04 ноября 2002
Обновлено 17.05.2023

Другая война (Another War)

Другая война (Another War) - изображение обложка

Случилось страшное. Я был застигнут редактором, который объявил мне выговор за неуставную форму одежды, курение и игру в Morrowind в рабочее время. Я уже совсем было приготовился к худшему — рисованию скриншотов следующего номера акварельными красками, но редактор, загадочно улыбаясь, сказал: “У меня для тебя другая… война”. Стараясь не выдать душевного волнения, я взял предложенную коробку с игрой. Первое знакомство 1941-й год, оккупированная Франция. Главный герой встречается с лучшим другом, и тот сообщает ему, что стал обладателем некой таинственной карты, которая не должна попасть к нацистам. Как водится, на самом интересном месте появляется патруль и забирает парочку. Теперь у героя, прежде болтавшегося без дела, появляется цель в жизни: удрать из тюрьмы, спасти друга и разобраться-таки, что же скрывается за этой картой. Бедняга еще и не подозревает, что на это у него уйдет все свободное от отдыха время… Переварив данную информацию рекламных объявлений, перехожу к общению с игрой. Меня встречает экран генерации персонажа, сильно напомнивший любимый Fallout. Наскоро разбросав свободные очки по характеристикам (сила, ловкость, интеллект — ну, вы знаете), жму на кнопку — и становлюсь зрителем короткого, но мрачного и стильного вступительного ролика. Сердце забилось быстрее в радостном ожидании… Период влюбленности Надо сказать, что с **

Другая война (Another War) - фото 1

**
С официанткой в кафе можно мило поболтать о жизни.
самого начала “Другая война” делает все, чтобы влюбить в себя. Первая же локация, Аннеси, выглядит в точности так, как должен выглядеть маленький французский городок. Интересно просто ходить и рассматривать окрестности, любоваться тем, как выглядят мощеные улочки, маленькие столики кафе. Вечернюю мглу освещают фонари, на площади у фонтана на скамейках сидят люди. Правда, лиц не рассмотреть, но “одеты” они с большой тщательностью — работяги носят жилеты и кепки, музыканты — фраки, а агенты гестапо щеголяют в длинных кожаных пальто. А музыка… скажем так — в “Семнадцати мгновениях весны” она была бы абсолютно на своем месте. Кроме того, при исследовании окрестностей герой выдает остроумные, местами даже язвительные комментарии, а по количеству текста в соответствующем окошке “Другая война” вполне сравнима с Fallout или Planescape: Torment… Поневоле настраиваешься на неторопливое и даже медитативное исследование окружающего мира, как вдруг сюжет делает крутой поворот: герой оказывается в тюрьме. Разумеется, ни один уважающий себя “ролевик” не станет дожидаться, когда закончится срок заключения, а возьмет инициативу в свои руки и попытается выбраться из тюряги самостоятельно. Тюрьма же, по замыслу разработчиков, предназначена исключительно для знакомства игрока с тем, как в “Другой войне” устроены бои. А бои здесь проходят только в реальном времени, так что времени на раздумья не остается вовсе. Соответственно, за кадром остаются все тактические и стратегические приемы, что ж — чай, не в Jagged Alliance 2 играем. Способы ведения боевых действий достаточно традиционны: можно озадачивать противника кулаками (не очень эффективно, зато не требует никаких затрат), холодным оружием, ножом или штыком (чуть более эффективно), поливать свинцом из целого ряда образцов огнестрельного оружия (серьезные повреждения) или же, наконец, применять оружие массового поражения — гранаты. Одновременно нам дают понять, что лечить кровоточащие раны можно как с помощью бинтов и аптечек, так и с помощью всего, что только можно съесть или выпить. Операция по освобождению моего героя из тюрьмы получила у меня кодовое название “Битва у ящиков с сыром”: персонаж ну никак не мог справиться даже с одним охранником, поэтому после обмена парой ударов или выстрелов ему приходилось галопом бежать к горе ящиков с бесконечным запасом сыра, где, опять же на бегу, брать сыр и лопать его,

Другая война (Another War) - фото 2

В подвале этого замечательного собора живут злобные агенты гестапо. А навестить их придется…
после чего снова вступать в бой. Любопытно, что в ящиках водился сыр разных сортов (!) — рокфор, камамбер и другие, при этом каждый кусок обладал определенным весом и восстанавливал определенное число “очков здоровья”. Для интересующихся гастрономией сообщаю, что поправлять самочувствие можно также хлебом, сосисками, картошкой, вином и водкой. Надо сказать, что разработчикам и здесь удалось найти оригинальное решение: в ходе одного из квестов герой поймал курицу, весьма аккуратно несущую яйца, которыми, совершенно верно, можно было восстанавливать подорванное здоровье. Приятно, черт возьми, что некоторые разработчики не лишены фантазии. Бурный роман Свобода, свобода! Мы прошли первое испытание, наконец-то вырвались из фашистского застенка и готовы отдать все силы на исследование этого замечательного, увлекательного мира. Более того, блуждание по подземелью пошло герою на пользу. Он набрался опыта и за каждый честно заработанный уровень получил очки, весьма полезные для обучения его, героя, владению холодным и огнестрельным оружием, работе со взрывчаткой, лечению и прочим замечательным трюкам и фокусам. Более того, в результате скитаний он наткнулся на Иоганна, вечно пьяного солдата-дезертира, которого по доброте душевной подобрал, взял в напарники. Иоганн оказался способен к грамоте, в результате чего стал вести полевой дневник, отмечая в нем полученные и выполненные задания. Кроме того, он по мере сил поддерживает своего “босса” в бою, хотя и несколько бестолково: на то, чтобы перезарядить оружие, его еще хватает, а на то, чтобы сменить ствол, — уже нет. К сожалению, за удовольствие нужно платить — о напарнике придется заботиться, ведь в случае его смерти игра заканчивается. Очевидно, люди из Cenega исповедуют принцип Сент-Экзюпери — “мы в ответе за тех, кого приручили”. Такое неожиданное внимание к персонажам второго плана неподготовленного человека приводит в полное изумление. Как бы то ни было, довольно скоро обнаруживается, что квесты в “Другой войне” довольно редки. При этом абсолютное большинство их относится к разновидности “подай-принеси”, что, конечно, не может вызвать теплых чувств по эту сторону монитора. Ну и ладно, зато “Другая война” оказывается серьезно ориентированной на “экшен”. Бои — едва ли не лучшая часть игры. Их много, они нелегки и весьма содействуют выбросу адреналина в кровь (крик “Halt!” лично меня каждый раз заставлял вздрогнуть). Кроме того, оружие

