Новгород, чья знать всегда придирчиво подбирала себе вождей и нередко прогоняла их (даже впоследствии легендарного Александра Невского). Будучи на севере, Владимир успел сходить за море, сдружиться с викингами и набрать дружину из иноземцев. Спрашивать у Ярополка за смерть Олега он поплыл на драккарах и в окружении наемников-берсерков.

«Викинг». The Return of the (Vi)king - фото 3

► С мая прошлого года в Крыму действует первый в России кинопарк «Викинг». Основой для него послужили масштабные декорации со съемочной площадки.

В обращении с историей Кравчук со товарищи оказались не совсем честны — к примеру, оставили за кадром Добрыню (не Никитича), дядьку Владимира, заменив его воеводой Свенельдом, и изобразили Киев серой деревушкой, что по меньшей мере странно — все-таки город был важным торговым узлом на «пути из варяг в греки» и выдерживал длительные осады кочевников. Иное дело — Корсунь, северный форпост Византийской империи, на который Владимир пошел войной. Панорамные виды этой величественной каменной крепости не дают соврать — перед нами действительно крупнобюджетный боевик.

У собратьев по цеху из 2000-х, вроде « Короля Артура » и « Последнего легиона », картина Кравчука выигрывает за счет мрачного сюжета. В самом деле — взяв Полоцк (увы, еще одна деревня из трех избушек), будущий креститель Руси насилует местную княжну, в Киеве пускает в расход Ярополка (пусть и не по своей воле), а затем (что, правда, не удивительно для язычника) закрывает глаза на человеческие жертвоприношения. Пантеон языческих богов, к сожалению, подан на уровне «Гладиатора», то есть не называя имен и с нелепыми ритуалами.

«Викинг». The Return of the (Vi)king - фото 4

► Подготовка к производству «Викинга» началась еще в 2008 году. Сами съемки продлились всего три месяца (в 2015-м).

Есть у российского блокбастера и другая проблема — слабоватый сценарий. В Киеве о набеге печенегов, скажем, узнают только у городских ворот, как будто поселений восточнее и южнее столицы, равно как и сторожевых застав, не существовало вовсе. Мотивы у главного героя донельзя размыты, все его подвиги объясняются сиюминутным желанием: буквально «хочу жену», «хочу еще одну жену», «хочу перейти в христианство».

При этом второстепенные персонажи вышли на удивление цельными — суровый воевода Свенельд (Максим Суханов), друг и дружинник Ярополка — Варяжко (Игорь Петренко), всю дорогу мстящий Владимиру, боец Федор (неузнаваемый под гримом Владимир Епифанцев) и прочие. Расстраивают и откровенные сюжетные нестыковки — Ирина, жена Ярополка, не бежала из Киева с мужем, но дождалась, когда город покинет последний рыбак и нагрянут варяги, и только тогда вышла на Днепр под парусом. Как такое может быть?

«Викинг». The Return of the (Vi)king - фото 5

Увлекшись церковными житиями-«биографиями» ясноликого державного крестителя, авторы фильма совершенно позабыли об отечественной литературе. Советский Союз славился романистами-историками, на ум приходят десятки имен: Дмитрий Балашов, Георгий Гулиа, А. Н. Толстой, Виталий Полупуднев и другие. В основу «Викинга» могли лечь «Владимир» Семена Скляренко и «Повести древних лет» Валентина Иванова, невероятно популярные в СССР. Особо постановщикам следовало бы присмотреться ко второму роману, описывающему жестокий быт норманнов. Потому что от викингов в картине — разве что «клюква» в виде напитка берсерков.

«Викинг». The Return of the (Vi)king - фото 6

► В «Викинге» поклонниками татуировок представлены не только норманны, но даже русские князья. Правда, у Владимира татуировки на лице, в отличие от соратников и брата, нет.

Сторонники исторической дезинфекции уже прошлись напалмом по «киножитию» Владимира, уличив его в недостоверности и «православном заказе». Однако подобные фильмы, как и классические пеплумы, вовсе не должны следовать сухим описаниям из учебников. Главное — верно передать летописную атмосферу. В случае «Викинга» это дикая отвага наших предков, в одночасье срывавшихся к стенам Константинополя и приколачивавших к его воротам свои щиты (как былинный князь Олег), яростные стычки с кочевниками и грубые обычаи.

Сами баталии, конечно, не сравнятся с многотысячными сражениями в «Гладиаторе» или « Царстве небесном » (хотя из обеих картин покадрово скопированы отдельные фрагменты — видимо, в качестве пасхалки), но хит советского проката, « Русь изначальную », они превосходят на голову. Естественное освещение натурных сцен и «живьем» отгроханные впечатляющие декорации кажутся верным шагом, а костюмы и доспехи заботливо «состарены», в отличие от стерильного реквизита из « Бен-Гура » Тимура Бекмамбетова.

«Викинг». The Return of the (Vi)king - фото 7

* * *

«Викинг» — добротная масштабная постановка, не имеющая аналогов в российском кинематографе. Но, поскольку жанр в какой-то степени новый для наших постановщиков, нередки детские ошибки: затянутый хронометраж, морально устаревшее slo-mo и уверенность в том, что массовый зритель легко запомнит и разберется, почему печенеги опасаются ромеев и с какой стати Владимира постоянно кличут «вымеском».

Неплохая костюмная драма с не совсем убедительным сценарием. Впрочем, местами действие захватывает так, что за рогатый шлем не оттащишь от экрана.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь