For Honor: А если бы в реальности топором по голове дали?

События For Honor происходят в вымышленную эпоху. И все же во многом разработчики из Ubisoft опирались на исторические реалии: особенно в вопросе постановки боев, настройки боевой системы.
Но действительно ли все движения, фехтовальные техники и доспехи соответствуют своим прототипам? «Игромания» задалась вопросом: «А что произошло бы, если б схватки из For Honor происходили в реальной жизни?» Все эти удары топорами, ловкие выпады нагинатами и прилетающий в череп цеп… Было бы возможно сражаться так в жизни, или лучше проводить время в игре, получая удовольствие от артистизма героев и их невозможных приемов?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили четверых экспертов.

С кем мы общались

Александр Агамальянц, реконструктор. Член клуба военно-исторической реконструкции «Морские псы Елизаветы», член клуба европейских исторических боевых искусств «Ростовская гильдия фехтовальщиков».


Павел Шилин, НЕМАист (от HEMA: Historical European Martial Arts), член РК «Мистраль», бронзовый призер турнира по дуэльному фехтованию «Восхождение-2», дважды серебряный призер Единого Петербургского рейтингового турнира по ролевому фехтованию.


Илья Савельев, бывший руководитель клуба исторической реконструкции.


Николай Апраксин, член РК «Мистраль», дважды золотой и дважды серебряный призер Единого Петербургского рейтингового турнира по ролевому фехтованию. 2-е место на турнире «Восхождение-1» по боям на стальных саблях.

Экспертам показали запись нашего прямого эфира закрытого бета-тестирования For Honor, официальные ролики игры и десятки скриншотов.
Некоторым ребятам удалось и самим поиграть в игру, после чего они вернулись с подробными комментариями происходящего на экране. Предоставляем им слово, но перед началом дискуссии обозначим несколько важных нюансов.

Павел Шилин
В боевых искусствах зрелищность и эффективность — вещи зачастую взаимоисключающие. Не зря сценическое фехтование — отдельная дисциплина. Именно ее, а не спортивное или историческое искусство боя, преподают в театральных вузах. Сравните боевые сцены в хорошем историческом фильме с записями с HEMA-турниров: дуэль в фильме красива и изобилует сложными пируэтами и поворотами оружия, турнирный же бой часто малоинтересен и не очень понятен зрителям.
На турнире вы не опасаетесь, что противник отрубит вам руку или пронзит легкое. Это спорт, в котором, если это не карается правилами соревнований, вы можете достаточно вольно пренебрегать защитой ради того, чтобы нанести результативный удар на полсекунды раньше соперника и заработать балл. Дуэли прошлого, если бойцы вели себя подобным образом, заканчивались смертью обоих участников. В определенном смысле это отвечает боевой системе в большинстве видеоигр — пропущенный удар не смертелен, а просто снижает уровень здоровья.

Теперь начнем! К оружию!
Первые впечатления
— Вы посмотрели ролики, поиграли в For Honor, что скажете? То самое, чего вы так долго ждали? Что запомнилось, бросилось в глаза первым?

Николай Апраксин
У For Honor шикарная идея. Давненько не хватало игры, где геймплей основан не на кликах по иконкам способностей в интерфейсе, а на расчете физической модели взаимодействия игроков и принятии во внимание различий между оружием, и при этом наличествует роскошная графика.

Павел Шилин
В самом начале нас знакомят со стойками. Их три: для защиты слева, справа и сверху. В фехтовании, если вы правильно стоите в стойке, то вы способны защищаться и слева, и справа, и сверху — достаточно немного изменять положение оружия, чтобы ловить на гарду или на сильную часть клинка один удар за другим. То, что в игре подается как защитные стойки, совсем не годится для защиты. Если верхняя стойка подходит для обороны — главным образом благодаря тому, что никто не захочет соваться под занесенный топор, — то «левая» и «правая» стойки смертельно опасны для самого бойца. Ведь вместо того, чтобы выставить бродекс в сторону противника, создавая дистанцию, персонаж держит его горизонтально, прижав к себе. Это позиция проигрыша, оружие всегда должно быть между вами и врагом.

Хорошая катана вполне могла застрять в древке бродекса или разрубить его.

Илья Савельев
Внешний вид героев скорее стереотипен. Голый грязный викинг с огромным топором, рыцарь в доспехах, собранных из частей с разбросом в пару сотен лет по датировке, и мечом, то ли спертым у ландскнехта, то ли отобранным у главного героя манги Berserk ; самураи, сбежавшие из голливудских блокбастеров… Хотя в данной игре это не главное.