Другая война (Another War) - фото 3

Вот он, знаменитый самогонный аппарат югославских партизан!
в игре неплохо сбалансировано — даже самое, с моей точки зрения, приятное оружие, снайперская винтовка (один выстрел — один труп), имеет ощутимые минусы — перезаряжается долго, боеприпасы попадаются редко. Идеального оружия нет, и это замечательно. Оружие имеет обыкновение изнашиваться и ломаться в самый неподходящий момент, что, я уверен, доставит геймерам немало приятных минут (разумеется, все оружие можно чинить, и проблем можно избежать, вовремя “научив” своего героя соответствующему умению). Кроме того, оружие не только имеет свои характеристики, но и предъявляет требования к персонажу — так, та же снайперка “хочет” по 7 баллов в графе “Ловкость” и “Интеллект”, что было очень обидно моему интеллигентному, но неуклюжему герою. Враги весьма многочисленны и неплохо выдрессированы. Они держатся спокойно и твердо, если уверены в своем превосходстве, и наоборот, начинают петлять, наматывать круги вокруг игрока, уклоняясь от выстрелов, и даже убегают, если дела их идут плохо; они не стесняются использовать аптечки и активно бросают гранаты не только в игрока, но и просто в его сторону, если они его не видят. И так как врагов много и respawn работает как часы, то путешествие по локациям не превращается в легкую прогулку — напротив, это скорее серия коротких, осторожных перебежек, сопровождающихся яростными схватками. И тем приятнее становится вполне узаконенное мародерство после боя, тем интереснее собирать подарки, оружие и прочее с тел павших, тем более что время от времени попадаются совершенно замечательные предметы, каски, ремни, шинели и т. д., которые обладают уникальной способностью улучшать характеристики героя — ловкость, силу, удачу и все остальные. Нужно заметить, что “кукла” весьма и весьма симпатична, в связи с чем ее “одевание” доставляет огромное удовольствие. Почему — сложно сказать. Возможно, это один из тех забытых инстинктов, наряду с охотой и собирательством, на которых умело играет “Другая война”. Охлаждение и окончательный разрыв Однако ж ничто не вечно, и счастью приходит конец. Приодев героя в приличные шмотки, раздобыв для него эксклюзивную пушку и набив кошелек деньгами, а рюкзак — полезными вещицами, начинаешь задумываться если не о смысле жизни, то о смысле игры точно. А получается довольно странная история. Претензия нумеро уно: шутки унд юмор. Дело в том, что авторы с самого начала не претендовали на историческую достоверность и обещали просто

Другая война (Another War) - фото 4

Да, это была славная бойня. Теперь - время собирать трофеи.
ослепительное шоу “по мотивам” в духе “Монти Пайтона” и “Индианы Джонса”. Так вот, как бы это сказать помягче… Уровень не тот. Не дотягивает. То есть одно у разработчиков получилось очень хорошо: они здорово проехались по национально-патриотическим чувствам. Посмотрите только на здешних французов, готовых продать родную мать за кусок сыра, традиционно глупых и трусливых немцев (“Ахтунг, партизанен!”), югославских партизан, живущих только ради того, чтобы пить сливовицу… Мало? Тогда вот еще новый экспонат кунсткамеры — русские, которые работают над суперсекретным проектом вместе с немцами в блокадном Ленинграде! И если история с командиром партизан, наладившим, в соответствии с коммунистическими принципами, выдачу сливовицы исключительно по талонам, еще может вызвать улыбку, то от рассказа некоей бабушки о ее внуке, изучающем медицину у доктора Менгеле, просто идет мороз по коже. Претензия нумеро дос: собственно ролевая начинка. Тут все тоже не очень хорошо. Действие разбито на эпизоды — Франция, Югославия и т. д., и достаточно пройти один-два, чтобы понять, что сюжет игры — прямой как палка. Более того, побочные квесты здесь — редкий, исчезающий вид. Пройдя первый эпизод и подобравшись к финалу второго, я вдруг попытался вспомнить, сколько же было необязательных, не относящихся к сюжету квестов. Удалось вспомнить 1 (прописью — один). Квестов, хоть как-то изменяющих развитие сюжета, — ни одного. Ситуация с побочными квестами немного, совсем чуть-чуть, налаживается в следующих эпизодах, но кардинального улучшения так и не происходит. Главная же линия сюжета, постоянно мечущаяся от стеба к пафосу и обратно, довольно скоро начинает навевать тоску, все равно что этот вездесущий московский смог. Грустно. Напоследок — совет будущим строителям ролевых игр: пожалуйста, внимательно учтите ошибки “Другой войны”. И читайте, читайте “Ролевую Библию” Константина Артемьева в соответствующих номерах “Игромании”. Там абсолютно все по делу.


Геймплей: 6 Графика: 8 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 6 Рейтинг “Мании”: 7.0 Дождались? Злобный диаблообразный “экшен” с юмором и ролевыми элементами сомнительного качества. Оправданность ожиданий: 70%

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь