Обзор фильма «Вурдалаки»: гость с того света

Обзор фильма «Вурдалаки»: гость с того света

Кино — Обзор фильма «Вурдалаки»: гость с того света
Вольное переложение рассказа А. К. Толстого «Семья вурдалака». Стоит ли тратить на фильм полтора часа? Разбираемся!
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Кино
Обзор фильма «Вурдалаки»: гость с того света
Обзор фильма «Вурдалаки»: гость с того света
С приходом в большое кино весьма значительных, по нашим меркам, денег отечественные кинематографисты ринулись осваивать новые жанры. Зимний сезон в прокате стал подтверждением тому (см. «Защитники», «Притяжение»). Еще один пример — «Вурдалаки» режиссера Сергея Гинзбурга, оказавшиеся крайне вольным переложением знакового рассказа А. К. Толстого «Семья вурдалака». Стоит ли тратить на фильм лишние полтора часа и деньги на Blu-ray? Разбираемся!
Жанр: мистический триллер
Слоган: «Для любви смерти нет...»
Режиссер: Сергей Гинзбург
Сценаристы: Алексей Караулов, Тихон Корнев, Алексей Тимм
В ролях: Михаил Пореченков, Константин Крюков, Аглая Шиловская, Андрей Руденский, Игорь Хрипунов, Роман Мадянов и другие
Премьера в РФ: 22 февраля
Рейтинг: 12+

Рыцарь с пеленок

«Семья вурдалака», напомним, повествовала о французском дворянине д’Юрфе, отправившемся с дипломатическим заданием из Парижа в Молдавию. Время действия — 1759 год. В ходе затянувшегося путешествия д’Юрфе останавливается в сербской деревеньке близ Дуная, где в сумерках и тишине узнает, что кровопийцы реальны. Впрочем, уйти с головой в мистику не удается — нужно мчать к молдавскому господарю, из-за чего и романтические беседы со Зденкой, селянкой-красавицей, приходится оборвать на полуслове.
Во второй раз дипломат попадает в деревню на обратном пути в Париж, через полгода. Перед ним пустые дома — видно, что в них давно никто не живет. Плюнув на слухи, он останавливается передохнуть, однако местные, обратившиеся в вурдалаков, устраивают дворянину незабываемую ночь — такую, что он и спустя полвека вспоминает о ней с содроганием.
У кинематографистов простодушная и застенчивая Зденка превратилась в волевую Милену, способную огреть и турка, и своего.
Не волнуйтесь — выше нет спойлеров. В «Вурдалаках» Гинзбурга осталось еще меньше от оригинала, чем в «Вие» Олега Степченко — от повести Гоголя. События перенеслись в Карпаты, в принадлежащую России местность на границе с Османской империей. Время примерно то же, правление Елизаветы Петровны. Ее посланник Андрей в исполнении Константина Крюкова, джентльмен по рождению и гардемарин по натуре, прибывает в Спасский монастырь на окраине страны — просить опального монаха Лавра вернуться в Петербург. Тут и начинаются чертовщина и поножовщина.
Дальний угол империи — идеальное место для фантастических тварей. В деревне рядом с цитаделью отца Лавра не раз были замечены и упокоены осиновым колом в сердце вурдалаки. Так славяне называют вампиров, и от классических упырей они отличаются лишь тем, что предпочитают питаться родственниками и друзьями.
С богатыми пейзажами контрастирует высящийся по соседству готический замок — с незапамятных времен вотчина вампира Витольда Пештефи. Будучи в мыслях Дракулой и немножко Наполеоном, он мечтает утопить мир в крови и всю ее выпить. Одна беда — при свете солнца граф бессилен. Чтобы стать дневным вампиром, Пештефи должен заполучить для ритуала дитя человека и вурдалака — Милену, прообразом для которой послужила Зденка из первоисточника.
Турок-разбойник Алибек из новеллы А. К. Толстого в кадре не замечен. Зато его соотечественник становится приближенным слугой графа-вампира.

Между штилем и девятым валом

Сценарий простоватого фэнтезийного триллера не раз переписывался — в титрах указаны сразу несколько авторов, причем хорошо известных. Да вот беда: отказавшись от оригинала и пойдя своей дорогой, они ничего толкового придумать не сумели. Картина строится на знакомых массовому зрителю сюжетных ходах, так что при просмотре «Вурдалаков» вы, скорее всего, будете откровенно скучать, как на упомянутом «Вие». Однако Олегу Степченко хотя бы удалась детективная кульминация — в ленте же Гинзбурга история резко обрывается.
Упыри при встрече с людьми думают не о переговорах, а о перекусе, что должно сулить батальные сцены, но их, увы, крайне мало. Красную жидкость постановщики цедят по капельке, отрабатывая рейтинг «12+». Оборона монастыря от ходячих мертвецов обставлена скупо, то же скажем об экшеновых сценах в целом. Тема «особых» вампиров, личной гвардии Витольда, с выпирающими венами и в готических костюмах, не получила развития — они только зыркают злыми глазищами, и на этом все.
Инок — идеальный кандидат на роль российского «чисто конкретного» супергероя. И куда смотрели создатели «Защитников»?
Вторичность истории и главного злодея передалась и прочим персонажам. Характеры безвольные, без ярких фраз и запоминающихся выходок. Любовная линия столичного барина и сельчанки подана без азарта, хотя Милена (Аглая Шиловская), бесспорно, главное украшение кадра. Положение спасает Парамон, слуга Андрея, — Роман Мадянов в очередной раз воплотил образ дюже забавного дядьки.
Что до Михаила Пореченкова (Лавр), то и молитвы он бубнит монотонно, и крестится с ленцой. С одной стороны, фигура явно крупнокалиберная, с другой — в нем чувствуется некая неловкость. Ну и конечно, это полная противоположность карикатурно дерганому Паисию из «Вия», из-за чего некоторые упрекают ленту чуть ли не в «православном заказе».
Главная удача картины — бородатый Парамон (Роман Мадянов). И смешит, и актерской игрой радует.
Еще «Вурдалакам» не хватает изюминки в диалогах и деталях — вроде того, почему карпатские крестьяне никогда не называли умерших по имени. В итоге фильм как костюмная драма заметно уступает «Тайнам дворцовых переворотов», как хоррор — любому сколько-нибудь известному представителю жанра, а в плане спецэффектов — даже серенькому «Другому миру».
Недоработка ощущается по всем фронтам. Взять хотя бы декорации: они мрачны и готичны, жаль, постановке не хватает изобретательности. Тем не менее «Вурдалаки» — неплохая заявка на освоение нашим кино нового жанра, занятный эксперимент.
Комментарии
Загрузка комментариев