Александр Агамальянц
Игра, сколько помню, не позиционировалась как исторический справочник, поэтому и претензий на эту тему выдвигать не стоит. Но если о средневековых реалиях даже задумываться нет смысла, то средневековой атмосферы тут хоть отбавляй! Она нарочито мрачная и брутальная, будто перед нами попытка «игроизации» Муркока или Говарда с их умирающими мирами и могучими варварами.
Кстати, внешний вид персонажей, на мой взгляд, работает именно на создание и поддержание атмосферы — очень быстро понимаешь, почему те же викинги чумазы, угрюмы и носят гирлянды из костей на поясе (в жизни-то они выглядели как прочие люди своего времени и соблюдали личную гигиену настолько, насколько позволяли условия). Дух мрачного героизма очень чувствуется в некоторых персонажах. Этого у игры не отнять, и это очень правильно!
Дуэльные техники
— Техники, используемые воинами в For Honor, вдохновлены реальными историческими практиками. Насколько реалистично они выглядят? Могли ли бойцы использовать их с такой же эффективностью в реальной жизни?

Схватки двух воинов с двуручными мечниками входят в число самых красивых в игре.

Николай Апраксин
Вся красота игры раскрывается в дуэлях. Бойцы ставят блоки, предугадывают удары, бьют комбинациями. Но зачастую, увы, у игроков не хватает терпения — я видел самое большее блок двух ударов подряд, а дальше бойцы принимают выпады на грудь или совершают перекаты назад. Видимо, управление сложное, и игроки просто жмут на все кнопки, теряясь в интерфейсе. В реальности контактный бой происходит по следующему сценарию: атака —> защита —> контратака —> защита, и так далее. Каждая удачная атака врага — это комбинация, которую нужно отбить, если хочется сохранить руки, ноги и голову целыми. Перекатываться в броне крайне трудно, а иногда совсем невозможно.

Павел Шилин
Ганс Тальхоффер, немецкий мастер фехтования и автор шести трактатов на эту тему, как и Йоханнес Лихтенауэр (не менее известный мастер XIV века), утверждали, что длинный меч предполагает серии и колющих, и рубящих ударов первой третью клинка. Одновременно с ударом вы защищаетесь, гардой блокируя клинок противника. В игре такое мы видим далеко не всегда, а зарвавшиеся игроки могут не полностью реализовывать механику сражения, намеренно сокращая дистанцию. Нагината же как прекрасный образчик длинного древкового оружия позволяет вам держаться от врага подальше, ведь не зря Джордж Сильвер в своих «Парадоксах защиты» пишет, что боец, вооруженный мечом, по причине большой дистанции окажется в проигрыше в бою с тем, кто орудует пикой либо протазаном.

Смелая фантазия разработчиков — таскание тяжеленных рыцарей викингами.

Илья Савельев
При работе парой клинков, как у «избавительницы», нужно акцентировать внимание не на жестких блоках, а на сводах в сторону. Хотя при достаточной подвижности «затыкать» до смерти этой парой можно кого угодно. Атаки и блоки смотрятся органично и пластически правильны.


Александр Агамальянц
Движения персонажей весьма реалистичны, даже с учетом того, что большая часть приемов носит скорее декоративный характер. То есть герои убивают друг друга в первую очередь красиво, а уж потом — эффективно. При этом сохраняется достоверность: берсерк прыгает, раскручиваясь, чтобы увеличить силу удара за счет ускорения, а рыцарь-страж демонстрирует историчное перехватывание меча за лезвие, чтобы ударить противника перекрестьем, на манер клевца. Обладатели клинкового оружия предпочитают убивать противников в полностью закрытых шлемах уколом в щель забрала или в зазор между шлемом и доспехом, то есть в горло.
Единственная глобальная претензия к движениям: они слишком откровенно базируются на современных приемах боевых искусств. Если о стиле боя викингов нам объективно ничего не известно, то рыцарское фехтование давно изучено и описано в достаточной степени, чтобы можно было найти десяток-полтора подходящих для игры действий. Но это, как и реалистичность доспехов, очень узкоспециализированная тема.

Добивание стражем врага, где демонстрируется перехват меча.

Павел Шилин
Имея два меча или топора, вы можете почти одновременно наносить удары в разных плоскостях, не позволяя одним клинком защититься от двух атак сразу. В For Honor же бойцы с двумя мечами любят наносить ими удары в одну и ту же точку. Более того, в эти моменты они включают едва ли не главный бич эффективности — вращения.
Прокручиваясь вокруг себя, воин яростно обрушивает меч на оторопевшего врага — это зрелищно. Но в реальности поворачиваться к врагу спиной даже на мгновение смерти подобно! Куда эффективнее были бы шаги в сторону, позволяющие обойти защиту соперника.

О массовых сражениях
— Если с боями 1х1 или 2x2 все более или менее теперь понятно, то как обстоят дела в побоищах 4х4 с десятками ботов? Невероятно трудно сохранить реалистичность происходящего при таком масштабе боя.

Николай Апраксин
В массовых сражениях порой все сводится к тому, чтобы превосходящими силами задавить противника. В реальности, конечно, и такое бывает, численное преимущество всегда плюс. Но во время реконструкции массовое побоище выглядит по-другому — там нет верзил, которые со спокойствием мамонта передвигаются по полю битвы в поисках цели. Нет ноунеймов-футменов, наносящих беспорядочные удары. Сражение происходит строй на строй. Строй состоит из нескольких рядов разного назначения: щитники, алебардисты, копейщики и прочие. Работают солдаты-реконструкторы слаженно, а побеждает тот, кто лучше умеет работать в команде.

Илья Савельев
МЯСО. Именно так, большими буквами. Смотрю на это сочное рубилово, и по щеке бежит слеза умиления. Как же давно на экране не было такой задорной рубки! В голове сразу активизируются рецепторы, помнящие почти животное удовольствие от таких старых добрых игрушек, как Rune , Die by the Sword и, конечно, Severance: Blade of Darkness. Играют на ностальгии!

Александр Агамальянц
Я считаю, что игра имеет просветительский уклон, заключающийся в общей брутальности и некотором натурализме происходящего. Главные герои — профессиональные воины, едва ли не с рождения постигавшие тонкости владения оружием. Естественно, выносливость, сила, ловкость и реакция у таких ребят были почти безупречны. А рядовой солдат зачастую был самым обычным крестьянином, которого вчера оторвали от пашни, вооружили чем придется и послали в бой вместе с несколькими сотнями таких же. Его участь при столкновении с лучше подготовленным (и хладнокровным!) противником была предрешена.
Но сила мелочей — в их количестве, и даже самые безобидные из рядовых, навались они кучей, могли если не убить, то уж точно ранить любого героя. В игре эта идея активно используется. Когда великий воин вламывается в толпу мужичья, начинается самая настоящая мясорубка, но кто-нибудь успевает зайти со спины и нанести коварный удар. В жизни, повторюсь, такой маневр мог обойтись очень дорого.

Щитники часто оказываются пушечным мясом, не способным наброситься целым отрядом. Это помогает сохранить жизнь.

Павел Шилин
Вот именно! Протагонист запросто прорывается сквозь строй вражеских ботов, получая всего два или три удара, в то время как в реальности требуется набрать неплохой разгон, чтобы просто проломить первую линию щитников, и в это время пять-шесть человек будут беззастенчиво колотить вас по всем местам, до каких дотянутся.

Александр Агамальянц:
Поле битвы выглядит забавно! Рыцари с викингами хоть и отделенные друг от друга веками, но все же представители одной военной традиции. Их сражения — это что-то типа «битвы дедов с правнуками» (к слову, некоторые клинки, выкованные во времена викингов, доживали и до рыцарских времен, меняя по пути навершие и крестовину на более современные). Японские же доспехи и оружие создавались в других условиях и, соответственно, имеют иное предназначение и принципы применения, нежели европейские, равно как и материалы, из которых они изготовлены. Создатели самурайской брони не рассчитывали, что ей придется выдерживать размашистые удары европейского богатыря. А в игре она выдерживает. Правда, не очень долго.
— Что же в итоге? Каков ваш вердикт, какова мораль и стоит ли фанату как ролевых боев, так и исторического фехтования, знакомиться с For Honor?

Илья Савельев
За вычетом совершенно позерских приемов (викинги не поднимали рыцарей, закованных в броню, весом в 80—100 килограмм, и не тащили их несколько метров, чтобы бросить, а ассасины не блокировали бродекс парой хилых клинков), рубилово зрелищное: удары похожи на удары, а не на танцы вокруг шеста.


Александр Агамальянц
Полагаю, ни для кого не станет откровением, что удар с размаху двуручным топором либо нанесет тяжелейшую рану, либо просто убьет, особенно если цель — воин без какой-либо защиты. Человек в кольчуге в лучшем случае отделается сломанными ребрами. Здесь же герои от души дубасят друг друга, словно заправские титаны реслинга. Однако именно это сохраняет шкуры игрока и зрителя в целости!

Павел Шилин
Схватка насмерть, фехтование на турнире и бой в фильме или компьютерной игре — это разные и мало пересекающиеся плоскости со своими целями и задачами. То, что общепринято и даже необходимо в одной из них, в другой может быть неуместным.

Посему лучше играйте в For Honor и не подвергайте себя опасности, пытаясь повторить приемы, характерные для героев игры. Тут все же сражаются мифические бойцы из саг и сказаний!